Родительское собрание как средство общения родителей и учителя.
консультация на тему

Важенина Галина Петровна

Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание как средство общения родителей и учителя.

                                                           «Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей»

                                                                                                                       А.С.Макаренко

   Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в классе - созывается по мере  необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.         Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

   Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

   У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей с учителем - искать совместные пути  их решения.

   Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность собрания 1-1,5 часа.

   В начале учебного года, на первой встрече с родителями я определяю, день недели, время проведения собраний.

    Часто мы говорим о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Знать бы, как трудно создавать это единство, поскольку работа с родителями  — это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Конечно, именно семья определяет психологический климат, где формулируется восприятие мира, людей, самого себя. Связь школы с родителями должна быть дружественной и взаимно уважительной, если мы хотим иметь хороший ученический  коллектив.

   Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между учителем и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих действиях.

    Вторая,  не менее важная задача учителя  заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Школа, школьный коллектив с его многоуровневыми и многообразными связями является той социальной общностью, которая дает подрастающему поколению опыт общественной жизни и деятельности. Именно в школе развиваются чувства долга, ответственности по отношению к большому кругу людей и обязанностей, чем это может предложить семья. Именно в школе человек формируется как личность. Личность человека проявляется в его отношении к трем основным сферам бытия: к миру, к другим людям, к самому себе.

    За многолетнюю практику работы в школе у меня накопилось много идей дающих ответы на подобные вопросы. И, сейчас, думаю, могу поделиться опытом по организации и проведению родительских собраний, который будет интересен.

    Достичь успеха в воспитании учеников мне помогают родители, которых я сделала своими союзниками в работе. Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной.

    Первую встречу с родителями будущих первоклассников я провожу в  первых числах сентября и начинаю со слов: «С этого дня ваши дети стали и моими детьми. Радости и огорчения теперь у нас общие». Такое начало располагает родителей к учителю, указывает на единство наших устремлений. Ну, а дальше профессиональная этика и накопленный опыт помогают мне налаживать отношения полного взаимопонимания.

    На этом собрании знакомлю родителей с программой, учебниками, по которым они будут учиться, рассказываю о режиме работы школы  и о принадлежностях, необходимых для уроков, даю рекомендации по организации режима дня первоклассника, по поддержке и помощи в адаптации ребенка в школе. Каждое родительское собрание я хорошо продумываю и тщательно готовлю. Прежде всего, я оформляю школьную доску: указываю тему собрания, подбираю слова-высказывания великих педагогов, писателей, соответствующие теме собрания, вывешиваю «молнии» - благодарности родителям за активную работу в жизни класса, оформляю выставки ученических тетрадей, дневников, поделок и рисунков. Просматривая работы учеников, родители отмечают лучшие из них, сравнивают работу своего ребенка с работами других детей, делают выводы и ставят задачи для себя и для своего ребенка, задумываются о том, какую помощь им следует оказать детям. Я создаю такую атмосферу, чтобы родители почувствовали, что их ждут, рады встрече с ними. Всегда включаю инструментальную музыку перед собранием. Тихая спокойная музыка помогает немного отдохнуть, пока все собираются. Не маловажную роль играет оформление кабинета.

    Родительские собрания я стараюсь проводить живо, интересно, не оставляя без внимания ни одного родителя, рассказываю об успехах и тактично говорю о том, над чем дома следует поработать дополнительно, стараясь не обидеть родителей. Я стремлюсь к тому, чтобы, уходя с собрания, дружеских встреч, бесед, родители имели искорку надежды, что они не одни, что их ребенок не остается без внимания, что вместе мы можем сделать многое.

   Я глубоко убеждена, главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Родители моих учеников – это инициаторы интересных дел.

    Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться со мной, сама делаю все возможное для установления самых доброжелательных, деловых отношений, приглашаю их  на уроки.

    Не открою ничего нового, если скажу, что к моменту знакомства с детьми и родителями готовлюсь как к очень важному событию в моей жизни. К этому дню я уже стараюсь выучить имена и отчества некоторых родителей, так как всех сразу выучить невозможно.

     Конечно, очень сложен этап подготовки родительского собрания. При составлении плана воспитательной работы в классе подбираю темы для родительских собраний, чтобы заинтересовать, “зажечь” родителей своим подходом к организации и проведению столь значимого события. Первое собрание на тему: «Знакомство с родителями учеников-первоклассников»,  второе собрание – «Проблема адаптации первоклассников в школе» и «Введение новых образовательных стандартов в начальной школе», с приглашением психолога Гыйниятовой Г.Р.

    Выбор форм невероятно огромен: это и педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ребёнку), и родительские конференции по обмену опытом воспитания, и семинар – общение, и собрание – диспут, дискуссия, деловая игра, это могут быть родительские собрания, проводимые с детьми.

   Я стараюсь своё выступление на собрании  продумывать так, чтобы каждый родитель услышал о своём ребёнке что-то хорошее. С хорошего начинаю и хорошим заканчиваю. Это основа любого родительского собрания, и она неоспорима. О недостатках говорю вскользь, если родителей это заинтересует, обговариваю подобные вопросы отдельно.

 О хорошем - при всех, о недостатках – индивидуально. Если возникают серьёзные вопросы, советую к какому специалисту лучше обратиться (возможно, понадобиться помощь психолога, логопеда, социального педагога и т. д.) В неуспевающих за программой ребятах ищу что-то хорошее и хвалю при всех. Всегда и за что – то  можно похвалить ребёнка.  Родителям важен любой повод, чтобы гордиться своим ребенком, и я стремлюсь дать им такую возможность. Стараюсь как можно чаще награждать родителей грамотами за хорошее воспитание детей, за вклад в развитие коллектива, за помощь в каком-то конкретном деле, за подготовку и участие в мероприятии, иногда делаю благодарственные письма приуроченные к календарным праздникам, к дням рождения детей или родителей. Обязательно провожу анализ дел за конкретный период времени. Отмечаю каждого ребёнка и по возможности – каждого родителя.

   В этом учебном году все школы перешли на обучение по ФГОС. И необходимо было познакомить родителей с этим. Я рассказала им о требованиях, выдвигаемых стандартами, что является отличительной особенностью нового стандарта, о требованиях к результатам, что такое внеурочная деятельность ( материал прилагается).

   Родительский комитет выбираем на первом собрании и стараемся сохранить его на все годы обучения в начальной школе. Родители охотно изъявляют желание принимать в этой работе участие и даже папы. Особенно хочется отметить работу родительского комитета в подготовке и проведении различных праздников. А у нас их было уже два - праздник Осени и посвящение в            Первоклассники, где родителями было организовано чаепитие, т. к. нам подарили пирог.  При подготовке к посвящению для ребят были родителями сочинены стихи для «визитки»  – представления класса. Праздники – это не только развлечения для школьников, но и возможность подняться на более высокие ступеньки знаний, проявить свои способности, научиться правильно вести себя в общественных местах, это возможность совместной деятельности родителей и учащихся, это сплочение, как учащихся, так и родителей класса. Традиционным станет  праздник Новый год, к которому мы готовимся совместно с родителями. На уроках труда и в группе продленного дня, а также дома с родителями, мы смастерим новогодние игрушки, вырежем снежинки, склеим гирлянды, украсим свой кабинет, в этом примут  участие не только школьники, но и их родители.  Общие дела и интересы школы  и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания. Далее идут праздники пап и мам, прощание с Азбукой, окончание 1 класса. А именинников мы поздравляем в день рождения. Готовим подарки, пожелания, поём песню под фонограмму, а они угощают ребят сладостями.

   В протоколе родительского собрания секретарь отражает  ход собрания, все вопросы, которые освещались, и выносится решение.

 Решение - это обязательный элемент родительского собрания, так как очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. Решение может иметь не только «классическую» форму - в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке я пользуюсь  помощью социального педагога, психолога, библиотекаря и других работников школы.

     В заключительной части встречи я благодарю родителей за участие, совместную работу. Предлагаю взять памятку о прошедшей встрече. Прошу  задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении,  выясняем  причины этих проблем и совместно ищем решение.

                                         

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

         1.Как можно чаще посещайте школу, узнавайте об успехах и поведении своих детей, советуйтесь с классным руководителем об их воспитании.

         2. Помогайте классным руководителям лучше знать ваших детей.

         3. Развивайте у детей лучшие моральные качества, дисциплинированность, любовь к труду, сильную волю и твердый характер.

         4. Регулярно просматривайте дневники с записями заданного к следующему уроку и следите за тем, чтобы дети самостоятельно и ежедневно готовились к урокам.

         5. Знайте, с кем дружат и проводят свободное время от занятий дети, кто их товарищи, как ведут себя на улице и в общественных местах.

         6. Не ссорьтесь, не будьте грубыми в присутствии детей, требуйте от детей вежливого обращения со старшими и своими товарищами.

         7. Не применяйте физических наказаний к детям, старайтесь объяснить и доказать неправильность их поступков.

         8. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись, соблюдали установленный для них режим.

         9. Следите за чистотой и опрятностью ребенка, за аккуратным содержанием учебных пособий и других вещей, принадлежавших ему.

         10. Старайтесь внушить детям любовь и уважение к школе и учителю.

         11. Не наказывайте детей за плохую учебу, окажите им разумную помощь. Позаботьтесь о том, чтобы дети уходили в школу со спокойным, ровным настроением.

         12. Не посылайте детей покупать сигареты, спиртные напитки; давая детям деньги на покупку школьных принадлежностей, требуйте отчетности в их израсходовании.

         13. На примерах своей работы показывайте детям образцы аккуратности выполнения своих обязанностей.

         14. Учтите интересы ребят и организуйте разумное удовлетворение этих интересов. Не гасите зародившихся интересов, а пользуйтесь ими, как толчком для внутреннего роста и развития ребенка. Поощряйте в детях разумное чтение, интерес к кино, музыке, к технике, изобразительному искусству, к шахматам, к спортивным мероприятиям и интерес к природе.

10 практических советов родителям первоклассника


1. Выделите рабочее место для ребенка и следите за его чистотой и аккуратным содержанием учебников и тетрадей. Вместе с ребенком вывесите расписание уроков и режим дня у рабочего места.

2. Режим дня должен включать: дневной сон, подготовку домашних заданий, прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями и родственниками, спортивные занятия и кружки, а также свободное время для игр.

3. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Ложиться спать ребенку важно не позже 9 часов вечера.

4. Домашние задания лучше делать в середине дня. У мозговой активности в течении суток имеется 2 пика: 9 - 12 часов и 16 - 18 часов, когда имеет смысл делать уроки.

5. Ребенок может концентрировать внимание не более 10 - 15 минут. Поэтому, при выполнении домашнего задания, через каждый 10 - 15 минут необходимо сделать перерыв с физической разрядкой, например, попрыгать, потанцевать.

6. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день - так считают врачи-офтальмологи и невропатологи.

7. Помните о праве ребенка на ошибку. В первые десять дней школьной жизни нельзя наказывать детей! Им и так тяжело. Терпеливо объясняйте, помогайте и учите исправлять сделанные ошибки.

8. Периодически посещайте школу, узнавая о поведении и успехах ребенка. Старайтесь привить ребенку уважение к школе и учителям. Спорные вопросы разрешайте в школе лично, без участия ребенка.

9. Водить ребенка на дополнительные занятия в различные секции или кружки лучше начать либо за год до начала учебного года, либо со второго класса, а не одновременно.
10. Поддерживайте и чаще хвалите ребенка за скромные, но все же успехи. Находите время для общения с ребенком наедине.

Рекомендации родителям
по подготовке домашних заданий ребенком

1.Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

2.Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, и посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если ни не нужны для работы). Если нет возможности выделить постоянное место, то в определенный час должно быть, безусловно, выделено, освобождено место для занятий.

3.Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

4.Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

5.Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

6.Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

П р а в и л а,

которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе.

  1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  8. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  9. Старайся быть аккуратным.
  10. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  11. П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

                                       Педагог и психолог Симон Соловейчик,

(Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Общение родителей и детей"

Это родительское собрание поможет уителю расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомит родителей со стилями общения. Раскроет значение невербального общения. Поможет стимулировать п...

Родительское собрание на тему "Общение родителей и детей"

Расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомить со стилями общения. Раскрыть значение невербального общения. Стимулировать полноценное общение родителей и детей....

Родительское собрание как средство активизации родителей

Мастер-класс на городском уровне. Цель: Заинтересовать родителей в участии детей во внеучебной деятельности. На примере участия детей нашего города в конкурсах различного уровня показано, что в нашем ...

родительское собрание тема: Дорога общения"

родительское собрание в начальной школе...

Родительское собрание на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка».

Родительское собрание  на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка».Тип собрания: семинар-общение....

Консультация для родителей будущих первоклассников "Семейное чтение - средство общения родителей и ребёнка"

Инесса Николаевна Тимофеева, исследователь детского чтения, писала в книге «Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти»: «Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе...