Синдром одарённости. (лекторий для родителей)
статья (3 класс) на тему
Материал содержит практические советы по воспитанию младшего школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Синдром одарённости (лекторий для родителей) | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Синдром одарённости.
(лекторий для родителей)
Каждую способность, талант, дарованные нам от Бога, надо терпеливо и бережно выращивать, как садовник розу: где-то подставить подпорку, что-то мягко подвязать, что-то обрезать, а что-то закрыть от ветра.
Увы, не все родители могут найти правильный подход к воспитанию своего одарённого ребёнка. И талант. Вместо того, чтобы развиваться и преумножаться, попросту чахнет. Вот только несколько типичных ошибок воспитания, на которых бы хотелось заострить внимание родителей.
- Не оправдать надежд. Одна из самых распространённых ошибок – это возвеличивание способностей ребёнка. Вся семья начинает вертеться вокруг «кумира», взращивая в нём звёздную болезнь и одновременно вызывая тайную зависть братьев и сестёр, если таковые имеются. Все ожидают только успехов, успехов во всём, к чему только прикоснётся юное дарование. Но успех в одной области может соседствовать с полными неудачами в другой. Это естественно. Но к такому развитию событий не готово раздутое родительское честолюбие. Эти родительские установки усваиваются и детьми. Над ребёнком всю жизнь будет нависать дамоклов меч неуспеха, постоянный страх оказаться хуже других, не получить «пятёрку», не победить на олимпиаде, не занять первое место в конкурсе. Развитию таких детей начинают мешать повышенная тревога, страх. В итоге, вместо того, чтобы раскрываться, способности парализуются, и вместо развития дарований у ребёнка начинает формироваться невроз. Кто-то беспрерывно грызёт ногти или ручку, кто-то начинает подмаргивать, зажмуриваться, другой постоянно облизывает губы, кто-то щёлкает языком. Это поведенческие симптомы чрезмерного напряжения, повышенной тревоги, с которыми не справляется неокрепшая детская психика. Постоянные стрессы могут привести и к соматическим расстройствам. Бессонница, дерматиты, постоянные головные боли, тошнота, иногда даже рвота перед выходом в школу – всё это плата за излишнюю родительскую требовательность, вызванную тщеславием и стремлением утвердиться за счёт своего ребёнка. Дарования детей становятся объектом манипулирования родителей, жаждущих только успеха. Привычная нам пятибалльная система оценок превращается в двухбалльную: всё, что не «пятёрка», то «двойка». Вот рассказы одарённых младшеклассников: «Папа просит показать дневник и начинает ругаться. Он ругает меня за то, что проскакивают четвёрки». Родители третьеклассника Саши лупят его ремнём, даже если не получается работа из цветной бумаги по труду. Мама утверждает при этом: Стремиться надо к высшему, а меньшее ты всегда сделаешь».
- Быть как все - легче. Совершенно противоположное отношение некоторых родителей – вообще не замечать выдающиеся способности своих детей. Их кредо – быть как все, и одарённый ребёнок им не нужен. Пусть будет отличником, это допустимо, но одарённость с её излишней пытливостью, беспорядком, бесконечными вопросами не вписываются в родительские представления о том, каким должен быть их ребёнок. Современная стратегия жизненного успеха многих людей предполагает прежде всего материальный достаток. И дети начинают стесняться своих способностей. Чтобы не «высовываться», не выделяться среди одноклассников, попросту зарывают свои таланты.
- Если талантливый, почему не отличник? Есть ещё одна проблема, о которой забывают родители, воспитывающие одарённых детей. Это развитие социальной компетенции: быть адекватными в поведении со старшими, не задираться и не конфликтовать со сверстниками. Ведь нередко случается так, что одарённый ребёнок, окружённый не столь талантливыми одноклассниками, чувствует себя весьма одиноко. ТОО, что понятно и интересно ему, далеко не всегда занимает других ребят, а иногда и обычная зависть может отдалить его от сверстников. Ему могут дать обидную кличку, высмеивать, и он станет в классе белой вороной. В начальной школе справиться с такой проблемой ещё худо – бедно можно, а вот для подростков – одиночество – это тяжелейшее испытание. Поэтому помочь преодолеть эгоцентризм, социальную отчуждённость, найти друзей – задача для родителей весь мА сложная, но это основа для будущего их сыновей и дочерей. Ведь с годами одарённого ребёнка ждет не череда олимпиад, где требуется добиться индивидуального успеха, а создание семьи, где надо заботиться о другом человеке и уметь его слышать, уметь подчиняться начальству, даже если его указания не так блестящи, как хотелось бы; уметь сотрудничать с сослуживцами, считаясь с их «неодарённостью», а то и посредственностью. Американские учёные пришли к выводу, что для успеха в бизнесе высокий уровень социальной компетентности важнее, чем интеллектуальные способности. А ведь навыки общения, модели отношений закладываются прежде всего в семье. И если юному дарованию с малых ногтей привили высокомерие, непереносимость критики, гордость и заносчивость, то ломка жизнью этих установок может начаться довольно рано: неуживчивость на работе, семейные разводы, соматические недуги и постоянное внутреннее одиночество, прикрываемое мнимыми внешними успехами.
- Как же родителям оценить правильность своего воспитательного подхода? Американский исследователь Дэвид Льюис советует:
- Отвечать на все вопросы детей насколько возможно терпеливо и честно;
- Предоставить ребёнку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий, уделить особое внимание обустройству рабочего места;
- Не ругать его за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работе ещё не завершена;
- Каждый день находить время, чтобы побыть с ребёнком наедине;
- Позволять детям играть со всяким хламом;
- Побуждать ребёнка находит проблемы, а затем решать их;
- Помогать ребёнку улучшить результат своей работы; давать понять, что вы любите ребёнка самого по себе, а не его достижения;
- Поручать сыну или дочери посильные заботы по дому;
- Установить разумный поведенческий стандарт и стремиться, чтобы ребёнок ему следовал;
- Приучать детей мыслить самостоятельно;
- Помогать ребёнку строить его собственные планы и принимать решения;
- Научить его адекватно общаться с детьми из разных социальных и культурных слоёв, а также со взрослыми любого возраста;
- Позволять детям принимать участие в планировании семейных дел;
- Никогда не говорить ребёнку, что он хуже других детей, никогда его не дразнить за ошибки;
- Не исключать никаких тем для обсуждения с детьми;
- Помогать детям находить заслуживающие внимания телепередачи;
- Побуждать сына или дочь придумывать разные истории, фантазировать;
- Никогда не хвалить ребёнка беспредметно и неискренне, надо уметь находить в его занятиях то, что достойно похвалы;
- Регулярно читать ребёнку и приучать его к чтению с малых лет;
- Давать ребёнку возможность действительно принимать решения;
- Стараться, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребёнок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном результате.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родителей "Детская агрессивность"
Проведение родительского собрания в виде лектория о "Детской агрессивности"...
Лекторий для родителей "Семейное чтение"
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в нач...
Лекторий для родителей "Как помочь первокласснику учиться?"
Беседа для родителей, особенно актуальная в период адаптации первоклассников к обучению в школе....
Лекторий для родителей на тему: "Не хочу делать уроки!"
Материал для проведения родительского собрания в начальной школе...
Лекторий для родителей "Подготовка детей к школе в семье"
Материал адресован родителям будущих первоклассников. Рекомендации будут полезны для осуществления преемственности дошкольного и начального образования....
Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться. Лекторий для родителей
Помощь родителей детям в организации их учебного труда. Советы родителям. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома....
Лекторий для родителей 1-х классов на тему: Роль родителей в воспитание ребенка
Цель организации родительского лектория – вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возра...