Психологические особенности адаптации шестилетнего ребенка в школе
статья по теме
"Психологические особенности адаптации шестилетнего ребенка в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shestiletniy_rebenok_v_protsesse_adaptatsii_k_shkole.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности адаптации
шестилетнего ребенка в школе
Н.И. Чебунина
учитель начальных классов СОСОШ-2
Все дети, пришедшие в школу, испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Под школьной дезадаптации в общем виде можно понимать несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям реальной ситуации школьного обучения.
Каковы же признаки школьной дезадаптации? Дети напряжены – возникает эффект неопределенности, у ребенка возникает чувство тревоги и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически. Новый режим ломает прежние стереотипы, у многих нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья, появляется возбудимость, раздражительность.
Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к усталости. Напряжение быстро утомляет ребенка, а поскольку воля еще недостаточно развита, он не может целенаправленно осуществлять деятельность, проявляет беспокойство, часто плачет. Отсюда быстрая утомляемость. Необходимость подолгу сидеть лишает ребенка подвижности, что приводит к усилению физического утомления.
К концу второго месяца обычно происходит привыкание к школьной жизни. Но есть опасность: у ребенка может погаснуть первоначальная тяга к школе, к урокам, к учению вообще. Может наступить безразличие или нежелание продолжат ходить в школу. Если учитель спокойно и планомерно осуществляет режимные моменты, ребенок усваивает обязательные правила режима и его напряженность падает. Стабилизируется и его физическое самочувствие.
Основные факторы, приводящие к школьной дезадаптации:
●социально-педагогическая запущенность;
●недостаточное развитие произвольных процессов;
●недостаточное развитие речи;
●физическая ослабленность;
●эмоционально-личностные проблемы, в том числе коммуникативные.
Можно выделить несколько основных форм шк. дез-ции:
Первая форма: несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Следствие этого – падение успеваемости. Причиной несформированности учебной деятельности могут быть индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка, невнимательное отношение родителей к тому, как ребенок овладевает приемами учебной деятельности.
Вторая форма: обусловлена несформированностью или искажением мотивации учебной деятельности (доминируют внешкольные ориентации). Отсутствие учебной мотивации сходно с несформированностью навыков учебной деятельности – недисциплинированностью, отставанием в учебе, невнимательностью, безответственностью.
Третья форма: связана с неспособностью к произвольной регуляции. Причину этого чаще ищут в особенностях семейного воспитания: это либо вседозволенность, отсутствие ограничений и норм, либо полный контроль за действиями ребенка со стороны взрослого.
Четвертая форма: связана с неумением приспособиться к темпу школьной жизни. Это может наблюдаться и при переходе в среднюю школу. Чаще это может наблюдаться у соматически ослабленных детей. Причина может лежать и в особенностях семейного воспитания (тепличные условия жизни ребенка).
Темповая неприспособленность, длительное приготовление уроков, хронические опоздания в школу, переутомление к концу учебного дня, недели – все перечисленное относится к психогенной школьной дезадаптации.
Важную роль в адаптации ребенка к школе имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя детского сада и педагогов школы.
Одна из частных причин трудностей адаптации детей к школе состоит в смене стиля общения педагога с детьми.
Часто формы педагогического воздействия воспринимаются ребенком как выражение личной неприязни, что ведет к пассивности, подавляет инициативу, самостоятельность, рождает неуверенность в себе (особенно у робких и застенчивых детей).
Учителям начальных классов очевидно, что проблема преемственности является одной из важных в современной дидактике.
Учителями начальной школы было проведено анкетирование первоклассников, где было задано семь вопросов, на каждый вопрос варианты ответов: «да», «нет», «не очень».
1.Тебе нравится в школе? (да, нет, не очень)
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Ты хотел бы, чтобы не было домашних заданий?
4. Ты хотел бы, чтобы в школе были одни перемены?
5. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?
6.У тебя в классе много друзей?
7.Тебе нравятся твои одноклассники?
Было опрошено всего 51 учащихся 1 класса.
Результаты таковы:
1. «да» -49 уч-ся 5. «да» - 37 уч-ся
«нет» -2 уч-ся «нет» - 11 уч-ся
«не очень» - 0 « не очень» - 3 уч-ся
2. «да» -34 уч-ся 6. «да» - 42 уч-ся
«нет» -17 уч-ся «нет» - 8 уч-ся
«не очень» - 0 «не очень» - 1 уч-ся
3. «да» -25 уч-ся 7. «да» -48 уч-ся
«нет» -16 уч-ся «нет» - 0 уч-ся
«не очень» - 0 «не очень» -3 уч-ся
4. «да» -7 уч-ся
«нет» -32уч-ся
«не очень» - 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности работы на уроке как основа развития творческого потенциала ребенка.
Пожалуй, каждый из нас был в ситуации неудовлетворения от урока. Вроде бы и подготовка была на должном уровне, и наглядностью урок оснащён, и продумано было всё основательно, а вот нет удовлетворения ...
Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.
Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Особенности готовности ребенка к школе»
В докладе рассказывается о том, что является основой при подготовке детей к школе, рассказывается о том, какие задания и упражнения необходимо выполнять, над чем работать....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
курсовая работа...
Психологические особенности воспитания ребенка с ограниченны¬ми возможностями здоровья в семье
Появление в семье ребенка с особенностями развития по-разному воспринимается родителями. Установки родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, на вес...
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая диагностика и коррекция психологических особенностей ребенка, сформированности учебных навыков, специфики взаимодействия со сверстниками и взрослыми"
В материале представлено выступление на педагогическом совете...
Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах.
Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах...