как помочь ребенку учиться (лекторий для родителей)
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Лекторий для родителей
Выполнение учебной деятельности в школе предполагает владение очень сложными для ребенка умениями: ребенок должен освоить структуру деятельности, научиться понимать и ставить цели, организовывать свои действия соответственно имеющейся цели, фиксировать и оценивать результат деятельности в процессе решения учебных задач.
Подростков более всего интересует собственная индивидуальность и улучшение собственного характера. Помощь родителей может заключаться как в создании условий для развития мотивации достижения, так и в осознании своих индивидуальных особенностей и составлении программы по самосовершенствованию.
Выделяют три типа учеников: стремящиеся к успеху, избегающие неудачи и находящие неудачу нормальной.
Первый тип – это удачливые учащиеся, которые считают себя ответственными за свою учебу, имеют далекие планы, сами решают проблемы. Берутся за задачи повышенной сложности и соглашаются с жесткой системой оценок.
Второй тип – ученики, которые достигли каких-то результатов, имея много неудач, пока не сформировали чувство ответственности и самоуважения. Откладывают проблемы «на потом».
Третий тип – потеряли надежду на избегание неудач и смирились с ними.
Подростки часто ставят глобальные цели: хочу стать уверенным в себе, целеустремленным, смелым и т.д. Формулировка целей в таком виде не позволяет приступить к делу, подростки не знают, как достигнуть цели.
Можно предложить ребенку использовать поведенческий подход, научить ставить конкретную цель – изменить форму поведения, объяснить, что цель вполне достижима, а ее достижение впоследствии само по себе приведет к изменению черт характера.
В этом случае процесс самоуправления включает 4 этапа: постановка целей, стандарты качества и контроль исполнения, самооценка, самоподкрепление.
Помогите детям правильно устанавливать цели.
Вначале вместе анализируйте цели, дети должны сообщить вам, чего они хотят достичь. Поощряйте разумные, а не завышенные или заниженные стандарты.
Предоставьте ребенку возможность фиксировать и оценивать свой прогресс.
Разделите работу на четкие этапы. Заведите листок наблюдений, с помощью которого можно вести контроль за прогрессом.
Мотивирование как создание системы стимулов.
Мотивацию, основанную на желании достичь внешних результатов ради вознаграждения или избежания наказания, часто называют внешней мотивацией, или мотивацией, искусственно поддерживаемой внешними подкреплениями.
Для развития и закрепления желательного поведения используют позитивное (положительное) подкрепление, награду. Это может быть похвала, предоставление свободного времени и т.д. Но очень важно похвалу использовать правильно. хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
Наказание есть модель агрессивного поведения, его надо использовать осторожно. Кроме того, наказывающий ассоциируется с неприятными эмоциями, ребенок начинает ненавидеть или бояться родителей, обманывать и хитрить. Здесь стоит вспомнить теорию условных рефлексов великого русского физиолога И.П.Павлова, который ввел понятие ассоциация событий – если два события встречаются вместе несколько раз, то позже, когда представлено одно событие, вспоминается и второе. Наказание родителей, связанное со школой вызывает неприязнь к учебе в целом. Страх заставляет ребенка выполнить действие (имеет сиюминутный позитивный эффект), но в долговременном плане эффект отрицательный – вся ситуация учебной деятельности окрашивается негативными эмоциями, снижается мотивация в целом.
Важно помнить, что в настоящее время подростковый возраст во многих случаях начинается раньше, чем принято считать, не в 13-14 лет, а уже в десять. Что у девочек подростковый кризис начинается раньше, чем у мальчиков, иногда даже в девять лет. Мы хотим обратить особое внимание родителей на то, что при появлении всех этих изменений, неоправданных с их точки зрения поступков, неадекватных реакций, нередких в начале подросткового периода, нужно стремиться быть не жесткими критиками, не судьями, а помощниками.
И семья, и школа должны целенаправленно создавать взаимодействие в воспитании подростка.
Ведь подростковый возраст у разных детей протекает и в разные сроки, и абсолютно по-разному.
В основе подростковых трудностей лежат одни и те же процессы – формирование самосознания, становление личности. И эти процессы дестабилизируют поведение подростков в самых разных ситуациях и приводят к разным проявлениям в разных условиях.
Развитие самосознания и становления образа «Я» в первую очередь связано с успехами в учебе. Отсутствие достижений может приводить к срывам, к личностным нарушениям. А в некоторых случаях и к полному отказу не только от данного вида деятельности, но и от продолжения учебы, от получения образования. Во многих случаях подросток может выбрать альтернативный путь взамен самореализации в учебе. Это может быть спорт, музыка и т.д. в случаях, когда этого не происходит, срыв может быть очень тяжелым (уход в антисоциальные группы).
Путь к благополучному разрешению кризисной ситуации лежит не через наказания и неуважительное отношение к проблемам подростка. Важно показать подростку, что преодоление трудностей есть один из самых верных показателей того, что представляет собой его личность, чего может достичь его «Я», если оно направлено в нужную сторону.
Самая большая помощь, которую вы можете оказать вашему ребенку, это показать, что вам интересно и важно то, что происходит в школе. Такая поддержка окажет реальное влияние на успехи вашего ребенка и на его будущее.
Выводы о том, что представляет собой триада, объединяющая подростка, школу, в которой он учится, и его родителей.
- дети в школьном возрасте нуждаются в контактах с родителями не меньше, чем в дошкольном, а скорее больше.
- ни семья вне контакта со школой, ни школа вне контакта с семьей не могут полноценно руководить развитием ребенка в предподростковом и подростковом возрасте, обеспечить направленное формирование его личности.
- контакт семьи и школы в период, когда у детей наступает подростковый возраст, должен быть постоянным и целенаправленным, иначе подросток оказывается предоставленным самому себе или нежелательным компаниям. Триада «подросток, семья и школа» нарушается.
- опыт и высказывания самих подростков показывают, что родители включаются вжизнь своих детей спорадически, только когда им кажется, что это необходимо. Повседневные контакты, если они есть, носят формальный характер.
- уменьшение контактов родителей со школьниками может быть часто объяснено тем, что у родителей не хватает не только времени, но и знаний для такого общения.
Нужно помнить, что «родители – это профессия», а в профессии нужно непрерывно совершенствоваться.
На что же должен быть направлен весь процесс воспитания и обучения?
Разумеется, на получение необходимых знаний, умений и навыков. Но это лишь одна сторона того процесса, который должен привести к желаемому результату – соединению получения необходимых знаний с развитием личности.
Неумение работать достаточно целенаправленно, взять на себя всю организацию произвольного, самоконтролируемого поведения и систематической работы на уроке и дома приводит большое количество детей к снижению успеваемости и срывам.
Главное место в нашем стремлении помочь подросткам должна занять профилактика – подготовка детей к новому типу взаимоотношений «взрослый-подросток», к самостоятельности в учебе. В случаях, когда у подростка наступают трудности в учебе, родители зачастую прибегают к помощи репетиторов. Но следует принять во внимание, что репетиторство, оказывая сиюминутную помощь в учебе, может закрепить нежелательный тип отношений «педагог-ученик», ведь репетитор почти всегда еще в большей степени, чем учитель на уроке, поэтапно руководит деятельностью ученика, выполняя за него значительную часть той работы, которую он должен был бы проделать сам.
Если подростки научились самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, они достигнут в школе самых высоких результатов, получат все нужные знания и свободно поступят в вузы.
Помощь ребенку в обучении: не менять школы, классы; соизмерять возможности ребенка и особенности учебных программ в классах повышенной сложности.
Становление подростка происходит в течение длительного времени. Этот путь развития сопровождается сменой способов общения с людьми, которые принимают участие во взрослении подростка, формировании его личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Как помочь ребенку учиться".
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную , творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей доб...
Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться. Лекторий для родителей
Помощь родителей детям в организации их учебного труда. Советы родителям. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома....
Памятка для родителей «Как помочь ребенку учиться»
для родителей...
Как родители могут помочь ребенку учиться
Консультация для родителей...
Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациями Как родители могут помочь ребенку учиться
Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациямиКак родители могут помочь ребенку учиться...
Рекомендации для родителей детей с нарушением зрения «Как помочь ребенку учиться»
Причины низкой эффективности учебного процесса у ребёнка с нарушением зрения. Отношение к такому ребенку в семье и в школе, помощь ему в учёбе. Рекомендации школьного психолога....
Советы родителям. Как помочь ребенку учиться.
Советы родителям. Как помочь ребенку учиться....