статья о дизорфографии
учебно-методический материал (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи является одним из самых распространенных речевых нарушений среди учащихся начальных классов, занимающихся на логопедических пунктах при массовых школах.
У детей с НОНР отмечаются мономорфные и полиморфные нарушения звукопроизношения и недоразвитие фонематического восприятия, общая смазанность речи, недоговаривание окончаний, сужение объема словарного запаса, »нестабильные « ошибки в процессе использования словаря, грамматических и синтаксических конструкций. Недостатки актуализации языковых средств затрудняют у учащихся данной категории овладение речевой коммуникацией и учебными понятиями. Нарушение или недоразвитие у детей с НОНР фонетико-фонематических, лексических и грамматических компонентов речи значительно затрудняет овладение этими учениками программой массовой школы, и в частности, формирование орфографических навыков.
Патология речи оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка, затрагивает процесс школьной и социальной адаптации в целом. Трудности усвоения правил правописания носят стойкий характер и отмечаются как в младших, так и в средних и старших классах.
Симптоматика дизорфографии у младших школьников с НОНР носит полиморфный характер, типичным ее проявлением нечеткое владение учебной терминологией и формулировками правил правописания. У детей недостаточно сформированы знания о буквах алфавита, о таких понятиях, как «звук», «слог»,»словосочетание»,»части речи». Учащиеся с дизорфографией не могут своими словами логично изложить содержание правил правописания или обобщить их, часто отказываются от ответа. Школьники с данной патологией не усваивают также лексическое и грамматическое значение словоформ, категории склонения имен прилагательных и спряжений глаголов, т.е те понятия, которые предполагают достаточно высокое развитие процессов абстракции и обобщения. Особые затруднения вызывают правила морфологического принципа написания ( правописание безударной гласной в корне, «не» с глаголами. Трудности освоения и применения правил правописания объясняются и неавтоматизированностью действий и операций, которые необходимы для формирования орфографических навыков.
Недоразвитие или нарушение самоконтроля не позволяет школьника с НОНР находить и исправлять огромное количество орфографических ошибок. В ходе проверки написанных слов учащиеся ошибаются в формулировании задачи, последовательности орфографических действий, в выборе проверки слов.
Неправильный перенос слов свидетельствует о трудностях анализа ритмического рисунка слова, о недифференцированности знаний в области слогоделения и переноса слов, о несформированности морфологических обобщений.
Неусвоение написаний слов традиционного принципа и правил графики свидедельствует о значительном сужении объема речезрительной и речеслуховой памяти, о несформированности процессов сохранения и воспроизведения предложенного материала. Младшие школьники с дизорфографией не умеют пользоваться «памяткой» для морфологического разбора слов. У преобладающего числа учащихся с дизорфографией страдают каллиграфические навыки.
Формирование гностико-практических функций- основа для перехода следующей, таким ,как развитие восприятия речи на сенсорно-перцептивном уровне, логопедическая работа над ударением, работа над связной речью, развитие языкового анализа и синтеза, представлений, коррекция нарушений грамматического строя речи, развитие лексики, интеграция сформированных психологических предпосылок в процессе применения орфографических правил на письме. Овладение грамматическими понятиями , содержанием орфограмм и каллиграфическими навыками предполагает наличие достаточно высокого уровня сформированности зрительного гнозиса, праксиса, представлений, мнестических процессов, слуховых и моторных функций, умения ориентироваться в собственном теле и пространстве.
В ходе логопедической работы определены направления по развитию зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного гнозиса и праксиса, речезрительных функций, по восприятию и воспроизведению ритма, зрительной и речеслуховой памяти.
Формирование гностико-практических функций является неотъемлемой частью логопедических занятий при коррекции дизорфографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дизорфография или Как подружиться с орфографическими правилами?
Дизорфография - это это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью...
Нарушения письма, дизграфия, дизорфография
Каждый ребенок, обучаясь письму, сначала допускает немало ошибок, но довольно быстро избавляется от них. Если обучать письму начинают с 5 или с 4 лет, то ошибки могут сохраняться вплоть до начал...
Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Интегрированный урок по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" Тема игры "Великие люди России". И...
Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...
Что такое дизорфография? Как помочь ребёнку с дизорфографией?
Ваш ребёнок выучил орфографические правила, но упорно допускает ошибки на эти правила? Дополнительные занятия не приводят к желаемому результату? В чём причина неуспеха?...
Что такое дизорфография. Предупреждение и коррекция дизорфографии.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ЧУ ОО "СОШ "Виктория" 13.12.2019 года...
Статья "Дизорфография"
Причины, патогенез, классификация, симптомы, диагностика и коррекция дизорфографии...