Родительское собрание
учебно-методический материал на тему
Технология подготовки и проведения родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_podgotovki_i_provedeniya_roditelskikh_sobraniy.docx | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология подготовки и проведения родительского собрания
Технология подготовки и проведения родительских собраний
Примерное положение о классном родительском собрании
Общие положения
Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в классе он созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.
Классное родительское собрание:
- Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителем, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса;
- Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию;
- Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления;
- Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения;
- Слушает отчёты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и даёт им оценку;
- Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе;
- Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей;
- Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов;
- Принимает меры по стимулированию общественно работы родителей в общеобразовательном учреждении.
Правила проведения собраний:
- Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.
- Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.
- Главным методом проведения собрания является диалог.
- Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания.
- Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания.
- Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.
- Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.
- Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).
- Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.
Принципы проведения родительского собрания
- Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
- Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, бестактных разговоров не будет.
- У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.
Методические рекомендации по проведению
родительского собрания:
- Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1 – 1,5 часа.
В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.
- Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода сценария, программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
- Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится на обсуждение, порекомендовать прочесть книги лил использовать домашние сочинения детей.
- Важно заранее продумать оформление классной комнаты – подготовить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме.
- Не менее важна и форма приглашения родителей на собрание:
- Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей.
- Звонок по телефону.
- Использование дружеских связей родителей.
- Индивидуальное приглашение на бумаге с указанием темы собрания.
- Индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте.
- Приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению.
- Стихотворная открытка.
- Приглашение с помощью родительского комитета.
- Как начать собрание и расположить родителей к разговору?
- Использование цитат, эпиграфов; оформление доски.
- Поприветствовать и поблагодарить родителей.
- Лирическое начало (стихи, инструментальная музыка).
- Знакомство родителей с проблемой и регламентом.
- По-особому (необычно) рассадить родителей.
- Выставка творческих работ учащихся.
- Реклама педагогической литературы.
- Видеоролик о жизни класса или выступление детей.
- Начать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителей.
- Отметить работу родительского комитета.
- Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания.
- Выразить радость от общения с родителями и их детьми.
- Формы проведения собрания:
- Педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким ученику).
- Собрание-диспут.
- Деловая игра.
- Родительские конференции по обмену опытом воспитания.
- Конференция отцов.
- Итоговые совместные собрания детей и родителей.
- Собрания-чаепития «за круглым столом».
- Посещение театра и обсуждение с детьми спектакля.
- Домашние посиделки.
- Презентация семейного воспитания.
- Пикник.
- Правила составления выступления классного руководителя:
- С хорошего начать и хорошим закончить.
- Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей.
- О плохом сказать в общем, не называя фамилий.
- В плохих учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всех.
- О хорошем - при всех, о недостатках – индивидуально.
- Показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий.
- Написать благодарности в дневник за учёбу, трудовые дела и др.
- Награждение родителей грамотами.
- Создание психологического портрета ребёнка с помощью определённых значков, объяснённых родителям.
- Анализ дел (отметить каждого).
Необходимо учитывать, что на собрание родители часто приходят прямо с работы. Тихая спокойная музыка помогает немного отдохнуть, пока собираются все.
Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток по теме родительского собрания.
Примерная структура родительского собрания:
- Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 минут).
- Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5 -7 минут).
- Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя) оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10 – 15 минут).
- Обсуждение проблемы родителями (20 минут).
- Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилии отстающих, недисциплинированных детей, не надо «клеймить позором». Анализ должен выражать, что совместная работа позволит исправить положение дел.
- В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у которых есть проблемы в обучении или поведении, для выяснения причин этих проблем и нахождения совместного решения.
Как учителю организовать беседу с родителями
- Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.
- Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
- Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом.
Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию партнёра.
- Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.
- Нужно попросить родителя выказаться и внимательно его выслушать.
- Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребёнка прежде, чем он поймёт отношение к нему родителя.
- Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать всё возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.
- Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчуждённость.
- Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей является руководством к действию.
- Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их.
- Воспринимайте всё, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.
Родительские собрания нужны:
- Для быстрого получения информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и чётко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;
- Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснять мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах;
- Для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал, «без жарких фактов», фамилии родителей и детей;
- Как консультативные собеседования по профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора ОДН, учителей-предметников и т.п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;
- Как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребёнку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
- Совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.д.);
- Как показ «товар лицом», когда дети показывают свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для детей, и для родителей;
- Собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.
Подготовка собрания
- Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.
- Уточнить регламент, продумать ход собрания.
- Разослать родителям приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание;
- Продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе.
- Продумать выставочный или информационный материал.
- Определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить;
- Продумать свой внешний вид – это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.
Некоторые секреты успешности родительского собрания
- Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
- Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они ещё не знают друг друга
- Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-ых классов.
- Определить одну самую сложную проблему разговора и на её обсуждении постройте собрание.
- Жёстко определить регламент собрания. Беречь время родителей.
- Умело определить время и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуаций, интересных телепередач и т.п.)
- Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться, отвергая предложения, вносить встречные, молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама…».
- Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
- Желательно закончить родительское собрание принятием конкретного решения.
Правила поведения классных руководителей на родительском собрании.
- Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
- Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
- Дать понимание, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
- Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
- Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребёнка.
Учителю на заметку.
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не контролировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
- Тема собрания разрабатывается с учётом возрастных особенностей детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренировочные упражнения, дискуссии и т.д.
Другие формы работы с родителями.
Консультации – индивидуальные и коллективные тематические.
Дни открытых дверей – разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.
Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, по созданию домашнее библиотеки, по организации семейных праздников и т.п.)
Телефон доверия – разрешение родителям в определённые дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребёнка вопросы.
Привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.
Технология и проведение совместных праздников детей и родителей.
Хороший умный праздник – яркое событие в жизни детей, которое запоминается своей необычностью. Дети и взрослые за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания. Среди равнины школьных будней они как листающие вершины, манящие и одновременно требующие определённых усилий для восхождения на них. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующие труда и фантазии, выдумки и изобретательности детей для взрослых, - тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке и проведении праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего. Праздники повышают общий тонус школьной жизни.
Детский праздник, совместно с родителями способствует решению следующих педагогических задач:
- Создание условий для проявления способностей, склонностей детей.
- Развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребёнка. Обеспечение каждому ребёнку эмоционального комфорта.
- Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
- Создание условий для творческого взаимодействия взрослых и детей.
- Развитие познавательной активности учащихся.
- Формирование родительского коллектива.
Алгоритм подготовки и проведения праздников.
- Составление совместно с родителями тематики праздников на новый учебный год.
- Уточнение темы праздника, выбор цели, содержания, формы, даты, и места проведения праздника, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
- Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке праздника (работа со словарями и энциклопедиями, подготовка конкурсов, проведение конкурса рисунков, сочинений, поделок, подготовка костюмов, реквизита).
- Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана праздника.
- Отработка выступлений учащихся.
- Приглашение гостей. Красочные объявления, афиши, рекламы, необычные по форме, с интригующим текстом. Объявление может быть объёмные – в виде домика, ёлки, ракеты, футбольного мяча или плоским – в форме цветка, звезда, солнца или дерева, обрисованных ладошек, открытой книги.
- Оформление зала.
- Встреча участников и гостей. Встреча-церемониал. Гостей встречают, например цветами, хлебом-солью, песней и др.
Сюжетная встреча. У входа в зал разыгрывается театральное действие.
- Организационный момент дела. Участники праздника раздеваются, приводят себя в порядок, настраиваются. Они могут осмотреть специальные выставки: рисунки, коллекции, поделки, книги, плакаты и т.д.
- Проведение праздника.
- Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности праздника.
Права и обязанности родителей (законных представителей)
- Родители (законные представители) имеют право:
- Защищать законные права и интересы детей;
- Участвовать в управлении школой в форме, определённой его Уставом;
- Знакомиться с ходом и содержанием учебного процесса;
- Знакомиться с оценками успеваемости обучающихся;
- Вносит предложения по улучшению работы с детьми на уроке и во внеурочное время, по организации дополнительных образовательных услуг;
- Участвовать в организации досуговой и внеурочной деятельности;
- Вносит добровольные пожертвования и целевые взносы для развития школы, и заслушивать отчёты об их использовании;
- Получать информацию о расходовании родительских средств на дополнительные и сопутствующие услуги;
- Знакомиться с Уставом Школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
- Родители (законные представители) обязаны:
- Нести ответственность за воспитание и обучение своих детей;
- Обеспечить ликвидацию обучаю
- щихся академической задолженности;
- Посещать родительские собрания и конференции;
- Выполнять Устав Школы в части, регламентирующей их деятельность;
- Своевременно вносить оплату за оказанные дополнительные платные образовательные услуги и сопутствующие услуги;
- Бережно относиться к государственной собственности (возмещать материальный ущерб, причинённый Школе по вине их ребёнка);
- Выполнять решения конференций, родительских собраний, родительских комитетов, Совета профилактики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...