Азбука этики
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Для учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam.rar3.1 КБ
Microsoft Office document icon azbuka_etiki.doc399 КБ

Предварительный просмотр:

                        Советы родителям.

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность

измениться.

 2. Развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите свое время, внимание и улыбку.

 3. Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки.

 4. Постоянно проявляйте заинтересованность делами своего ребенка. Он должен постоянно чувствовать вашу поддержку и заботу.

 5. С пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами это искоренить. Необходимо выработать у ребенка иммунитет на страх.

 6. Никогда не обманывайте детей. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка.

 7. Если вы чувствуете, что ребенок обманывает вас, постарайтесь вызвать его на откровенный разговор. Не наказывайте ребенка, если он сам даст оценку собственному поступку.

 8. Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот.

 9. Никогда не говорите ребенку, что он хуже других детей. Воспитывайте в нем чувство уверенности в себе. Это первые шаги к успеху.

 10. Не критикуйте и не наказывайте ребенка в присутствии других детей и взрослых.

 11. Не шантажируйте своих детей («если ты это не сделаешь, то...»).

 12. Учите ребенка уважать других людей. Чаще говорите хорошее о людях в его присутствии.

 13. Не стесняйтесь признать свою неправоту.

 14. Не делайте ребенка «громоотводом» для разрядки своих родительских эмоций.

 15. Не подавляете ребенка своим авторитетом. Не занижайте его самооценку. 



Предварительный просмотр:

Администрация города  Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 181»

ПРОГРАММА

внеурочная деятельность

по общекультурному направлению

«Азбука этики.»

начальное общее образование

(уровень образования)

4 года

(срок реализации программы)

Количество часов в год всего: 8 ч.

(2 ч в четверть)

Разработчик программы:

учитель начальных классов Гаранина Е.В.

г. Нижний Новгород

Паспорт программы.

Название программы

«Азбука этики»

Основания для разработки программы

  • Недостаточный уровень воспитанности детей.
  • Недостаточная сформированность ценностных и нравственных ориентиров, чувства патриотизма.
  • Недостаточный уровень владения хорошими манерами, правилами культурного поведения.
  • Низкий уровень речевой культуры.
  • Недостаточная сформированность здорового образа жизни.

Разработчик программы

Гаранина Е.В.

Исполнители реализации программы

Гаранина Е.В. – учитель начальных классов, члены родительского комитета, родители учащихся, учащиеся.

Конечная цель программы

пробудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития.

Задачи программы

  • развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
  • способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
  • развивать умение гармонизировать различные стороны своей личности;
  • приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
  • раскрывать творческий потенциал ученика;
  • формировать лидерские качества.

Сроки реализации

2020 – 2024 год (4 года)

Ожидаемый результат

  • Учащиеся должны знать:
  • историю, виды и значение этикета;
  • культуру внешнего вида, правила гигиены;
  • правила жизни в обществе;
  • правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
  • культуру поведения в общественных местах;
  • особенности поведения в школе;
  • правильного питания, представление о вреде курения употребления алкоголя
  • правила гостеприимства;
  • правила дарения и получения подарков
  • правила оформления писем, поздравлений.
  • Учащиеся должны уметь:
  • вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.
  • следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
  • правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по    телефону;
  • вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
  • общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;
  • общаться с представителями противоположного пола.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе учебной программы «Этика», авторами которой являются кандидат педагогических наук Л.П.Гладких, кандидат педагогических наук, доцент архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), доктор педагогических наук, профессор В.М. Меньшиков (Курский государственный университет) в соответствии с требованиями ФГОС.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в

социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю и самокритике. Они держат под контролем свои эмоции и управляют ими. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. В формировании всех этих качеств программа «Азбука этики» имеет системообразующее значение.

Этика представляет собой совокупность нравственных понятий, норм и заповедей, способов поведения и эталонов отношений человека к миру, к обществу и другому человеку. В целом этика – это система норм регулирования нравственной жизни человека и общества. Содержанием этики является система нравственных категорий: (добро и зло,

совесть и др.); заповедей, идеалов; нравственного опыта, нравственных отношений.

Основная цель программы - пробудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития.

Задачи:

  • развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
  • способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
  • развивать умение гармонизировать различные стороны своей личности;
  • приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
  • раскрывать творческий потенциал ученика;
  • формировать лидерские качества.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Для достижения поставленной цели используются разнообразные методы работы с детьми:

  • личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  • развивающие нравственное сознание;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную и исследовательскую деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Игра занимает особое место в жизни детей младшего школьного возраста. С этой целью на занятиях  важное место отводится игре. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Важно, чтобы дети сами устанавливали правила игры, соотнеся их с реальностью жизни: так не должно быть и как исправить то, что есть, если оно противоречит нормам поведения. Необходимо дать детям возможность понимать и уметь высказываться, оценивать свое отношение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций. Создать среду, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки. Дети лучше чувствуют в человеке примеры «внешнего» и «внутреннего» расхождения, чем мы, взрослые. Пусть дети в игре попробуют все «расти», а взрослые, должны помочь им определить позицию к тем или иным проявлениям человеческой жизни, вырастить в себе гибкость, терпеливость по отношению к разным людям. Результатом программы должно быть не простое перечисление того, что хорошо, а что плохо, какое поведение считается культурным, поскольку не только из этого складывается позиция культурного человека.  Темы занятий систематизированы в виде последовательных сфер, окружающих человека по принципу того, как ребенок открывает для себя мир: ребенок → мир вещей → дом, семья → я → соседи → дом, где живешь →улица → школа → природа.

Ценностные ориентиры содержания программы «Азбука этики»

Содержание программы  раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение - правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса «Азбука этики»

В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной  литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений

обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме –о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание  возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучающимся учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Учебный план (первый год обучения)

Тема аудиторных и внеаудиторных занятий

Кол-во

часов

Азбука нравственности

1

«Человек среди людей» (учимся общению)

2

Поведение в школе, дома,  на улице»

2

Правила поведения в общественных местах.

1

«Чистота и красота»

1

«Законы дружбы»

1

Учебный план  (второй год обучения)

Тема аудиторных и внеаудиторных занятий

Кол-во часов

Азбука беседы

1

Режим дня

1

Любовь к природе

1

Любовь к близким

1

Вежливая речь

1

Одежда. Уход за одеждой

1

Причёска

1

Род, родные, Родина…

1

Учебный план (третий  год обучения)

Тема аудиторных и внеаудиторных занятий

Кол-во часов

Моральная оценка и самооценка

1

Я и мои друзья

1

Человек и его имя

1

Этикет в общественных местах.

1

Речевой этикет

1

Культурный человек

1

Как я выгляжу

1

Я познаю себя и других

1

Учебный план (четвёртый  год обучения)

Тема аудиторных и внеаудиторных занятий

Кол-во часов

Доброта и милосердие.

1

Дружба и товарищество.

1

Золотое правило нравственности.

1

Я в гостях, на отдыхе.

1

У меня зазвонил телефон.

1

Уют и красота в доме.

1

Смотрим в зеркало. Взгляд на себя со стороны.

1

Правило: 5 «надо», 5 «хорошо», 5 «этого делать нельзя».

1

Планируемые результаты по окончании курса

(первый год обучения)

Основные направления

Смысловые ценности

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

 «Законы дружбы»

Учащиеся должны знать:

- правила общения с друзьями, родителями;

- способы общения;

- виды общения.

Учащиеся должны уметь:

- применять формы вежливого отношения к людям;

- правильно вести себя в общественных местах;

- видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих.

*уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;

*толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;

* забота и помощь, мораль, честность, щедрость,

- учащиеся приобретают опыт социальной коммуникации;

- учащиеся умеют: установить дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; избегать плохих поступков; признаться в плохом поступке и проанализировать его;

Познавательные общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Смыслополагание.

Самоопределение

Азбука нравственности

Учащиеся должны знать:

- о дружбе и вражде, об уважении, о честности и лжи.

Учащиеся должны уметь:

- организовать общение;

- вступать в контакт с окружающими;

- доброжелательно относиться друг к другу;

- уметь слушать собеседника.

*уважение к родителям;

*уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;

* духовный мир человека

  1. - учащиеся приобретают опыт социальной коммуникации; знание правил поведения, этикета, норм морали; знание основ нравственной культуры; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации

Правила поведения в общественных местах.

Учащиеся должны знать:

- правила точности и обязательности;

- правила поведения в общественных местах  (транспорте, кино, библиотеке, магазине, церкви, гостях, природе).

Учащиеся должны уметь:

- применять формы вежливого отношения к людям;

- правильно вести себя в общественных местах; в гостях.

*уважение к  людям;

* забота и помощь, мораль, честность, щедрость;

*родная земля;

* заповедная природа;

* планета Земля;

* экологическое сознание.

- у  учащихся сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным;

- учащиеся имеют элементарный опыт природоохранительной деятельности;

«Человек среди людей»

(учимся общению)

Учащиеся должны знать:

- правила общения с друзьями, родителями;

- способы общения;

- виды общения.

Учащиеся должны уметь:

- общаться с помощью жестов, мимики;

- распознавать эмоциональные реакции других людей;

- адекватно выражать свои эмоции.

* вежливость

* культура речи

  • знание правил  этики, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами;

«Поведение в школе, дома,

на улице»

Учащиеся должны знать:

-правила поведения в школе;

- правила поведения дома;

- правила поведения на улице.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать нормы общения, культуру быта;

- анализировать свои поступки и поступки окружающих;

- правильно вести себя  за столом во время еды.

*порядок;

*ответственность;

*красота;

*уют

умеют соблюдать порядок в доме, квартире, во дворе;

бережно относятся к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательно относятся к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей.

«Чистота и красота»

Учащиеся должны

иметь: представление об эстетических идеалах и ценностях, об умениях и навыках самообслуживания в школе и дома.

* эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию

умеют соблюдать порядок в доме, квартире, во дворе;

бережно относятся к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательно относятся к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей.

Второй год обучения

Планируемые результаты по окончании курса

Основные направления

Смысловые ценности

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

Азбука беседы

Учащиеся должны знать:

- правила общения с друзьями, родителями;

- правила монологической и диалогической речи;

- нормы и правила культуры речи.

 Учащиеся должны  уметь:

- выражать свои мысли;

- обратиться с просьбой к учителю, товарищу;

- организовать общение;

- вступать в контакт с окружающими;

- доброжелательно относиться друг к другу;

- уметь слушать собеседника.

* этикет разговора;

* вежливая речь;

* cпор, но не ссора;

* уважение к собеседнику

- учащиеся приобретают опыт социальной коммуникации;

- учащиеся способны выражать свои мысли, согласие или несогласие;

- учащиеся приобретают способность слушать;

- учащиеся знают и применяют правила поведения во время разговора

Познавательные общеучебные действия

  • Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов;
  • Управление действиями партнера (оценка, коррекция).

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция;
  • Прогнозирование уровня усвоения;
  • Оценка;
  • Коррекция.

Личностные УУД

Смыслополагание;

Самоопределение.

Режим дня

Учащиеся должны знать:

- правила точности и обязательности;

- о режиме дня как средстве воспитания воли и характера;

- о влиянии режима дня школьника на здоровье.

Учащиеся должны уметь:

- прилагать волевые усилия;

- распределять время;

- соблюдать режим дня.

* чувство долга;

* воля;

* характер;

* точность, обязательность;

* режим дня и здоровье

- учащиеся приобретают опыт социальной коммуникации;

- учащиеся умеют:

  • соблюдать режим дня;
  • распределять время и беречь его;
  • соблюдать точность;
  • использовать режим дня как средство воспитания воли и характера;
  • использовать режим дня для укрепления здоровья

Любовь к природе

Учащиеся должны знать:

- овладеть понятиями «природные явления»,

«формы жизни»;

- понимать значение «экологических связей» в природе.

 Учащиеся должны уметь:

- соблюдать правила поведения в природе;

- проявлять элементарные навыки природоохранной деятельности;

- осуществлять исследовательскую деятельность.

* родная земля;

* заповедная природа;

* планета Земля;

* экологическое сознание

- у учащихся сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- учащиеся имеют элементарный опыт природоохранной деятельности;

- у учащихся развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- учащиеся должны уметь осуществлять исследовательскую деятельность

Любовь к близким

Учащиеся должны знать:

- основные обязанности членов семьи;

- овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- откликаться на эмоциональное состояние близких людей;

- ощущать свободу в общении с родителями;

- соблюдать нормы общения среди членов семьи;

- соблюдать основные обязанности члена семьи.

* уважение к родителям;

* уважение достоинства человека, равноправие;

* ответственность и чувство долга;

* забота о старших и младших

 

- учащиеся бережно относятся к родителям, старшим, сверстникам, младшим;

 - учащиеся гуманно относятся к слабым, ко всем, кто в нас нуждается; ко всему живому;

- учащиеся могут соблюдать основные обязанности члена семьи

Вежливая речь

Учащиеся должны знать:

- смысловое выражение понятий: вежливость, скромность, хвастливость;

- нормы и правила общения между девочками и мальчиками.

Учащиеся должны  уметь:

- применять формы вежливого отношения к людям;

- использовать интонации вежливой речи.

* вежливость;

* скромность;

* хвастливость;

* интонации вежливой речи 

- учащиеся способны выражать свои мысли; соблюдать интонации вежливой речи;

- учащиеся знают и применяют вежливые слова;

- учащиеся знают нормы и правила общения между девочками и мальчиками

Я на улице и в транспорте

Учащиеся должны знать:

- правила безопасного поведения на улице и в транспорте;

- точное название конкретных предметов, относящихся к транспорту;

- обязанности пассажира;

- где можно и где нельзя играть.

Учащиеся должны  уметь:

- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в транспорте.

* жизнь, здоровье;

* безопасность;

* обязанности пассажиров

- учащиеся должны знать правила безопасного поведения на улице (прохожий, пешеход, горожанин, горожанка, гуляющий и т.д.);

- учащиеся должны знать правила безопасного поведения в транспорте (пассажир, пассажирка);

- учащиеся должны соблюдать правила перехода дорог при высадке из транспортного средства;

- соблюдать обязанности   пассажира, безопасную  позу при аварийной ситуации в транспорте;

- учащиеся должны знать: где можно и где нельзя играть

Одежда. Уход за одеждой

Учащиеся должны знать:

- сведения об истории одежды, видах и назначении одежды;

- иметь представление о физической красоте и внешнем облике человека.

Учащиеся должны  уметь:

- поддерживать опрятный внешний вид;

- осуществлять уход за одеждой.

* красота;

* гармония;

* эстетическое развитие;

* порядок

- учащиеся имеют представления о физической красоте, внешнем облике человека;

-  у учащихся сформировано стремление к опрятному внешнему виду;

- учащиеся имеют представление об истории нашей одежды, видах и назначении одежды; - учащиеся могут осуществлять уход за  одеждой. «Платье чисто, да и речь честна»        

Причёска

Учащиеся должны знать:

- иметь представление о физической красоте и внешнем облике человека;

- иметь представление о головных уборах.

Учащиеся должны  уметь:

- поддерживать опрятный внешний вид;

- осуществлять уход за волосами.

* здоровые волосы;

* творчество и созидание;

* чистота и красота

- учащиеся имеют представления о физической красоте, внешнем облике человека;

- учащиеся имеют представления о головных уборах;

-  у учащихся сформировано стремление к опрятному внешнему виду;

- учащиеся знают, что здоровые волосы – красивые волосы;

- учащиеся могут осуществлять уход за волосами. «Гигиена – союзница красоты и здоровья»

Род, родные, Родина…

Учащиеся должны знать:

- традиции своего рода, семьи;

- иметь представление о базовых национальных российских ценностях.

Учащиеся должны  уметь:

- иметь ценностное отношение к народным традициям, старшему поколению, своему роду, своей семье, своему краю.

* род, родные;

* Родина;

* любовь к России, своему народу, своему краю

  • - учащиеся знают о традициях своего рода, семьи;
  • - учащиеся имеют первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; понятие о государстве Россия; Белгородский край;

- у учащихся сформировано ценностное отношение к народным традициям, старшему поколению;

- учащиеся могут осуществлять исследовательскую деятельность

Ожидаемые результаты

 (третий год обучения)

Основные направления

Смысловые ценности

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

Моральная оценка и самооценка

Знать: - смысловое выражение понятий: доброта и зло, справедливость, вежливость, скромность, хвастливость;

- нормы и правила культурного поведения в быту

Уметь:

- организовать общение;

- вступать в контакт с окружающими;

- доброжелательно относиться друг к другу;

- уметь слушать собеседника.

*нравственный выбор;

* жизнь и смысл жизни;

*справедливость

* милосердие;

* честь;

* достоинство;

*уважение к родителям;

забота о старших и младших;

-учащиеся бережно относятся к родителям, старшим, сверстникам, младшим; гуманное отношение ко всем ко всему живому;

- учащиеся имеют представления об отрицательном отношении к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач;

- учащиеся умеют различать хорошие и плохие поступки

Познавательные общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера ( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Смыслополагание.
  • Самоопределение

Я и мои друзья

Учащиеся должны знать:

- правила общения с друзьями, родителями;

- способы общения;

- виды общения. 

Учащиеся должны знать:

- правила точности и обязательности;

- правила общения между девочками и мальчиками;

Учащиеся должны уметь:

- применять формы вежливого отношения к людям;

- правильно вести себя в общественных местах;

- видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих.

*уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;

*толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;

* забота и помощь, мораль, честность, щедрость,

- учащиеся приобретают опыт социальной коммуникации;

- учащиеся умеют: установить дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; избегать плохих поступков; признаться в плохом поступке и проанализировать его;

Человек и его имя.

*уважение к родителям;

*уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;

* духовный мир человека

-учащиеся приобретают опыт социальной коммуникации;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Этикет в общественных местах.

Учащиеся должны знать:

- правила точности и обязательности;

- правила поведения в общественных местах  (транспорте, кино, библиотеке, магазине, церкви, гостях, природе).

Учащиеся должны уметь:

- применять формы вежливого отношения к людям;

- правильно вести себя в общественных местах; в гостях.

*уважение к  людям;

* забота и помощь, мораль, честность, щедрость;

*родная земля;

* заповедная природа;

* планета Земля;

* экологическое сознание.

- у  учащихся сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным;

- учащиеся имеют элементарный опыт природоохранительной деятельности;

Речевой этикет

* вежливость

* культура речи

знание правил  этики, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами;

Культурный человек

*порядок;

*ответственность;

*красота;

*уют

умеют соблюдать порядок в доме, квартире, во дворе;

бережно относятся к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательно относятся к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей.

 Как я выгляжу

*красота;

* гармония;

* духовный мир человека;

* эстетическое развитие

- учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека;

-  у учащихся сформированы эстетические идеалы, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-  у учащихся сформирован интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду.

Я познаю себя и других

*уважение к труду;

* творчество и созидание;

* стремление к познанию и истине;

* целеустремленность и настойчивость;

*бережливость;

* трудолюбие

- учащиеся имеют первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- у учащихся сформировано уважение к труду и творчеству старших и сверстников; первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- учащиеся умеют проявлять дисциплинированность последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умеют соблюдать порядок на рабочем месте; бережно относятся к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательно относятся к лени и небрежности в труде и учебе.

Планируемые результаты по окончании курса

(четвертый год обучения)

Основные направления

Смысловые ценности

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

«Добродетель, милосердие»

Знать: - смысловое выражение понятий: доброта и зло, справедливость, вежливость, скромность, хвастливость;

- нормы и правила культурного поведения в быту

Уметь:

- организовать общение;

- вступать в контакт с окружающими;

- доброжелательно относиться друг к другу;

- уметь слушать собеседника.

*нравственный выбор;

* жизнь и смысл жизни;

*справедливость

* милосердие;

* честь;

* достоинство;

*уважение к родителям;

забота о старших и младших;

-учащиеся бережно относятся к родителям, старшим, сверстникам, младшим; гуманное отношение ко всем ко всему живому;

- учащиеся имеют представления об отрицательном отношении к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач;

- учащиеся умеют различать хорошие и плохие поступки;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

Познавательные общеучебные действия

  1. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  2. Выделение познавательной цели;
  3. Выбор наиболее эффективного способа решения;
  4. Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Смыслополагание.
  • Самоопределение

 «Дружба и товарищество»

Учащиеся должны знать:

- правила общения с друзьями, родителями;

- способы общения;

- виды общения.

Учащиеся должны знать:

- правила точности и обязательности;

- правила общения между девочками и мальчиками;

Учащиеся должны уметь:

- применять формы вежливого отношения к людям;

- правильно вести себя в общественных местах;

*уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;

*толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;

* забота и помощь, мораль, честность, щедрость,

- учащиеся приобретают опыт социальной коммуникации;

- учащиеся умеют: установить дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; избегать плохих поступков; признаться в плохом поступке и проанализировать его;

«Золотое правила нравственности»

- знать общественные нормы, о социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе;

– получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

*уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;

* духовный мир человека *нравственный выбор;

* жизнь и смысл жизни;

*уважение к родителям;

- учащиеся приобретают опыт социальной коммуникации;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом,

 - основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам

«Я в гостях, на отдыхе»

Учащиеся должны знать:

- правила точности и обязательности;

- правила поведения в общественных местах  (транспорте, кино, библиотеке, магазине, церкви, гостях, природе).

Учащиеся должны уметь:

- применять формы вежливого отношения к людям;

- правильно вести себя в общественных местах; в гостях.

*уважение к  людям;

* забота и помощь, мораль, честность, щедрость;

*родная земля;

* заповедная природа;

* планета Земля;

* экологическое сознание.

- у  учащихся сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным;

- учащиеся имеют элементарный опыт природоохранительной деятельности;

«У меня зазвонил телефон»

Учащиеся должны знать:

- правила общения с друзьями, родителями по телефону;

Учащиеся должны уметь:

-кратко выражать свои мысли;

- распознавать эмоциональные реакции других людей;

- адекватно выражать свои эмоции.

* вежливость

* культура речи

знание правил  этики, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами;

«Уют и красота в доме. «Подъезд, двор, улица – сфера внимания и влияния воспитанного человека»

Учащиеся должны знать:

- правила поведения дома;

- правила поведения на улице.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать нормы общения, культуру быта;

- анализировать свои поступки и поступки окружающих;

*порядок;

*ответственность;

*красота;

*уют

- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию

умеют соблюдать порядок в доме, квартире, во дворе;

бережно относятся к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательно относятся к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей;

 «Смотрим в зеркало. Взгляд на себя со стороны»

Учащиеся должны

иметь: представление об эстетических идеалах и ценностях, об умениях и навыках самообслуживания в школе и дома.

*красота;

* гармония;

* духовный мир человека;

* эстетическое развитие

- учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека;

-  у учащихся сформированы эстетические идеалы, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-  у учащихся сформирован интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду.

Правила: пять «надо»; пять «хорошо»; «этого делать нельзя».  

Знать:

-правила поведения в школе;

 -получить опыт переживания и позитивного отношения к учебному труду

*уважение к труду;

* творчество и созидание;

* стремление к познанию и истине;

* целеустремленность и настойчивость;

*бережливость;

* трудолюбие

- учащиеся имеют первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- у учащихся сформировано уважение к труду и творчеству старших и сверстников; первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- учащиеся умеют проявлять дисциплинированность последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умеют соблюдать порядок на рабочем месте; бережно относятся к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательно относятся к лени и небрежности в труде и учебе.

«Праздничный бал» прощание с начальной школой»

* эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 

В ходе реализации данной программы предусмотрена работа с родителями.

Тема аудиторных и внеаудиторных занятий

Форма занятий.

1.

Азбука нравственности

Диагностика.

На протяжении всей работы предусмотрены индивидуальные консультации.

2.

«Человек среди людей» (учимся общению)

Тренинги.

3.

Поведение в школе, дома,  на улице»

Тренинги. Экскурсии.

4.

Правила поведения в общественных местах.

Практикумы.  Круглый стол.

5.

«Чистота и красота»

Практикумы.  Круглый стол.

6.

«Законы дружбы»

Коллективные игры.  

Мониторинг.

    Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося;

- общие сведения;

- способности;

- темперамент;

- тип личности в общении;

- самооценка;

- успешность в деятельности;

- уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

- социометрия;

- социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдения;

- беседы

Проблема

изучения

Средства изучения

Ребенок в семье

1.Самодиагностика  рисуночные (тесты для учащихся)

«Обеденный стол»

«Прогулка по лесу»

  1. Анкетирование родителей

«Общение в семье»

2. Тест для родителей «Кто  вы своему ребенку»

1-2 класс

3 – 4 класс

Состояние межличностных отношений

  1. Самодиагностика «Урок физкультуры»
  2. Рисуночный тест «Солнце, тучка, дождик»
  3. Анкетирование «Мои друзья»
  4. Ролевая игра «Планета друзей» (Н. Ф. Дик)
  5. «Необитаемый остров»
  6. Анкета «Жизнь в классе»

1 -2 класс

1 -2 класс

3 класс

4 класс

4 класс

Состояние духовно-нравственных качеств личности учащегося

1.Наблюдение кл. рук.

2.Анкета для родителей «Характер ребенка»

3. «Что на сердце у меня»

4. Наблюдение «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося» (Малякова Н. С., журнал «Классный руководитель» №5 2005г.)

1- 2 класс

1- 2 класс

1- 2 класс

1-4 класс

Сформированность коллектива класса

Анкета «Мой класс»

«Аукцион»

«Мультфильм о нашем классе»

2 класс- 4 класс

Система ценностных ориентаций

  1. Рисуночный тест «Настроение»
  2. «Краски»
  3. Ранжирование учебных дисциплин
  4. Школа будущего
  5. Анкета  «Определение преобладающих мотивов учения» Л. А. Махновец

1- 2 класс

1- 2 класс

3 класс

1 -4 класс

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе

1.Методика Е. Н. Степанова

Анкетирование родителей

  1. Анкетирование «С желанием ли я иду в школу»

3. Взаимодействие семьи и школы

(Степанова Т. Ф., журнал «Классный руководитель» №5 2005г.)

4. Анкета для учащихся «Расскажи о школе»

1- 4 класс

Формы занятий

Диагностика. Работа в библиотеке. Тренинги. Изготовление книжек-малышек по проблемам этики и охраны природы в творческих группах-издательствах. Экскурсии. Акции. Волонтерская деятельность. Практикумы.  Круглый стол. Заочные путешествия, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки.  Просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.  Коллективные игры.  Встречи.  Конкурсы и  соревнования. Защита проектов.

Для реализации программы необходимо

Материально – техническое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

  •  компьютер, магнитофон, видеотехника;
  • ватман, альбома, краски.
  • рассказ, беседа;
  •  загадки, стихи, кроссворды, ребусы, пословицы, поговорки;
  • экскурсии, встречи;
  •  презентации.

Список литературы:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.
  3. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
  5. Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс :Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1997.
  6. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой – Nestle, М. 2002.
  7. Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М. : Ф и С, 1975.

Литература для педагога

  1. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе \Е.Н. Арсенина. М.: “Глобус”, 2007.
  2. Внеклассные мероприятия \ Л.Н. Яровая. М.”Вако”, 2004.
  3. Практика управления воспитанием в школе \ М.П.Нечаева. М., 2003.
  4. Растим здоровых, умных и добрых. Воспитание младшего школьника \ сост. Л.В.Ковинько. М. 1997.
  5. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.

Литература для воспитанников

  • Кикнадзе А.В.. Искусство быть человеком. М., 1987.
  • Лихачёв Д.С.. Письма о добром и прекрасном. М., 1985.
  • Медведева И. Подумай, скажи, сделай. М., 1997.
  • Энциклопедия для детей: Техника. Т. 14 М.: Аванта, 1999.
  • Энциклопедия для детей: Искусство. М.: Аванта, 1999.
  • Щабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн.
  • Для учащихся нач. классов – М.; Изд-во “Вита-Пресс”, 1996.

Приложение 1.

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

? Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

? Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

? Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

? Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

? Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов)

(по Р.Р.Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)

Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука этики

Программа нравственного воспитания в начальной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Программа "Этика: азбука добра"

Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) ...

Классные часы «АЗБУКА ЭТИКИ»

Тематический план (3 класс)...

конспект занятия по образовательной программе "Азбука этики"

Тема учебного занятия: Правила поведения в общественных местах.Цель - формирование у учащихся культуры поведения в общественных местах и культуры общения....

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности Азбука: этика добра

Рабочая программа «Этика: азбука добра» духовно-нравственной направленности разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» (авт.И.С. Хомякова, В.И. Петрова) //...

Классный час на тема "Азбука этики"

Классный час на тема "Азбука этики"...