Упражнения на внимание
консультация на тему

Филина Татьяна Борисовна

Данные упражнения помогут учителям и родителям развить внимание ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upr.na_vnimanie.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филина Татьяна Борисовна

Предмет (направленность): развитие внимания.

Возраст: начальная и средняя школа.

Место проведения: внеурочные занятия, дома.

        Внимание  у детей развивается по-разному. Недостатки в развитии внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «Заданиями на внимание» в процесс урока , а требуют для их преодоления специально организованной работы. Такая работа может вестись по двум направлениям:

  1. Использование специальных упражнений,тренирующих основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию,устойчивость и переключение.
  2. Использование упражнений,в которых образуются относительно устойчивые сочетания свойств внимания (индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания.

        Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу «Внимание!» фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый на короткое время (не более 0,5минуты) материал и записать его. При этом детям сообщается,что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли, если меньше,то проиграли.

Задание № 1.

        Бессмысленные слова,содержащие от3 до 9 согласных букв, например:

РБКЛ
ЖКПРЧ
КПТНСД
ДПВ
БМДРКЛФМЦ
КТМЦ

ШГС

Два разных набора по 7.

Задание №2

        Знакомые слова родного языка,содержащие от 4до 16 букв, например:

Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист,

командировка.

Два разных набора по 9.

Задание №3

        Предложения, содержащие от5 до 16 букв,например:

Я бегу.

Дай мне.

Дым идёт.

Двор чист.

Ученье свет.

Всем не угодишь.

Вода в решете.

Счастье в труде.

Всё по колено.

Два набора по 9.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

Задание № 1

        Прочитайте небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким  постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте,увеличивается.

Задание№ 2

        Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

а) Ребенок рисует в тетради круги и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает его рисование. Время выполнения задания — 1 минута.

Подсчитывается количество нарисованных кружков и сосчитанное количество хлопков. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

б) В течении 1 минуты нужно правой рукой рисовать круги, а левой — треугольники. Задачи- нарисовать как можно больше фигур.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

Задание №1

        Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.  Например, учитель сообщает: «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу :»Пишите!»

        Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.

1класс:

Даны два числа: 6 и 3. Сложите их и от полученного числа отнимите 2. Затем отнимите еще 4. Пишите.

Даны два числа: 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2,а теперь прибавьте 7. Пишите.

2 класс:

Даны два числа: 27 и 32. Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа. Пишите.

3 класс:

Даны два числа: 54 и 26. Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа. Пишите.

Задание № 2

        Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАМА

    ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
   ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
   КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
   ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
   ФИЛЛИТАДЕРРА

г) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ
   ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

Упражнения на тренировку распределения и устойчивости внимания.

Задание № 1

        Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.

Бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашинапрстыюродомкшмт

Задание №2 (Корректурная проба)

        Для выполнения этого задания берутся газеты, журналы, старые книги.

В течении 5 минут предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а».

Затем игру можно усложнить, одну букву вычеркивать,а другую подчеркивать

        Подобную игру можно провести на учебном материале, предложив учащимся грамматический анализ текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а двумя чертами — прилагательные. По команде «Внимание» - задание выполняется наоборот.

Литература:

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. -3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения на внимания

Данная презентация предназначена для родителей, учителей начальных классов. Представлены упражнения для развития внимания...

Разработка упражнений на внимание и умение слушать для 1 класса

Разработка упражнений на внимание  и умение слушать для 1 класса....

Упражнения на внимание.

Задания по русскому языку на внимание ....

Игры, задания и упражнения, развивающие внимание младших школьников

Предлагаю ознакомиться с игровыми упражнениями и заданиями, которые способствуют развитию внимания затем, чтобы применять их, помогая своим детям....

Упражнение на внимание

Думай правильно...