Готовность шестилетних детей к обучению и их адаптация к школе
статья на тему

Рощина Марина Валентиновна

В статье говорится о готовности шестилетних детей к обучению  и их адаптации к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность шестилетних детей к обучению

 и их адаптация к школе

 Основное условие успешного обучения детей в школе с шести лет – знание особенностей развития, специфики восприятия данной возрастной группы. Важно, чтобы ребёнок пошёл в школу физически готовым к ней. Однако необходима и психологическая готовность. Отдавая шестилетнего ребёнка в школу, «надо учитывать, что мы имеем дело с растущим детским организмом, созревание которого ещё не закончилось, функциональные особенности которого ещё не сложились и работа которого ещё ограничена. Необходимо предусматривать не только то, что ребёнок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить» (Запорожец А. В.). Психологи, опираясь на результаты многолетних исследований, утверждают, что психика ребёнка в целом отличается повышенной восприимчивостью к обучающему воздействию. Но когда говорят о возрастных особенностях детей в связи со школьным обучением, имеют в виду не только развитие психики, а и более широкую социально-психологическую готовность. Ведь обучение в школе требует определённого поведения ребёнка, способности принять установленные правила и нормы, наличия устойчивых положительных мотивов учения.

           В дошкольные годы ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребёнка соответствующих умений. Владение этими умениями обеспечивает ребёнку «высокий уровень обучаемости». Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Серьёзного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждёт напряжённый труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

           Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, где необходимо проявить специальные усилия. Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям. Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. Выявлено три уровня адаптации детей к школе: высокий, средний и низкий. Какие же факторы социальной микросреды играют позитивную роль в адаптации ребёнка к школе? В числе наиболее благоприятных факторов – адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников. Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребёнка к школе имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворённость в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования родителей, конфликтная ситуация в семье, отрицательный статус ребёнка до поступления в первый класс.

           На данном этапе важно учитывать, что период адаптации может занять различное по продолжительности время у каждого ученика в отдельности и, что в классе одновременно  могут быть учащиеся различного уровня адаптации. В этот период дети особенно нуждаются во внимании, помощи и поддержке со стороны родителей. С кем ещё они могут поделиться своими тревогами и сомнениями в новых для них условиях? И здесь роль родителя не ограничивается только заботой о своём ребёнке, а становится гораздо шире. В предпочтительном варианте родитель становится наставником  и другом, который своим авторитетом и примером поможет ребёнку решать вопросы, связанные с освоением новых видов деятельности и взаимоотношениями в новом детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...

Показатели речевого развития шестилетних детей в норме

Материал оформлен в виде памятки, предназначен для учителей - логопедов, учителей начальных классов, воспитателей подготовительных групп как материал по подготовке к родительским собраниям...

Доклад на родительское собрание «Психологическая готовность современных детей к обучению в школе и адаптация первоклассников»

"Психологическая готовность современных детей к обучению в школе и адаптация первоклассников"...

Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"

Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"...

Психологическая готовность и адаптация к школе

В данной статье рассмотрены интеллектуальные, социальные и эмоциональные аспекты подготовки ребенка к учебному процессу в общеобразовательной школе. Данная статья расчитана прежде всего для родителей ...