Развитие фонематического слуха.
консультация на тему

Косолапова Лариса Алексеевна


Памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_slukha.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. "Словарь логопеда" под ред. В.И.Селиверстова

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это не так.

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух!

Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки.

  1. Предложите  повторить за Вами слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.
    - Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
  2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
  • Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; бом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа.
  • Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"
  1. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слоги: та – да – та, ка – га – га, па – ба – ба, ма – на – на;
    - повторять сходные слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

  1. узнавание неречевых звуков: Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз:  необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи. Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: "близко" - "далеко". Далее взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
  3. различение слов, близких по звуковому составу:  Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Бумага". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака".
  4. различение слогов: Слог является минимальной единицей речевого потока. Взрослый выставляет картинки и говорит: "Посмотри на картинки, послушайте, кто как кричит и повтори".

          - Девочка заблудилась в лесу и кричит: "Ау!"
         - Малыш плачет: "Уа!"
         - Филин сидит на суку: "ФУ- фу!"
         - Довольный поросенок лежит в луже: "Уф- уф!"
         "Запомнил, кто как кричит? Теперь я буду показывать картинку, а ты говори".

Другой вариант: Взрослый произносит несколько слогов (на-на-на-па), а ребенок определяет, что здесь лишнее (па). Затем ряды усложняются (на-но-на); ка-ка-га-ка; па-ба-па-па.

  1. различение звуков: В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, сом, лом, том). Такой звук - называется фонемой (отсюда и "фонематический слух").

          Начинать нужно с различения гласных звуков: Взрослый дает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и." Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.  

          Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков. "Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс... (Дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…"

          Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. Их дети должны хорошо различать, тогда им будет легче овладеть правописанием.

  1. анализ звукового состава слова: Термином "фонематический (звуковой) анализ" определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится сложной формы. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким). Способность к элементарному анализу появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. А сложные формы возникают лишь в процессе специального обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

Работа начинается с анализа гласных звуков.

  1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: Улей, аист, Ира, Оля.
  2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.     Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества.

Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их вступление в школьную жизнь. Самое главное, верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие фонематического слуха.

Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....

Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции

"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...