" Методы и приёмы раскрытия значения слов в процессе обучения детей с ОВЗ по слуху"
статья (3 класс) на тему
методы и приёмы раскрытия значения слов в процессе обучения детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_raskrytiya_znacheniya_slov_v_protsesse_obucheniya.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы раскрытия значений слов в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.
Способы и приемы семантизации лексики весьма разнообразны. Выбор их и особенности практического использования зависят в первую очередь от характера самих семантизируемых слов: принадлежности слова к определенной части речи, к словам знаменательным или служебным, а также от степени обобщенности и отвлеченности значения, особенностей морфемной структуры (корневые, производные и непроизводные слова).
Имеются две группы способов и приемов раскрытия значений новых для обучающихся слов. Первая из них объединяет наглядные и наглядно-действенные способы, вторая — словесные. В практике наглядные и словесные приемы сочетаются; например, рассматривание рисунка, восприятие демонстрируемого действия сопровождаются наводящими вопросами учителя, пояснениями.
К первой группе приемов семантизации лексики можно отнести и использование натуральных объектов, явления, ситуации, а также наглядные средства: предметные, ситуативные и сюжетные картины и рисунки, макеты, муляжи, аппликации, диапозитивы и диафильмы. Могут быть использованы также демонстрация действий (драматизация,инсценировка), преднамеренное создание ситуации, в которой обучающиеся установят первичную связь между словом и предметом (качеством, признаком, явлением). Например, глагол чистит семантизируется в I классе при помощи демонстрации действий («чистит пальто», «чистит ботинки», «чистит яблоко», «чистит колбасу») и соответствующих рисунков, на которых изображены иные действия с теми же предметами: «держит пальто», «надевает пальто», «держит яблоко», «ест яблоко». Кроме того, обучающиеся включаются в инсценировку: приведение в порядок одежды перед прогулкой -дети чистят одежду, обувь.
Семантизация глагола подвинься требует преднамеренного создания наглядной ситуации, вызывающей потребность в данном слове: ученик, получивший задание сесть на скамейку, не может этого сделать, так как на ней сидят два ученика, один из них должен подвинуться, освободив место для стоящего. С помощью рисунков, а также инсценировки (игра в магазин) может быть раскрыто значение глагола покупает и т. д.
При семантизации слов, обозначающих наглядно воспринимаемый признак, подбираются совершенно одинаковые предметы, различающиеся только этим признаком (например, только цветом, или формой, или длиной). Учитель обращается к детям с просьбой показать красный карандаш, синий карандаш и т. д. Это дает возможность абстрагировать определенный цвет как признак предмета. Далее обучающимся демонстрируются другие предметы, обладающие тем же признаком, и даются задания: «Покажи красный шарф», «Возьми зеленый шарф» и т. п. Абстрагированный признак (цвет) переносится и на эти предметы. Свое обобщение операция сравнения по цвету получает в соответствующем вопросе: «Какой по цвету?», который в дальнейшем может служить средством для усвоения новых обозначений цветов и оттенков.
Некоторые слова-понятия отвлеченного характера могут быть уяснены обучающимися одновременно с помощью картин и словесных средств. Например, желая сделать понятным обучающимся словосочетание поздняя осень, учитель подбирает несколько картин, отражающих состояние природы осенью в разных ее стадиях. Беседуя с обучающимися по этим картинам, учитель акцентирует внимание на постепенных изменениях в природе («Желтые листья не на всех деревьях», «Почти все деревья с желтыми листьями», «На одних деревьях листья опали, на других -нет», «Все деревья стоят голые»), вводя нужное слово поздняя (осень) и противоположное ему ранняя. Затем слова поздняя и ранняя могут быть перенесены на словосочетания (тоже с использованием картин): ранняя весна, поздняя весна.
По мере повышения уровня речевого развития обучающихся все больше возможностей открывается для использования словесных способов и приемов семантизации. К ним относятся: подбор к данному слову синонимов, антонимов, привлечение перифраза, определения, анализа морфемной структуры слова. Возможно также применение такого способа: незнакомое слово помещается в контекст, в котором все слова известны обучающимся.
Подбирая синонимы и антонимы, следят за тем, чтобы слова были сопоставимы именно по тому значению, в котором дано семантизируемое слово (бросил учиться — перестал учиться; бросил камень — кинул камень). Перифразом пользуются, если содержание слова может быть передано другими лексико-грамматическими средствами: попискивали (птенцы) — тихо пищали; затаился охотник — сидел тихо, не шевелился. Фразеологизмы закрываются по значению в целом путем привлечения синонима или синонимического оборота: набрать в рот воды — молчать;
душа ушла в пятки — очень сильно испугался. При привлечении определения данное слово подводится под родовое понятие и указывается его видовой признак: полустанок — маленькая железнодорожная станция; березняк — березовый молодой лес; знаменосец — человек, который несет знамя.
Нередко обучающиеся сталкиваются со словами, корни которых
им известны, однако суффиксы и приставки (входящие в состав этих слов) не выделяются. В этом случае производное слово ими не осознается. Учитель подбором родственных слов, морфемным анализом помогает обучающимся сопоставить новое с известным (покрывало — покрыть — накрыть).
Если обучающимся необходимо объяснить значение слова, в котором имеется известная, усвоенная в составе других слов приставка или суффикс, то, подобрав эти слова, можно акцентировать внимание на данной морфеме. Это поможет ученикам догадаться о значении нового слова. Например, при встрече с новым словом бульдозерист подсказкой послужат уже известные детям слова: тракторист, машинист. То же самое относится к приставочным глаголам: промчался — пробежал, прошел, пролетел (мимо).
Все названные выше методы и приёмы работы над словом являются своеобразными методическими требованиями к проведению начального этапа работы. Они имеют определяющее значение для развития речи, мышления и усвоения программного материала детьми, с ограниченными возможностями здоровья по слуху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значение наглядности в процессе обучения английского языка
статья о значении наглядности в младшей школе...
Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе
В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...
Задачи и составные части словарной работы на уроках в начальной школе в процессе обучения детей с ОВЗ по слуху
Задачи и составные части словарной работы на уроках в начальной школе в процессе обучения детей с ОВЗ по слуху...
Тема выступления на ШМО надомного обучения: «Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР»
Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР...
Значение предмета ИЗО в обучении детей с ОВЗ
Презентация...
Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование орфографической грамотности через нестандартные методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями»
В практике обучения письму в настоящее время привлекается огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов работы. Одной из условий проблем методики преподавания пи...
Методы и приёмы работы со словами на уроках русского языка в начальной школе
Аннотация к методической разработке...