О поощрениях и наказаниях
консультация по теме

Беседа для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_pooshchreniyakh_i_nakazaniyakh.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание № 3.

«О поощрениях и наказаниях детей в семье».

Цели:

♦ актуализировать проблему взаимоотношений родителей и детей. Обсудить эффективность разных стилей семейного воспитания;

♦ убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;

♦ договориться о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.

Участники:

♦ родители учащихся, классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог.

Подготовительный этап:

♦ беседа классного руководителя с детьми на тему: «Кто для нас наши родители?»

♦ анкетирование учащихся с целью выявления уровня гуманности отношения родителей к детям (проводят психолог, классный руководитель). (Можно использовать тест «Стили семейного воспитания»)

        ♦ подготовка приглашений родителям на собрание.

        ♦ разработка памяток родителям.

        ♦ конкурс детских рисунков по теме «Моя семья».

Оформление, оборудование, инвентарь:

♦ Для каждой группы оборудуется рабочее место (стол,5-7 стульев, бумага для записей, ручки, карандаши).

        ♦ Оборудуется рабочее место для экспертов.

        ♦ Оформление диаграмм результатов анкетирования учеников и их родителей.

        ♦ Выставка детских рисунков.

Ход собрания.

        ♦ Родители по желанию занимают места за рабочими столами любой из групп.

♦ Социальный педагог, школьный психолог, члены родительского комитета занимают места за столом экспертов.

        ♦ Вступительное слово классного руководителя об актуальности проблемы.

        Ребенок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.

        Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослых. Но дети учатся  у нас поведению, манерам общения: кричат, если мы кричим, грубят, если мы грубим, бывают жестоки, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей воспитывается только добром. Удивительно, но насилие гораздо более способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка. Как часто пытаются люди воспитывать детей наказанием… Но ведь наказанное дитя – это страдающее дитя. И мимо этого наказания нельзя проходить равнодушно. Надо помочь ребенку, ведь неопытность и беспомощность являются составляющей его сущности. Особенно это касается жестоких наказаний, об ущербности которых родители даже не задумываются и от которых ребенок страдает особенно сильно. К жестокости «наказаний», которые действительно заслуживают этого строгого термина, следует присмотреться поближе.

        Наказание является как бы сигналом тревоги для самих родителей о том, что есть такие промахи и ошибки, которые не должны иметь места. Потому что наказание – это репрессия; оно означает, что детская душа бунтует и что родители стремятся подавить этот бунт. Воспитание наказанием – это несчастное воспитание, это постоянно тлеющая борьба, это тайная гражданская война в семье. Остается только один вопрос: кто несчастнее – наказующий или наказуемый? Конечно же, несчастнее наказуемый, так как он неопытен и беспомощен.

        Однако наказание свидетельствует и о беспомощности родителей, только их беспомощность не так извинительна, как беспомощность детей. Там, где в семье любовь и взаимопонимание, до наказаний дело доходит крайне редко или вообще никогда.

        Еще печальнее результаты наказания, если воспитатель ставит перед собой задачу запугать ребенка. Это особенно касается физического насилия.

        По сути, существуют два различных, если не сказать противоположных, способа воспитания: союз с добрыми задатками ребенка и война с дурными наклонностями.

        Тот, кто заключает с ребенком союз, пытается стать его «ангелом-хранителем», он не старается задеть в нем честь и достоинство, он бережно относится к его самолюбию. И в этом он абсолютно прав. Тот, кто объявляет войну ребенку, становится его преследователем и врагом. Он уязвляет его достоинство, задевает его честь, подрывает веру в собственную правоту.

        Если кто вознамерился воспитывать дитя методом насилия и запугивания, тот рискует потерять его любовь и духовно искалечить его. Эта лавина ненависти, жестокости и презрения вызывает в ребенке ответную реакцию такого же рода, а наказание может в результате в нем самые дурные начала, дать волю самым дурным аффектам. Наказывающий отец кажется ребенку неким громилой, который хочет выместить на нем свое зло и который за какую-нибудь нечаянно разбитую фарфоровую чашку преднамеренно убивает целый клад духовно-душевного фарфора.

        Затравленный человек утрачивает свое достоинство. Постоянный страх ослабляет его духовный костяк, открывает перед ним в жизни всяческие низкопробные лазейки от коррупции до предательства. Насилием не воспитаешь свободного человека, а взрастишь раба. А болезненный дух раба может сказаться однажды самым страшным образом.

        Есть, однако, дети – а это, как правило, благородные и утонченные натуры, - которые никогда не прощают отцу физической экзекуции. Они не поддались унижению, не испытали страха в себе. Они стали воспринимать своего отца как погасший свет или как пустую оболочку вместо человека. Наказанный ребенок – ребенок несчастный. Он находится в мучительном конфликте с внешним миром и чувствует себя чаще всего непонятым и невиноватым. Да – непонятым и невиноватым, потому что взрослые воспринимают и описывают его поступки, хотя сам он эти злополучные поступки и не замышлял, и не желал. Воспитатель должен научить ребенка самостоятельно оценивать результаты своего поступка, видеть причинную взаимосвязь между ним и его последствиями. Так поступает истинный воспитатель. А если ему и придется когда-нибудь прибегнуть к наказанию, то оно никогда не будет ни суровым, ни мучительным, ни унизительным. «Суровые наказания или сломают человека, или ожесточат. Мучительные наказания рождают палачей, унизительные – делают из людей рабов». (И.К. Лафатер)

Решение родительского собрания.

        ♦ Решение принимается в форме рекомендаций родителям. Каждому родителю вручается памятка о воспитании в семье ненасилием.

Памятка родителям.

  1. Прислушайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать его. Вникайте в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
  2. Принимайте решение совместно с ребенком, а также давайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что он волен сам выбирать из нескольких возможностей.
  3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было вести себя неправильно.
  4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  5. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
  6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований; он просто не может все делать сразу.
  7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержатьего?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание "Поощрение и наказание"

Обсуждаются с родителями  виды наказаний и поощрений в семье.  При помощи обмена мнениями, высказываний из детских сочинений,ситуаций из жизни, родители находят самый действенный метод воспи...

Поощрение и наказание

Поощрение и наказание....

Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье

На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...

памятки родителям о поощрении и наказании

памятки родителям о поощрении и наказании детей в семье...