Психологические особенности адаптации шестилетнего ребенка в школе
статья по теме

Чебунина Надежда Ивановна

"Психологические особенности адаптации шестилетнего ребенка в школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shestiletniy_rebenok_v_protsesse_adaptatsii_k_shkole.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности адаптации

 шестилетнего ребенка в школе

Н.И. Чебунина

учитель начальных классов СОСОШ-2

Все дети, пришедшие в школу, испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Под школьной дезадаптации в общем виде можно понимать несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям реальной ситуации школьного обучения.

Каковы же признаки школьной дезадаптации? Дети напряжены – возникает эффект неопределенности, у ребенка возникает чувство тревоги и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически. Новый режим ломает прежние стереотипы, у многих нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья, появляется возбудимость, раздражительность.

Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к усталости. Напряжение быстро утомляет ребенка, а поскольку воля еще недостаточно развита, он не может целенаправленно осуществлять деятельность, проявляет беспокойство, часто плачет. Отсюда быстрая утомляемость. Необходимость подолгу сидеть лишает ребенка подвижности, что приводит к усилению физического утомления.

К концу второго месяца обычно происходит привыкание к школьной жизни. Но есть опасность: у ребенка может погаснуть первоначальная тяга к школе, к урокам, к учению вообще. Может наступить безразличие или нежелание продолжат ходить в школу. Если учитель спокойно и планомерно осуществляет режимные моменты, ребенок усваивает обязательные правила режима и его напряженность падает. Стабилизируется и его физическое самочувствие.

Основные факторы, приводящие к школьной дезадаптации:

●социально-педагогическая запущенность;

●недостаточное развитие произвольных процессов;

●недостаточное развитие речи;

●физическая ослабленность;

●эмоционально-личностные проблемы, в том числе коммуникативные.

Можно выделить несколько основных форм шк. дез-ции:

Первая форма: несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Следствие этого – падение успеваемости. Причиной несформированности учебной деятельности могут быть индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка, невнимательное отношение родителей к тому, как ребенок овладевает приемами учебной деятельности.

Вторая форма: обусловлена несформированностью или искажением мотивации учебной деятельности (доминируют внешкольные ориентации). Отсутствие учебной мотивации сходно с несформированностью навыков учебной деятельности – недисциплинированностью, отставанием в учебе, невнимательностью, безответственностью.

Третья форма: связана с неспособностью к произвольной регуляции. Причину этого чаще ищут в особенностях семейного воспитания: это либо вседозволенность, отсутствие ограничений и норм, либо полный контроль за действиями ребенка со стороны взрослого.

Четвертая форма: связана с неумением приспособиться к темпу школьной жизни. Это может наблюдаться и при переходе в среднюю школу. Чаще это может наблюдаться у соматически ослабленных детей. Причина может лежать и в особенностях семейного воспитания (тепличные условия жизни ребенка).

Темповая неприспособленность, длительное приготовление уроков, хронические опоздания в школу, переутомление к концу учебного дня, недели – все перечисленное относится к психогенной школьной дезадаптации.

Важную роль в адаптации ребенка к школе имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя детского сада и педагогов школы.

Одна из частных причин трудностей адаптации детей к школе состоит в смене стиля общения педагога с детьми.

Часто формы педагогического воздействия воспринимаются ребенком как выражение личной неприязни, что ведет к пассивности, подавляет инициативу, самостоятельность, рождает неуверенность в себе (особенно у робких и застенчивых детей).

Учителям начальных классов очевидно, что проблема преемственности является одной из важных в современной дидактике.

Учителями начальной школы было проведено анкетирование первоклассников, где было задано семь вопросов, на каждый вопрос варианты ответов: «да», «нет», «не очень».

1.Тебе нравится в школе? (да, нет, не очень)

2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Ты хотел бы, чтобы не было домашних заданий?

4. Ты хотел бы, чтобы в школе были одни перемены?

5. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?

6.У тебя в классе много друзей?

7.Тебе нравятся твои одноклассники?

Было опрошено всего 51 учащихся 1 класса.

Результаты таковы:

1. «да» -49 уч-ся                                               5. «да» - 37 уч-ся

    «нет» -2 уч-ся                                                   «нет» - 11 уч-ся

    «не очень» - 0                                                   « не очень» - 3 уч-ся

2. «да» -34 уч-ся                                               6. «да» - 42 уч-ся

    «нет» -17 уч-ся                                                 «нет» - 8 уч-ся

    «не очень» - 0                                                   «не очень» - 1 уч-ся

3. «да» -25 уч-ся                                               7. «да» -48 уч-ся

    «нет» -16 уч-ся                                                 «нет» - 0 уч-ся

    «не очень» - 0                                                   «не очень» -3 уч-ся

4. «да» -7 уч-ся

    «нет» -32уч-ся

    «не очень» - 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности работы на уроке как основа развития творческого потенциала ребенка.

Пожалуй, каждый из нас был в ситуации неудовлетворения от урока. Вроде бы и подготовка была на должном уровне, и наглядностью урок оснащён, и продумано было всё основательно, а вот нет удовлетворения ...

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Особенности готовности ребенка к школе»

В докладе рассказывается о том, что является основой при подготовке детей к школе, рассказывается о том, какие задания и упражнения необходимо выполнять, над чем работать....

Психологические особенности воспитания ребенка с ограниченны¬ми возможностями здоровья в семье

 Появление в семье ребенка с особенностями развития  по-разному воспринимается родителями. Установки родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, на вес...

Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах.

Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах...