Развитие фонематического слуха.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. "Словарь логопеда" под ред. В.И.Селиверстова
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это не так.
Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух!
Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки.
- Предложите повторить за Вами слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.
- Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши. - Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
- Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; бом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа.
- Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"
- Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слоги: та – да – та, ка – га – га, па – ба – ба, ма – на – на;
- повторять сходные слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук.
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:
- узнавание неречевых звуков: Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?
- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз: необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи. Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: "близко" - "далеко". Далее взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
- различение слов, близких по звуковому составу: Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Бумага". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака".
- различение слогов: Слог является минимальной единицей речевого потока. Взрослый выставляет картинки и говорит: "Посмотри на картинки, послушайте, кто как кричит и повтори".
- Девочка заблудилась в лесу и кричит: "Ау!"
- Малыш плачет: "Уа!"
- Филин сидит на суку: "ФУ- фу!"
- Довольный поросенок лежит в луже: "Уф- уф!"
"Запомнил, кто как кричит? Теперь я буду показывать картинку, а ты говори".
Другой вариант: Взрослый произносит несколько слогов (на-на-на-па), а ребенок определяет, что здесь лишнее (па). Затем ряды усложняются (на-но-на); ка-ка-га-ка; па-ба-па-па.
- различение звуков: В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, сом, лом, том). Такой звук - называется фонемой (отсюда и "фонематический слух").
Начинать нужно с различения гласных звуков: Взрослый дает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и." Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков. "Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс... (Дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…"
Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. Их дети должны хорошо различать, тогда им будет легче овладеть правописанием.
- анализ звукового состава слова: Термином "фонематический (звуковой) анализ" определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится сложной формы. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким). Способность к элементарному анализу появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. А сложные формы возникают лишь в процессе специального обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.
Работа начинается с анализа гласных звуков.
- Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: Улей, аист, Ира, Оля.
- Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.
Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук. Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).
Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется.
Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества.
Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их вступление в школьную жизнь. Самое главное, верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"
Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...
Развитие фонематического слуха.
Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....
Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции
"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...
Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...
Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.
В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...
Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...