Сенситивные периоды развития ребенка
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Что такое сенситивный период? Ценность сенситивных периодов развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensitivnye_periody_razvitiya_rebenka.doc | 40 КБ |
sindrom_samozvantsa.docx | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенситивные периоды развития ребенка
Что такое сенситивный период?
Педагоги, психологи, нейрофизиологи давно подметили существование "сенситивных периодов" в развитии ребенка. Сенситивные периоды развития - это время качественного скачка в развитии ребенка в одной или нескольких, связанных с друг другом, области. В детской психологии под сенситивными периодами детства имеются в виду глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. В зависимости от того, что именно меняется у ребенка, сенситивные периоды развития будут относится к разным областям развития и деятельности ребенка: начиная от сенсорных областей, заканчивая мышлением, творчеством, креативностью. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте (психологические новообразования).
Ценность сенситивных периодов развития
Известно, что сенситивный период является наиболее благоприятным временем для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Во время сенситивного периода ребенок максимально чувствителен и восприимчив к определенным воздействиям извне, относящимся к области данного сенситивного периода. И активно вбирает в себя тот материал, который ему необходим для качественного скачка вперед.
Сенситивные периоды также являются временем становления способностей и личности ребенка. Это время глубоких интеграционных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации.
Сенситивные периоды очень важны не только для психического развития ребенка, но и для его здоровья, так как в это время закладывается устойчивость организма к болезням, внутреннее единство систем.
Огромную роль в такой перестройке отводится изменениям, происходящим в нервной системе ребенка, особенно в его мозге. В мозге в это время происходят качественные изменения существующих функций и появление новых.
Особая ценность сенситивных периодов развития заключается в том, что это наилучшее время по восприятию всего нового. В зависимости от той области, к которой относится сенситивный период, изменяется и то, что может вобрать в себя ребенок. Замечено, что в этот период скорость восприятия материала, сходного с открывшимся сенситивным периодом развития, в 10-15 раз выше, чем в обычные периоды.
Прохождение сенситивных периодов, время их наступления и результаты на 80% зависят от среды, и лишь на 20% (и менее) зависит от генетических факторов. Что такое среда для ребенка? Это прежде всего то, что воздействует на него в семье. Создавая ребенку возможность для роста мы напрямую влияем на результат «отдачи» от сенситивных периодов.
Крупные и малые сенситивные периоды развития
Сенситивные периоды развития бывают большими и малыми. Сенситивный период может продолжаться от 1-2 дней до нескольких месяцев. Во время небольших сенситивных периодов развития происходят перемены в какой-то одной области. Во время крупных сенситивных периодов развития – могут быть затронуты практически все области.
Точное время наступления сенситивных периодов индивидуально для каждого ребенка и зависит от внутренней (биологической) готовности, от тех стимулов, которые он получает для развития из семьи, окружения, впечатлений и занятий. Примерное время крупных сенситивных периодов развития по статистике у большинства детей наступает в определенные годы. Это связано с принципиальными изменениями работы головного мозга и эндокринной системы. Л.С.Выготский выделял в качестве основных периодов возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период.
Как часто появляются сенситивные периоды развития?
Небольшие сенситивные периоды развития могут наступать один за другим или накладываться друг на друга. Иногда период «плато» у ребенка может достигать и года. Обычно за год у ребенка бывает примерно 5 -15 небольших сенситивных периодов развития. Средние сенситивные периоды появляются примерно раз в 4-5 мес. – 1 год. Большие сенситивные периоды наступают раз в несколько лет.
Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.
Сенситивный период восприятия порядка
«Истинная сущность разума состоит в придании порядка» хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира.
Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».
Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет.
В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми*.
Сенситивный период сенсорного развития
Длится от рождения до 5,5 лет. Высокий уровень развития органов чувств возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого.
В это время проходят более короткие периоды, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон того или иного органа чувств. И он в разное время становится более восприимчив к цвету, форме, размерам предметов.
Как распознать и удовлетворить потребность в развитии того или иного аспекта органов чувств?
Ответ дает Монтессори-среда. В условиях свободного выбора и при умении выбирать ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. То есть внутренний учитель ведет ребенка, а Монтессори-педагог, наблюдая за выбором ребенка, определяет его актуальное развитие и намечает перспективы работы в зоне ближайшего развития.
Сенситивный период развития социальных навыков
В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т.д.
Предварительный просмотр:
Синдром самозванца или как вырастить из ребёнка уверенного самодостаточного взрослого. Замечал ли ты, что в самый ответственный момент, когда нужно действовать, принимать решения, тебе что-то мешает?
Действовать, достигать цели, быть успешными, называть бОльшую стоимость услуг, говорить о том, в чём являешься экспертом, гордиться тем, что делаешь, и , самое главное, получать удовольствие от того , чем занимаешься, тебе мешает внутренний самозванец.
Кто же он такой, этот самозванец, живёт ли он в тебе, что с ним делать?
Один из простых способов определить, есть ли у тебя синдром самозванца, вспомнить, как ты отвечаешь на «спасибо». Многие из нас ответят «не за что» . Это ответ самозванца, который живёт в тебе, и внушает, что ты не достоин благодарности, и не разрешает тебе её принимать.
Синдром самозванца родом из детства.
Существует целый набор фраз, которые формируют в нас еще с самых пеленок эту постоянную борьбу с нашим же внутренним миром.
Родители, сами того не зная, ежедневно, капля за каплей, создаёт этого самозванца в своих детях.
🚩ЗАПОМНИТЕ ЭТИ ФРАЗЫ И НЕ ГОВОРИТЕ ИХ ДЕТЯМ:
Ты ничего не можешь, как безрукий.
Заставь дурака Богу молиться, лоб расшибет.
Ой, дай сама сделаю, а то 100 лет тебя ждать.
Нашел чему обижаться.
Нет ты не чувствуешь…, а чувствуешь ….
Дурак, лентяй и пр. (любые оскорбления)
Облажаешься, плакать не приходи.
Так, хватит ныть. Тихо!
Что ты ноешь, жертва что ли!
Что ты орешь, как потерпевший!
Этими фразами родитель не принимаем чувства и обесценивает действия ребенка. Взрослый программирует маленького человека на то, что другим людям и обществу в целом он не интересен со своими чувствами и эмоциями.
Что же ждет ребенка, который слышит эти фразы постоянно.
Ребёнок превращается во взрослого человека, который не умеет отвечать нет на просьбы других.
Он постоянно стремиться быть лучшим в сравнении со своими сверстниками, забывая о своих истинных желаниях.
Каких бы высот человек ни достиг, он не принимает похвалу, списывая свои достижения на случай или помощь других людей.
И совсем крайний случай, когда он просто боится брать на себя ответственность, испытывает чувство вины и страха, если не соответствует ожиданиям других.
И пресловутая ЛЕНЬ - один из признаков самозванца. Когда в тебя никто не верит, тебе незачем что-то делать. Ребенок, а потом и взрослый человек предпочитает ничего не делать, чем своими действиями кого-то разочаровать или огорчить.
➡Что же нужно ребенку дать, что бы его не постигла эта учесть!
Только ли исключить из своего лексикона фразы, упомянутые выше?
Все очень просто, нужно ещё добавить любовь, заботу и внимание близких. Это все должно присутствовать в полном объеме. Успехам ребёнка нужно радоваться, за ошибки не ругать, а стараться помочь их исправить. Лишь в этом случае у ребенка не создается никаких ограничений во взрослой жизни.Он вырастает уверенным самодостаточным взрослым.
Жизнь стремительно бежит. Дети быстро взрослеют. То, какими они станут взрослыми, зависит только от родителей.
Напишите в комментариях, какие фразы случалось слышать вам от взрослых в детстве?
Я часто слышала фразу «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». И, кстати, на «спасибо» я сама очень часто даю неправильный отклик. Приучаю себя отвечать, например, так: «Всегда рада помочь!»
По совету психолога Николая Баранова, преподающего на курсе @mikhaylova_i, посмотрела мультфильм «Головоломка». В нём, как в документальном кино, показано проявление частей личности человека. Ведь, как оказалось, человек не может быть целостной личностью. Обязательно найдётся внутри самозванец, который стремится эту целостность разрушить. Радует, что при правильном подходе, этого самозванца можно искоренить или перевоспитать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок и особые периоды развития (брошюра)
Возрастной кризис или кризис развития – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии, и происходит переход на качественно новый этап. Счита...
Понятие о стабильных и критических периодах развития ребёнка. Содержание кризисов развития.
Современному учителю для плодотворной работы необходимо знание возрастных и психологических особенностей детей на разных этапах их развития.В данной работе рассмотрены возрастные кризисы детей к...
Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период воспитания ребенка с ОВЗ в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Выступление на педагогическом совете....
Рекомендации для родителей первоклассников. в период адаптации ребенка к школе
В помощь учителю для проведения родительского собрания в 1 классе период адаптации ребёнка к школе....
Ведущая деятельность ребёнка в период развития от рождения до совершеннолетия.
В данной таблице представлены виды ведущей деятельности ребёнка. Родителям и учителям важно понимать период , в котором та или иная деятельность должна формироваться ....
Место и значение подросткового периода в развитии ребенка
В поростковом периоде могуть впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний ......
Семинар – практикум для педагогов. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ОУ»
Способствовать преодолению трудностей взаимодействии с родителями период адаптации ребенка в детском саду...