родительское собрание
материал (2 класс)

Полякова Елена Алексеевна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mb_ou_gazoprovodskaya_sosh.docx32.9 КБ
Microsoft Office document icon vash_rebyonok_treteklassnik.doc70.5 КБ
Файл uvazhaemye_roditeli.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ОУ Газопроводская СОШ

Родительское собрание

“Роль семьи в формировании здорового образа жизни”

                                                                                                Провела : Полякова Е.А.

                                                                                                учитель начальных классов

                                                         Починки-2010

Цель: Формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у обучающихся и  родителей

Подготовительная работа:

Оформление классного кабинета

Выставка детских рисунков «Досуг в семье»

Разработка памяток для родителей

Подготовка анкет для родителей

Оборудование:

Мультимедийная установка, ватман, магниты, ручки, памятка родителям

Ход собрания:

1. Психологический настрой родителей:

- улыбнуться соседу справа и соседу слева, пожать друг другу руки;

- фразу “Мы вместе” сказать шёпотом, для себя, так, чтобы услышали все присутствующие, так, чтобы услышала вся школа.!

2. Детская кричалка:

Крикните громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Замечательно! Молодцы!

А, теперь, немного о серьёзном. Нам сегодня предстоит определить, что такое “Здоровый образ жизни”.

(Немного раньше родители и отвечали на вопросы анкеты.)

 На вопрос :

«Сколько часов в день обычно ваши дети смотрят телевизор или играют в  компьютерные игры?»

Не смотрят

2 часа

3 часа и более

-

45%

55%

Курят ли у вас в присутствии детей?

Да, почти всегда

иногда

             никогда

-

80%

20%

Распитие спиртных напитков дома в присутствии детей.

Всегда

иногда

            никогда

-

70%

30%

 (Анализ ответов родителей на анкету)

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражают стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере. Для того, чтобы ребёнок был здоров, многое зависит именно от нас родителей. А для этого нужно вести здоровый образ жизни родителям, чтобы дети видели пример дома и старались подражать своим самым близким людям. А какой пример они видят дома, так в дальнейшем и будут поступать сами.

ЗОЖ включает в себя следующие основные элементы 

Гигиенические условия. Я не сомневаюсь, что каждый из нас старается дома поддерживать чистоту и порядок. Желает ,чтобы дома было комфортно, уютно. Но не надо всё по наведению порядка  работу возлагать только на себя; в этом могут помочь все члены семьи., в том числе и ваши дети: помыть посуду, убрать дома, навести порядок. Хочу остановиться на таком аспекте как соблюдение личных гигиенических правил – поддерживание чистоты своего тела. С малых лет необходимо приучать детей к соблюдению правил гигиены., я не сомневаюсь, что в каждой семье это соблюдается.

Немаловажным остаётся психологический климат в семье. Дети всегда очень чутко чувствуют ваше состояние психологическое, и если в семье накалённая обстановка, ребёнок чувствует себя  некомфортно. Уважаемые родители, старайтесь всегда выяснять отношения со своей половинкой не в присутствии детей, уважительно относитесь к своим детям.

Двигательная активность и пребывание на свежем воздухе .Это прежде всего, занятие спортом, поход всей семьёй в кино, в лес выезд на природу и т. д .

   Соблюдение режима дня Соблюдайте режим сами и требуйте соблюдение режима детьми. Зачастую бывает так, что дети допоздна засиживаются за просмотром телепередач, порой совсем не детского содержания.

    Профилактика курения и профилактика алкоголизма. Об этом уже многое сказано. Если уже так сложилось, что у вас в семье кто-то из родителей курит, то делайте это не в присутствии детей, проводите с детьми беседы о вреде курения и алкоголизма. Убеждайте их о том , что курить и пить вредно, рассказывайте, почему вредно.

    О профилактике СПИДа очень много проводится работы в школе. Я думаю, что здесь собрались люди всезнающие и вам не составит труда лишний раз просветить своих детей в доступной для них форме о последствиях заболевания СПИДом.

Полноценное питание. Когда ваш ребёнок собирается в школу, я думаю, что вы его не отправите без завтрака. Лёгкий завтрак должен присутствовать всегда. Хочется напомнить пословицу «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу».

Пища должна быть разнообразной. Обязательно присутствие салатов, овощей .И не увлекайтесь чипсами, сладкими газированными напитками, ролтоном и т д. Это детям приносит только вред.

 А теперь я предложу вам следующее:

3. Возникает такой образ: (родители закрывают глаза)

Тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

4. Права детей.

Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя.

Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и, как они видят искать такие подходы, которые бы помогли понять мир. Конвенция  о правах ребёнка -это  международный  юридический  документ,  признающий  все  права  человека  в  отношении  детей  от  рождения  до 18  лет.

Конвенция  принята 20  ноября 1989  года. На  территории  нашей  страны Конвенция  о правах  ребенка  вступила  в  законную  силу  15  сентября 1990  года. Это  значит,  что  наше  государство  должно  соблюдать  все  положения  данной Конвенции.

 Статья 24.

Здоровье  и  здравоохранение.

Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья:  на  получение  медицинской  помощи, чистой питьевой воды и полноценного 

питания. Государства  должны  обеспечивать  сокращение  детской  смертности  и  проводит  информационные кампании по  распространению  знаний  о  здоровье.

5. Практическая работа. “Вырастить Дерево Здоровья”

Задание: представьте, что Вы стоите на перекрёстке, Вы видите камень, на камне три стрелки: доброта души, хорошее настроение, успокоение.

Выберите , пожалуйста, слово, которое считаете важным для вашей семьи.

 Хорошее настроение

Доброта души

Успокоение

Родителям,  выбравшим “Хорошее настроение”, выдаются коричневые жетоны (в виде ствола дерева”, за “Доброту души” выдаются зелёные жетоны (в виде листьев),  за “Успокоение” выдаются красные жетоны (в виде плодов). На подготовленный  ватман каждый из родителей наклеивает свой жетон. (Обсуждение)получилось дерево здоровья.

Для того, чтобы выросло хорошее дерево, необходим крепкий ствол, здоровые листья и плоды. Так и в жизни нашей: благодаря доброте души, хорошему настроению, успокоению в семье вместе с вами , родителями, будут всегда находиться ваши дети: спокойные, здоровые, с доброй душой, хорошим настроением. И вырастут в дальнейшем из них хорошие люди, нужные обществу., как и это дерево, которое дало хорошие плоды.

 6. Подведение итогов.  Послушайте, как дети отвечали на вопрос: что такое здоровье?

  •  Быть здоровым нелегко. Ваше здоровье зависит не только от Вас, но и от других людей.
  •  Здоровье – это о других заботиться. Когда ты здоров, ты хочешь прыгать играть и даже учиться.
  • Здоровье – это работа. Здоровье помогает быть хорошим.
  •  Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют.
  •  Само здоровье зависит от человека. Правильное питание, доброта, физические занятия, а главное – чистота души.
  •  Не будешь здоровым – мало проживешь, и мир будет казаться неинтересным.
  •  Здоровье – наиважнейшая вещь в жизни: важнее работы, денег и школы.

Я хочу в завершение раздать вам памятки, может быть кому-то они помогут в воспитании ваших детей.

Памятка родителям № 1

  • Любите своих детей, тогда они станут настоящими  личности, самодостаточными, удачливыми в жизни.
  • Внушайте каждому ребенка, что все человеческие существа достойны уважения и любви.
  • Поощряйте в детях таланты и способности мыслить положительными образами
  • Будьте терпеливы, верти в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним!
  • Вам представилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади.

Памятка родителей № 2

  • Учитель - ваш союзник, только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в обучении.
  • Ежедневно интересуйтесь учебными успехами вашего ребенка.
  • Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте посильную и разумную помощь своим детям.
  • Помните, что чтение - окно в мир познания. Хорошее чтение - залог успешного  обучения.
  • Заинтересовывайте ребенка художественной литературой. Истина верна: много будешь читать, много будешь знать.
  • Содействуйте тому, чтобы ваш ребенок участвовал во всех классных и общешкольных мероприятиях.
  • Выслушивайте рассказы о ваших детей о себе, о школе, о друзьях до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная потребность детей.

                Памятка родителей № 3

  1. Правила трёх " П ": Понимай, Признавай, Принимай своего ребенка таким, каким он есть.

Понимай - умение видеть своего ребенка " изнутри ", умение смотреть на ситуацию и со своей собственной точки зрения.

Принятие - безусловно положительное отношение к ребенку, его индивидуальности (независимо от того радует он вас или нет); признание его уникальности.

Признание - право ребенка в решение тех или иных проблем.

2. Оценивайте поступки ребенка, а не его личность.

3. Не сильно надейтесь на собственный пример - увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребенка.

4. Присматривать за детьми надо безнадзорные дети - проблема для родителей и общества.

5. Учите детей различать, что важно, а что второстепенно.

6. Управляйте своими мыслями, так они имеют свойство материализовываться,  а негативная мысль, облаченная в слова, - страшное оружие.

                                КОНТРОЛИРУЙТЕ СВОИ ЭМОЦИИ!

7. Помните: великодушие и красота спасут мир

Памятка родителей № 4

  • Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
  • Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: " Не балуйся ", " Веди себя хорошо ", " Чтобы сегодня не было замечаний в твоём дневнике "... Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
  • Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться.
  • Если ребенок через чур возбужден, если жаждет поделится чем - то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  • Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайте, пусть успокоится и расскажет сам о том, что его беспокоит, тревожит, волнует.
  • Будьте внимательны на жалобы ребенка на головную боль, усталость, трудности учебы.
  • Учтите , что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Это всё успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Я желаю, чтобы в Ваших семьях всегда существовал только здоровый образ жизни.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Ваш ребенок – третьеклассник»

Цель: повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания учащихся детей третьего класса.

Задачи:

- информировать родителей о возрастных особенностях третьеклассника;  

-способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приемам воспитания.

СЛАЙД

« Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого»     Абрахам Брилл

ХОД СОБРАНИЯ

Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вновь встретиться с вами. Спасибо вам, что вы нашли время и пришли на первое родительское собрание в этом учебном году!  Значит,  вы неравнодушны к судьбам своих детей!

СЛАЙД

«Инициатива приветствуется!»  (учитель зачитывает содержание слайда)

СЛАЙД

Учитель: Тема нашего собрания уже обозначена.

- Кто же такие третьеклассники? Какими особенностями отличаются?

СЛАЙД

«Каждый год – что-то новое»

Учитель: Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Их физическое взросление сопровождается социальным взрослением: расширяется круг друзей и в этот круг входят ребята не только этого возраста, но и те, кто постарше.  

У одних   ребят происходит взросление легче и менее болезненно, а у других сопровождается острыми переживаниями, конфликтами, страданиями.

Ваши дети уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Это бывает не всегда  объективно. Они ссорятся и мирятся, обижают и обижаются,  дерутся и разнимают дерущихся, страдают и плачут, злятся и накапливают боль, обиду, агрессию.  

У девятилетнего ребёнка продолжает активно развиваться воля.  Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к взрослым, может сформулировать, что ему нравится, а что не по душе.

В этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других людей, родителей, учителей, пытаются получить больше «свободы».  

Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

Не для кого не секрет, чем больше мы общаемся с ребенком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазн плохого поступка. В этом  ребенку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди.  

Именно с третьего года обучения дети начинают   осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.

Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Активно развивается и способность ребёнка произвольно управлять психическими процессами, он учится владеть своим вниманием, памятью, мышлением. Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающейся работе с детьми.

Именно родители могут оказать помощь в проведении работы, направленной на реализацию потенциальных  возможностей детей этого возраста.

Необходимо помочь ребёнку развивать различные свойства внимания: объём внимания – влияет на успешность в математике, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания, переключением внимания (их можно тренировать различными упражнениями)

В начальной школе родители оказывают своему ребёнку не только моральную и эмоциональную поддержку, но и активно помогают ему в домашней учебной деятельности. Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является  сотрудничество ребёнка с родителями.

Но вместе с тем перед родителями встают новые задачи, решить которые родителям одним не под силу. Ведь родительство – самая трудная жизненная задача: здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность, зато каждый в своём ребёнке находит себя, и встречи эти порой бывают болезненными.

                    Есть разные семьи: и многодетные, и такие, в которых только один взрослый и один ребенок. Они могут различаться по национальности и уровню образования родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребёнка с точки зрения психологов? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда-то были детьми?

       Если ребёнка сравнить с молодым деревцем, то семья – это та почва, на которой оно растёт, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвёртые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

       Семья – это те контексты, в которых человек воспринимает мир: представления о справедливости, о конечном смысле человеческой жизни, о Боге. Семья – это первые опыты диалога с миром или … их отсутствие.

Иногда,  мы, помня обиды и боли собственного детства, порою ужасаемся, понимая, что по отношению к собственным детям ведём себя точно так же неправильно, как вели себя с нами наши родители.  

Мифы о девятилетних.

          Вальдорфские педагоги описали резкую перемену, совершающуюся в   душе ребёнка  в возрасте примерно девяти лет. Давайте внимательно присмотримся к этому замечательному возрасту, и  вы обнаружите много неожиданного: один за другим развеются мифы, известные по учебникам общей и возрастной психологии.

СЛАЙД

  Миф1:

Девятилетних детей, третьеклассников считают цельными, гармоничными и доброжелательными людьми, в отличие от первоклассников или подростков.

СЛАЙД

Реальность:

Многие из них – довольно злые критики. Именно на девятом году жизни начинается кратковременный период, когда дети обесценивают авторитет взрослых, становясь циниками. Но и в более позднем возрасте можно заметить их удивительную чёрствость и безапелляционность, склонность к прямолинейным решениям, этакую «двухмерность» мышления. Один знаменитый психолог сказал: «Эти дети уже хорошо знают, что такое справедливость, но ещё ничего не слыхали о милосердии».

СЛАЙД

Миф2: 

 Самооценка детей данного возраста зависит от успехов в учёбе, ведь учёба – это их ведущая деятельность, как утверждают многие психологи.

СЛАЙД

Реальность:

У детей в возрасте девяти лет, в отличие от следующего периода (10-12 лет), самооценка по-прежнему в значительной степени определяется отношением родителей. Чем сильнее дети чувствуют критику и отвержение с нашей стороны, тем хуже они о себе думают. Хорошее отношение родителей, несмотря на отсутствие выдающихся успехов в учёбе, формирует в целом позитивное отношение к себе.

СЛАЙД

Итак, какие они, эти загадочные девятилетки? 

СЛАЙД

«О душе и личности ребёнка»

Ранимые и трепетные, они пока ещё по-детски беззащитны. Ещё верят в своих родителей как в богов, но вместе с тем иногда критикуют вас до обидного точно. Влюбляются и дружат, постоянно играют разные роли на сцене, видимой им одним. Всё более внимательно присматриваются к другим людям, проявляя то чудеса сострадания, то поразительное эгоистическое упрямство. У них особый интерес к теме справедливости и «взрослым», запретным темам. Они способны на глубокие и мудрые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности. Как объяснить все эти противоречия? Да и противоречия ли это?

  Проблема в том, что по отношению к детям нас обычно волнуют два аспекта: хорошо ли нам с ними, и хорошо ли они адаптировались к миру. Другими словами, нас интересует внешняя сторона. Но ведь у детей есть ещё и внутренний мир, есть их душа, живущая по своим законам! Пришло время приоткрыть некоторые её тайны.

  Детям доступ к душе широко открыт. Их душа ещё не защищена сильным «Я», она уязвима и ранима, но ей свойственны и сила чувств, и впечатлительность, и фантазии, и желания.

СЛАЙД

Немецкий антропософ Рудольф Штайнер  называл детей маленькими ангелами, которые год за годом всё ближе спускаются к земле. В девять лет, говорил он, эти ангелы окончательно падают на землю, теряя свои крылышки. Вы уже, наверное, догадались, почему так происходит? Да, примерно в девять лет мозг ребёнка созревает настолько, что готов начать мыслить по законам формальной логики. Дети начинают воспринимать и пытаются осмысливать окружающий мир не открытой душой, а уже хорошо сформировавшимся рассудком.

СЛАЙД

Плюсы и минусы развивающегося интеллекта.  

У девятилетних школьников в самом пике развития находится  стадия конкретных операций. Это означает, что они начинают видеть ситуацию не только «со своей колокольни», но и с учётом перспективы и мнений других людей. В этом возрасте им уже известно также об обратных действиях (если 3 + 5 = 8, то 8 – 3 = 5), о стабильном характере данных законов (2 х 2 = 4 всегда, а не только по пятницам). Вместе с тем, мышление детей по-прежнему характеризуется приземлённым, конкретным, практическим подходом к решению проблем. Они упорно цепляются за воспринимаемую и легко интерпретируемую реальность.

  До девяти лет дети воспринимают всё окружающее весьма необъективно, их картина мира оставляет место для чудес, но зато сущность происходящего они понимают лучше, поскольку сами напрямую соединены с этим миром. Для детей младше девяти лет характерен в той или иной степени развитый анимизм – им нетрудно представить себя камнем, деревом, кошкой или другим человеком. После девяти лет они утрачивают эту способность – на смену эмоциональной открытости приходит логика. И первым выводом о том, что в мире, раньше таком целостном и непротиворечивом, есть непримиримые противоречия. Это новое ощущение тревожит ребёнка, его психодинамика начинает работать «на выживание», включая защитные механизмы.

          Наиболее распространённым защитным механизмом является избегание. Ребёнку нравится процесс использования логических схем для объяснений. Замечали ли вы, как они любят схемы, планы, карты, классификации? Они со знанием дела перечисляют марки автомобилей, названия музыкальных групп, различные торговые бренды, столицы государств, т.е. воспринимают мир списками, сериями.

Благодаря усвоенным логическим способам мышления они отмечают, что наблюдаемые ими явления весьма противоречивы. Оказывается, не все люди доброжелательны, не все взрослые справедливы, добро не всегда побеждает зло, хорошие люди (и даже дети!) погибают, а родители иногда считают правильным и справедливым совсем не то, что кажется верным для детей. Они тонко подмечают те особенности родительского поведения, которые сами родители стараются не замечать. Кажется, что они нас не слушают, но при этом удивительно точно копируют нас… Чем больше внимания получает та или иная сфера жизни ребёнка, чем больше диалогов происходит между ним и взрослым, тем скорее преодолевается стадия примитивных схем.

          Девятилетние дети пока не могут вообразить, как ситуация выглядит со стороны и что подумает сторонний наблюдатель, а также как это внешнее мнение подействует на её участников. Видение более широкого контекста появляется только после 10 лет, и его хорошо учитывают взрослые, но не дети. Именно поэтому между девятилетками и взрослыми так часто возникает непонимание.

СЛАЙД

Влюблённость как форма жизни. (слайд 11)

  Да, дети 8-10 лет влюбляются. Переживания, обмен номерами телефонов. На первый взгляд, здесь пока ещё много игры, но чувства, восторг, глубина переживаний – это всё настоящее.  Но всё же любовь пока второстепенна. Дружба – вот настоящая тема отношений. Девятилетний ребёнок начинает считать своим другом того, кто его понимает и бережно относится к его чувствам. Друзья для него – это уже не просто знакомые, с которыми он проводит время, а люди, помогающие друг другу, отзывающиеся на его просьбы и разделяющие его интересы. Появляется представление об обязательствах в человеческих отношениях, и дети начинают оценивать действия друг друга. Они становятся очень чувствительными к мнению других детей и обижаются, когда те не выказывают им достаточного уважения. Дети учатся различать тёплые чувства и уважение. Теплота и эмоциональная близость, связанная с совместными играми, получением удовольствий, разговорами, шутками, смехом и толкотнёй – это всё не то, что уважение. Уважение требует дистанции.

          В разговоре со взрослыми могут позволить откровенность, но между собой девятилетками стараются вести себя более степенно, проявляют большую осмотрительность в выражении своих оценок и мнений. Они становятся более застенчивыми, значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников.

Такое поведение связано с возникающей в этот период потребностью занять определённое положение в группе сверстников. При этом успехи в учёбе у третьеклассников становятся менее значимыми и отходят на второй план.

СЛАЙД

Что же нужно третьекласснику? 

  1. Пространство для того, что идёт из его души: страхов, опасений, желаний, вопросов. Для того, чтобы дать ему это пространство, нужно уметь слушать. Не отвечать на поставленный вопрос, а искать, что за этим стоит, почему это затронуло душу ребёнка, не оценивать, а уточнять, расспрашивать, как можно старательнее вынося себя со своими мнениями за скобки. Очень важно находить время для таких драгоценных разговоров «ни о чём».
  2. Структура. Душа ребёнка может легко потеряться в избыточном количестве свободы. Как это ни странно звучит, но для хорошего развития нужна структура: режим дня, постоянные обязанности по дому, ритуалы и традиции. Они необыкновенно облегчают прохождение девятилетним ребёнком тревожного периода переживания враждебности окружающего мира.
  3. Уважение к их собственному мнению, чутью, решениям. Дети нуждаются в уважительной дистанции, для них она важнее тесной теплоты, нарушающей их границы. Вопросы «А ты как думаешь?», «У тебя есть идеи?», «Что бы ты сделал на моём месте?», «Как, по-твоему, мы правильно поступили?» развивают их доверие к своей совести, своей интуиции, себе самим.
  4. Чтение хорошей литературы. Чёрно-белые схемы присутствуют не только в недостаточно развитом сознании девятилетнего ребёнка, но и в большей части голливудской кинопродукции, с её извечным противостоянием героев и злодеев. Такие произведения, по сути, усугубляют тяжесть протекания кризиса. Рекомендуется читать рассказа наших советских авторов. Найдётся немало хороших книг, не упрощающих жизнь, но и не подрывающих веру в неё.
  5. Искренность со стороны взрослых. Только при этом условии дети могут получить доступ к нашей душе, а она нужна им так сильно, что их больше устраивает наша вспышка раздражения, чем безразличие или разговор «из роли» (мамы или папы). Будучи искренними, мы проявляем свои душевные качества, т.е. поступаем как люди, имеющие душу.

СЛАЙД

Для успешности в учёбе ребёнку необходимо:

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый "вклад" в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания.

Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Для успешности в учебе необходимо также развивать память младших школьников.

Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. 
В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью".

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.

Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. 

Теперь обратимся к такой важной проблеме, как развитие у школьников интереса к чтению. "Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Д.Дидро.

Как же помочь ребенку стать читателем?

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующие полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся, как правило, вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения, которая, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях. Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому в случае явных затруднений следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.

Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Как правило, читать любят дети читающих родителей.

СЛАЙДЫ

- Остановлюсь на наиболее сложных темах по русскому языку и математике.

Советы родителям  

  • Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему: «Доброе утро» и … не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.
  • Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  • Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
  • Это мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребёнок работает – он растёт. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
  • Быть может, вам кажется, что бабушка портит вашего ребёнка, и вместо того, чтобы воспитывать ребёнка, вы воспитываете бабушку. Скандалы в доме ещё опаснее.
  • В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.
  • Наши разговоры нередко с детьми  бедны, поэтому ещё раз посоветуем: каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.
  • Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Предлагаю принять участие в родительском собрании  «Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников»

Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, вежливыми, отзывчивыми?

Да, каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелёгкий труд – быть родителем.  Дети - зеркало родителей, семьи. Ребенок всему подражает и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Он должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как общаться со сверстниками и взрослыми. Оставаться культурным человеком на протяжении всей жизни.

Составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.

В школе много внимания уделяется формированию культурного поведения у ребят: проводятся тематические беседы, классные часы в игровой, занимательной форме, рассматриваются и обсуждаются жизненные ситуации. Но если нет базовой семейной подготовки, ребенку требуется большой период времени, чтобы освоить культурные нормы.

Как же сформировать у ребенка культурное поведение?

Непременным условием воспитания у детей культуры общения является атмосфера любви и доверия в семье. Каждому хочется, чтобы его любили близкие люди. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенку сообщается, что он нами любим, нужен нам, мы им дорожим, наконец, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, приветливой улыбке, и, конечно же, в прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Я люблю, когда ты дома»»…

1.Личный пример во всем. Ребенок всему подражает и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если в семье люди уважительно разговаривают друг с другом, слушают друг друга, не перебивают, не позволяют грубить старшим, то конечно ребенок из такой семьи не будет грубить учителю и перебивать сверстников в разговоре.

Если мама с папой переходят дорогу по пешеходному переходу, то и ребенок тоже будет это делать.

Если в семье принято соблюдать правила поведения за столом во время еды, принято благодарить за обед, то и ребенок тоже это будет делать.

2. Совместные дела родителей и детей: это чтение и обсуждение прочитанного, совместный просмотр кинофильмов, совместные увлечения. И, конечно, от нас взрослых зависит, какие книги и фильмы будут любить наши дети: добрые или агрессивные, злые. Вы можете возразить, что сейчас трудно по телевидению выбрать фильм для совместного просмотра, возможно, это так. Но ведь можно посмотреть хороший фильм, предварительно выбрав его в сети интернет, сейчас гораздо больше возможностей в выборе, чем в наше детство. Прежде чем покупать компьютерную игру, посмотрите, подумайте, чему научит она вашего ребенка, может быть лучше купить хорошую книгу и прочитать ее вместе.

3.Умение делать выбор. Наша жизнь разнообразная, есть хорошее и плохое. Надо научить выбирать хорошее, полезное для здоровья, жизни. Здесь поможет личный пример и разговоры с ребенком о жизни, проговаривание, проигрывание различных жизненных ситуаций.

Например, рассказать о том, что как хорошо, что природа каждому человеку подарила замечательный организм: у нас есть руки, ноги, глаза, голова и т.д., что свой организм нужно беречь: соблюдать правила безопасного поведения во время игр, не сидеть долго перед телевизором и компьютером, не иметь вредных привычек. Одна из составляющих культурного поведения – уважительное отношение к себе и другим.

4. Научить ребенка нести ответственность за свои поступки, воспитывать волевые качества.

В младшем школьном возрасте ребенок должен осознавать, что кроме слова хочу, есть нужные и полезные слова - надо и могу. Формированию ответственности способствуют домашние поручения: это заправить свою кровать, полить цветы, подмести пол. Поручение должно быть постоянным и прежде чем ребенок научится его выполнять, ему мягко нужно об этом напоминать и показать важность его поручения: не заправишь кровать, будет неуютно в комнате, забудешь полить цветы, завянут и т.д.

5.Рассказывать ребенку о своих чувствах.

Бывает так, что ребенок нас огорчает, не выполняет наших просьб. Есть несколько педагогических приемов, которые помогают показать ребенку неправильность его поведения.

Например, ребенок забыл выполнить ваше поручение. Взрослый говорит, обращаясь к ребенку: «Я так огорчаюсь, когда люди ведут себя безответственно» или вы говорите о предполагаемых чувствах ребенка: «Ты, наверное, плохо себя чувствовал, раз не выполнил мою просьбу…» И далее, если отношения доверительные, ребенок скажет: «Нет, я просто забыл, прости меня»

Результаты привития культурных навыков проявятся не сразу. Необходимо терпеливое приучение; можно использовать напоминание, показ образца поведения, игру, специально созданные ситуации. Практика показывает: где родители совместно со школой уделяют данному направлению пристальное внимание, там постепенно складывается культура повседневной жизни, становятся привычными соответствующие нормы поведения, более успешно формируется духовный мир личности младшего школьника, в будущем значительно снижаются риски трудного подросткового возраста.

Однако бывают случаи, когда ребята знают правила поведения, но не выполняют их. Причин этому несколько.

1. Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил – причина простая и легко устранимая.

2. Некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным упражнением.

3. Иногда ребенок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но…не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у него волевого усилия в достижении чего-то.

4. Часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их просто придумали взрослые.

В заключение, хочется отметить, что младший школьный возраст – это период, когда сердце у ребенка открыто, когда легко до него достучаться. Родители для младших школьников – важные главные люди, поэтому все, что они говорят и делают тоже важно. А для нас важно не упустить этот момент и научить ребенка культурному поведению.

Уважаемые родители! У нас с вами одна цель: создать условия для того чтобы дети были образованными и культурными. Давайте будем поддерживать друг друга и вместе идти к нашей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...