родительское собрание
учебно-методическое пособие (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ « ГИМНАЗИЯ С. ИВАНТЕЕВКА»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»
ПОДГОТОВИЛА: ОЛЬХОВСКАЯ В.В.,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2014Г
Цель:
Информировать родителей обучающихся о необходимости развития мелкой мускулатуры рук
Задачи:
Ознакомить родителей учащихся методами, способами развития мелкой маторики рук
Способствовать необходимости систематических занятий. упражнений
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация
«Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?
Ох, нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки. Да что там говорить, даже просто ручку держать правильно – целое искусство. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей.
Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребенка в этой области с развитием мелкой моторики рук. Само сочетание слов «мелкая моторика», безусловно, извечно каждому современному родителю.
Как и то, что ее надо всячески развивать и что она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил!.
Нам, взрослым, иногда бывает трудно осознать истину « От того, насколько ловкими и проворными к 6-7 годам станут пальчики ребенка, зависят успехи в обучении». Частенько взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят: «Когда мы были маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать научились!» В этом конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей.
И уже в 5 лет, а тем более в 7 ребенок прекрасно умел завязывать шнурки и застегивать курточку самостоятельно. Упражняясь каждый день по многу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Конечно, после такой серьезной подготовки научиться правильно обращаться с ручкой и карандашом – просто пара пустяков.
А сегодня, пожалуй, никто не удивит такая картина: семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а мама застегивает его на все пуговицы. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином.
Вот и получается, что первоклашка бодро читает, считает и распевает песенки на английском, а ручку держать правильно не умеет. дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над -под, около -внутри. Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают либо только перед школой, либо уже в процессе обучения.
Что же делать? Как помочь нашим детям?
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики мы ведем работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, Для развития мелкой моторики рук используем следующие приемы и упражнения:
- Пальчиковую гимнастику и физкультминутки;
- Пальчиковые игры: со стихами, с скороговорками, со счетными палочками;
- Лепку из пластилина, соленого теста;
- Аппликацию;
- Работу с бумагой в технике «Оригами», « Квиклинг»;
- Рисование карандашами, красками (Дорисовку (по принципу симметрии); Штриховку)
- Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами, использование крупы);
- Графические диктанты;
- В процессе рисования у ребенка развивается координация движений обеих рук, координация действий руки и глаз
- Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
- Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма!
В группе продленного дня стараемся создавать соответствующие условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
- В учебной зоне имеются разнообразные ручки, карандаши, тетради, счетные палочки, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам, прописи.
- В игровой зоне : пластилин, при необходимости соленое тесто, это самый любимый материал, раскраски, цветные и простые карандаши, краски, мелки, кисточки, трафареты, ножницы, фигурные линейки, альбомы, и др.
- Для развития и коррекции зрительно-пространственной ориентации: имеются мелкие игрушки, крупа, геометрические фигуры, пазлы, конструкторы.
Таким образом, как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические умения.
Одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребёнка к письму – то работа с родителями.
Предлагаем некоторые игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы). 2-3 минуты как –бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. «Повтори движение» (вариант игры Б.П.Никитина «Обезьянки»)
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую –либо «фигуру» (какие – то пальцы согнуты, какие – то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
3. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и т.д.
5. Насыпаем горох в на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
6. Строим «сруб» и спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
7. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
Таким образом, как показала практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические умения.
Выступления родителей.
Подведение итогов родительского собрания.
В конце проведения родительского собрания участниками принимается решение.
- Довести до сведения детей важность использования пальчиковой гимнастики.
- Уделять внимание на развитие мускулатуры кистей рук..
- Применять и пользоваться методическими рекомендациями при осуществлении пальчиковых игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...