"Родителям о проектной деятельности учащихся"
консультация на тему

Ирина Леонидовна Дубина

В статье рассматривается понятие "проектная деятельность", а также требования к учебному пректу, цель проектного обучения, выполнение проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_proektnoy_deyatelnosti_uchashchikhsya.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о проектной деятельности учащихся.

      В последние годы одним из видов деятельности учащихся начальных классов является проектная деятельность, в которой наряду с детьми активное участие принимают   и взрослые (учитель, родители)

     Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно,интересен и значим для самих открывателей.

      В процессе проектной деятельности  формируются следующие общеучебные умения и навыки:

  1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  1. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из

  различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, родителей,  специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Навыки оценочной самостоятельности.
  2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

  1. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

  1. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

      Благодаря использованию метода проектов   повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Готовность младших школьников к проектной деятельности.

     Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.     Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

     Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

     Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

     Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

     При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

                                   Требования к учебному проекту:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.Таким образом,

             отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет

             обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.          Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.          Подготовленный продукт должен быть представлен   представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство  решения проблемы.

             Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего  продукта.

  1. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики и т.д.

                                    То есть проект – это “шесть П”:

   Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация - Портфолио

 

        Примерная тематика  (названия могут быть изменены,

 тема работы определяется интересами и увлечениями ребёнка, семьи…)  

  • Семейный проект «Тепло домашнего очага» (Герб моей семьи, моя родословная, традиции моего рода, семьи, история фамилии,  знаменитые или талантливые родственники и т.д.)
  • Семейный проект «Моя семья в истории страны»
  • Семейный проект «Вся семья на месте – так и душа на месте»
  • Коллективный или самостоятельный проект «Народное декоративно – прикладное искусство» (можно выбрать только одно направление)
  • Коллективный или самостоятельный проект «История народного костюма»
  • Коллективный проект «Железногорск- Илимский – моя малая Родина» (история микрорайона, имена известных людей (такие есть!!!), достопримечательности, обелиски и т.д.)
  • Коллективный или самостоятельный проект «Тропы юного эколога» (экологическая направленность работы)
  • «Человек и природа»
  • Коллективный или самостоятельный проект «Оригами» (история, изделия)
  • «Хокку (хайку) – жанр японской поэзии» (история Японии, японской поэзии и т.д.) и.др.

 «Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

                                                                               (древняя китайская мудрость). 
Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы. 
Основная идея проектного метода: 
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”. 
Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить на практике. 
Метод проектов может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере. 

Цель проектного обучения: 

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта. 

* Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного. 
* Развить у каждого позитивный образ себя и других. 
* Развить у учащихся умение истинно оценивать себя. 
2. Развить у учащихся "командный дух” и "чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать. 
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы. 
4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление. 


Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами: 

* помогает ученикам определить цель деятельности; 
* рекомендует источники получения информации; 
* раскрывает возможные формы деятельности; 
* содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта; 
* создаёт условия для активности школьника; 
* является партнёром; 
* помогает ученику оценить полученный результат и т. д. 

Действия ученика можно охарактеризовать так: 

* определяет цель своей деятельности; 
* открывает новые знания; 
* экспериментирует; 
* выбирает пути решения возникающих проблем; 
* несёт ответственность за свою деятельность и т. д. 

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений: 

* качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность; 
* умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные. 

Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс. 
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: 

* желание самого ребёнка; 
* благоприятная среда; 
* грамотный доброжелательный преподаватель – консультант. 

Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной. 
Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации. обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". 
Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. 
"Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?” 
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку! 
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы: 
Что такое метод проектов? (очень немного теории) 
Каковы этапы выполнения проекта? 
Возможная роль родителей на каждом этапе проекта? 
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов: 

* выбор темы проекта; 
* выдвижение первоначальных идей; 
* выбор лучшей идеи; 
* планирование проектной деятельности; 
* оценка и самооценка проекта. 
* презентация проекта. 

Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта? 
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей: 

* помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; 
* записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. 

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор. 
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы. 
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор. 
Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта. 
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы. 
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой. 
Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. 
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. 
При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей). 
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. 
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением. 
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей. 
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: 

* консультируют; 
* отслеживают выполнение плана; 
* решают оперативные вопросы; 
* помогают в предварительной оценке проекта; 
* участвуют в подготовке презентации; 
* обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. 

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. 

* Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. 
* Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения. 

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию "семья”. 
Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе над каким-нибудь проектом? 
Поверьте, будет интересно! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы"

Родительское собрание на тему "Проектная деятельность" с участием учащихся подготовивших проект на тему "Народная кукла"....

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

Реализация проектной деятельности учащимися начальной школы и их родителями

Опыт участия младших школьников в инновационном образовательном проекте по организации социальной прктики в гимназии...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...

Консультация для родителей на тему: «Проектная деятельность учащихся в начальной школе».

Данная разработка создана для проведения консультации или родительского собрания для родителей на тему "Проектная деятельность учащихся в начальной школе"...