Памятка к родительскому собранию по теме: "Индивидуальные особенности и склонности учащихся начальной школы"
материал на тему
Памятка для использования на родительском собрании с 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальные особенности и склонности детей начальной школы | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальные особенности и склонности младших школьников
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше.
Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддержать. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Рекомендация: обязательно учитывайте темпераментально-личностные особенности Вашего ребенка. Не заставляйте его делать его работу так, как вам хочется, формируйте индивидуальный стиль деятельности с опорой на особенности Вашего ребенка.
Психологическая адаптация первоклассника к процессу обучения.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка
(как Вы поймете, что процесс адаптации протекает нормально) :
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются:
(как Вы поймете, что процесс адаптации протекает неблагоприятно)
- негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
- При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Длительность процесс адаптации первоклассников:
Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.
Факторы, влияющие на протекание процесса адаптации:
- адекватная оценка своего положения ребенком
- правильные методы воспитания в семье
- наличие/отсутствие в семье конфликтных ситуаций
- статус в группе сверстников
Психологические особенности возраста:
- «Кризис 7-и лет» - рождение социального «Я» ребенка
- Если в этот период ребенка преследует цепь неудач – формируется комплекс неполноценности, достаточно устойчивый
- Если ребенок испытывает чувство успеха – формируется комплекс собственной значимости
- Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная
- Новая социальная роль – ученик. Нужно объяснять школьные правила
- Формируется «внутренняя позиция школьника», которая помогает ребенку выполнять новые обязанности, переносить неприятности.
- Важно для родителей укреплять эту позицию
- серьезно относиться к школьной жизни ребенка,
- уделять внимание к его успехам и неудачам,
- терпение,
- обязательное поощрение стараний и усилий,
- эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
- Самый значимый человек в этот период – учитель. Не должно быть ревности, обсуждений учителя и его действий.
- Важно: развитие мелкой моторики рук
- Важно: соблюдение режима дня и отдыха ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Возрастные и индивидуальные особенности учащихся в 4 классе"
Конспект родительского собрания , проведенного в 4 классе. основные вопросы:- познакомить родителей с понятием «темперамент»;- показать родителям необходимость индивидуального подхода обуч...
Родительское собрание на тему "Формирование положительных эмоций у учащихся начальной школы"
Данное собрание проводилось во 2 классе, в ходе которого родителям были даны рекомендации по формированию позитивных эмоций у детей....
Презентация для родительского собрания на тему: "Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы"
В данной презентации предложен мини тест, что бы родители могли определить свой стиль поведения и роль в воспитании своих детей. Значительное внимание уделяется родительким ошибкам....
Родительское собрание: « Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника»
Цели: • Познакомить родителей с понятием "темперамент"; • Показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей; • Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенно...
Родительское собрание на тему: "Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы"
Родительское собрание: "Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы"...
Родительское собрание на тему"Интегральная оценка динамики развития учащихся в соответствии с ФГОС НОО на протяжении обучения в начальной школе"
В презентации представлен инструментарий внешней оценки образовательных достижений учащихся...
Родительское собрание на тему "Что такое обновленный ФГОС в начальной школе?"
Родительское собрание...