Родительское собрание "Характер, наследственность и воспитание".
материал (2 класс) на тему

Какая взаимосвязь? Правильное понимание этого вопроса имеет большое значение для дела воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kharakter_nasledstvennost_i_vospitanie._rod.sobr_.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Характер, наследственность и воспитание.

(родительское собрание)

Характер, наследственность и воспитание. Казалось бы, какая между ними взаимосвязь, какая взаимозависимость? Многие хотели бы знать, создается ли характер воспитанием или передается по наследству. Действительно, вопрос очень важный, правильное понимание его имеет большое значение для дела воспитания.

Прежде всего, выясним, что такое характер и в чем он проявляется. Под характером понимают совокупность не всех, а только устойчивых и наиболее существенных психологических особенностей личности человека, сложившихся под влиянием среды и воспитания. Проявляется характер в поступках человека, в его поведении в различных жизненных условиях. Поскольку человек живет в обществе, то в его характере обнаруживаются черты, раскрывающие его отношение к людям. Такими чертами могут быть чуткость, общительность, правдивость, инициативность или противостоящие им отрицательные черты – черствость, лживость, пассивность. В отношении человека к самому себе могут обнаруживаться такие черты, как скромность, чувство собственного достоинства, самокритичность или противоположные им отрицательные черты – зазнайство, самоунижение, самоуверенность.

Поскольку характер влияет на поведение и поступки человека, то, разумеется, зная характер ребенка, можно в некоторой мере предугадать, как в том или ином случае он будет вести себя. Зная чуткость и отзывчивость дочери, родители ее отправляют в аптеку за лекарством. Зная, что сын везде отличается настойчивостью и трудолюбием, именно ему а не кому – то поручают ответственное задание, понимая, что он не уйдет до тех пор, пока не завершит дело.

Характер выражает не все индивидуальные черты, а только наиболее существенные, относящиеся к моральной направленности и воле человека, поэтому нельзя считать, что дети младшего школьного возраста имеют твердо сложившийся характер. Характер их только начинает складываться, и у одних детей он более выражен, а у других еще слабо намечен.

Некоторые родители считают, что характер передается детям по наследству. «Воспитывай или не воспитывай, а если уж родился упрямым, то таким и останется». Сказать, что это ошибочное мнение недостаточно. Такой взгляд просто – напросто вреден. Потому что расслабляет волю воспитателей и вселяет неверие в силу воспитания. Родители единственное, что делают – это охают и ахают, беспомощно разводят руками, видя недостатки в характере своих детей. Сторонники теории наследственности характера не пытаются воздействовать на ребенка, так как заранее убеждены в том, что ничего из этого не получится. Еще хуже, если этим заражаются сами дети. Они не желают изменить что-то в своем характере. В оправдание же заявляют: «Что я могу сделать с собой, если у меня такой характер?»

Но многочисленные примеры исправления самых «трудных» характеров показывают, что в формировании характера ведущая роль принадлежит воспитанию, что те или иные черты его преображаются в процессе жизни.

По наследству передается не характер, а тип нервной системы, другими словами, определенное сочетание свойств основных нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности.

Еще в родильном доме можно заметить различное поведение детей: одни – крикливые, беспокойные, подвижные доставляют много хлопот, другие – спокойные. Это проявляются унаследованные особенности нервной системы, они наследуются от родителей так же, как черты лица, цвет волос, рост, а так же особенности сердечнососудистой системы.

Но значит ли это, что, будучи врожденными, особенности нервной системы остаются неизменными? Конечно нет. Нервная система человека не является чем-то застывшим, под влиянием условий жизни она способна измениться, перестроится.

Наследственные особенности нервной системы в известной мере влияют на характер, но отнюдь не определяют целиком черт будущего характера. Многое будет зависеть от условий жизни и воспитания. Например, чрезмерная вспыльчивость, раздражительность бывают обусловлены слабым типом нервной системы, иначе говоря, врожденной слабостью нервной системы, ее неспособностью справляться даже с самыми обычными раздражителями. Если не обратить на это внимание, не позаботиться об укреплении нервной системы и не изменить своего подхода к ребенку, то раздражительность, вспыльчивость, как следствие слабой нервной системы, укрепляются и становятся чертами характера. Точно так же резкость, как следствие неуравновешенного (безудержного) типа нервной системы, при неправильном воспитании может перейти в черту характера.

Тип нервной системы влияет на характер, а характер (т.е. возникшие в процессе воспитания новые черты) влияет на тип высшей нервной деятельности. Смысл самовоспитания в том и заключается, что сам человек, мобилизуя характер, борется со своими отрицательными природными качествами: он способен, что называется, обуздать эмоции, раздражительность.

А ребенку должен в этом помочь взрослый, который находится с ним рядом.

Внешняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, на формирование характера и воли, на отношение к окружающему миру.

Характер у ребенка начинает формироваться очень рано. В этот период большое воздействие на ребенка оказывает поведение родителей, их личный пример в отношении к людям, к вещам личным и общественным.

Ребенок, подражая родителям, усваивает их черты. Воспитание старших проявляется не только тогда, когда они поучают детей. То, что родители делают, то, как они себя ведут, гораздо сильнее влияет на ребенка, чем то, что они ему говорят. Поэтому никогда мы не должны забывать о могучей силе воздействия живого примера. Если ребенок видит, что родители внимательны к людям, справедливы, добры, отзывчивы и того же требуют от него, то и он вырастет с такими чертами характера. Но если в присутствии детей отец и мать не искренни, обманывают, относятся к окружающим плохо, дети воспринимают такое поведение как должное и сами так поступают.

Так создается иллюзия, будто характер передается по наследству от родителей к детям. В действительности же сходство характеров детей и родителей объясняется не наследственностью, а постоянным влиянием родителей на детей, постоянным личным примером.

Однако одного хорошего примера со стороны родителей, лишь здоровой семейной атмосферы еще не достаточно для становления полноценного характера. Недостаточно только требовать от детей правильного поведения: быть организованным и аккуратным, правдивым и трудолюбивым. Главное – надо постепенно упражнять их в правильных поступках, закреплять правильные нормы поведения. Честность, чуткость, настойчивость и другие положительные черты никогда не закрепляют через слово, если мы не поставим ребенка в такие условия, в которых он бы мог их проявить.

Опыт показывает, что немалую роль в формировании характера играет атмосфера в семье.

Отрицательные результаты в воспитании дает и чрезмерная строгость родителей. Постоянный страх перед наказанием угнетает детей, парализует их активность, самостоятельность. Они вырастают слабохарактерными, трусливыми, беспомощными. Родителям же невдомек, что своей строгостью они убивают живую детскую мысль, потребность ребенка делиться со старшими своими маленькими думами и переживаниями. В таких условиях создаются предпосылки для развития нежелательных сторон характера: замкнутости, безынициативности.

Нам остается ответить еще на один вопрос: почему в одной и той же семье, у одних и тех же родителей вырастают дети с разными характерами?

Объясняется это во-первых, тем, что условия жизни в семье никогда не остаются неизменными. Изменяется бюджет семьи, ее состав, жилищные условия и т.д.

Родители по разному относятся к своим детям. Первенец у многих родителей остается долго единственным баловнем, и над ним мама с папой «дрожат» это не может не оказать влияние на формирование характера. Но вот появляется второй, и от старшего родители требуют уступок младшему. Отношение к старшему резко меняется. Привыкший к прежнему образу жизни и к сложившимся отношениям к нему, первенец «бунтует» не соглашается с новыми требованьями и новым к нему отношением. Он часто «взрывается», грубит родителям. У него на почве резкой перемены отношений портится характер: формируется жестокость, своеволие, развязность, безответственность. В свою очередь, младший привыкает понемногу искать выходы из притесненного положения старшего и злоупотребляет своим положением. Так создаются разные черты характера у детей одних и тех же родителей.

Было бы не верно сделать вывод, что характер формируется только в семье. В действительности среда, создающая характер, гораздо шире и сложнее: это и школьные отношения с товарищами, и книги, и кинофильмы, другими словами, все то окружение, в котором он находится. Но среди всех этих слагаемых семья является наиболее значительным и важным хотя бы уже по одному тому, что закладывание характера начинается в семье. Об этом и следует помнить родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"

Материал конспекта соответствует  слайдам презентации. Готовый материал для работы....

Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"

Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...

Родительское собрание "Методы семейного воспитания"

Преднозначено для родителей учащихся 1 - 4 классов. Позволяет родителям повысить психолого - педагогический уровень. Знакомит их с методами семейного воспитания....

Родительское собрание на тему: "Воспитание у детей чувства доброты через воспитание любви и уважения к "братьям нашим меньшим""

Это собрание проводится совместно с детьми. Материал можно использовать и для проведения внекласного воспитательного мероприятия. Здесь собраны разные факты и реальные истории из жизни кошек. Форма пр...

Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников

В статье представлены следующие моменты: группы  семей по типу родительского отношения к ребенку; термины  благополучная и неблагополучная семья, четыре  параметра  родительского п...