Способности детей
консультация (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Детская агрессивность.
Проблема детской агрессивности – одна из значимых тем в начальной школе.
В норме проявление агрессии у детей не считается нарушением. Ситуативные (мимолетные) агрессивные реакции, как правило, связаны с функцией защиты и адаптации. Но также известно, что агрессивность усиливается в критические возрастные периоды (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет). Этот факт рассматривается специалистами как показатель нормального роста организма. Иногда ребенка воспринимают как агрессивного, если он попросту выражает свои чувства. Его поведение может быть не только проявлением гнева, но и отражением реальной ситуации.
Однако, если агрессия становится постоянным переживанием, она может перерасти в устойчивое невротическое отклонение (нарушение) в развитии эмоционально- мотивационной сферы ребенка. Поэтому необходимо различать мимолетную агрессивность от устойчивой личностной агрессивности.
Необходимо искать причины агрессивного поведения для последующей работы с учеником. Необходимо также принимать во внимание отношения в семье. Нередко агрессивность родителей является негативным образцом для подражания. Это ярко проявляется в детских играх и во взаимодействии с младшими по возрасту, а также физически слабыми сверстниками. Наблюдая за тем, как ваш ребенок «воспитывает» свою куклу (кошку, собаку) или играет в «дочки-матери», нетрудно составить представление о преобладающем стиле семейных взаимоотношений.
Что нужно делать? И как надо себя вести с агрессивными детьми?
В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные подходы к организации коррекционной работы с агрессивными детьми. Интересная методика работы по системе психотерапевта Вайолетт Оклендера. Такая методика называется «Разговор изображений» агрессивному ребенку и его маме следует нарисовать портреты друг друга, сделав акцент на том, что в большей или меньшей степени волнует или вызывает недовольство. Такая терапия является – терапия искусством. Известно, что детям свойственно стремление рисовать.
Если у ребенка сильно выраженные формы агрессивности необходимо обратиться к психоневрологу.
А в домашних условиях надо создать очень благоприятные условия и научить ребенка погашать свои нервные эмоции в следующих приемах:
- нарисовать себя в минуты гнева (злости, ярости);
- нарисовать портрет очень агрессивного человека;
- нарисовать свои чувства, какие испытываешь, когда твоему недругу больно и обидно.
Нарисованный рисунок можно порвать, сжечь, сомнуть и так далее. Таким образом, вы приобретете власть над своими чувствами.
Агрессивность – феномен накопительный. И если не научить ребенка приемлемым способам разрядки, он будет беззащитным перед собственной агрессивностью. Но в случае серьезного нарушения необходима специальная помощь психотерапевта и длительная работа родителей и педагогов.
Родительское собрание №3
от 2010 года
Тема доклада «Народная педагогика воспитания. Трудовое воспитание в семье».
Труд наших предков имел двоякое значение, являясь, с одной стороны, главным средством существования, а с другой – средством творческого самовыражения человека.
В прошлые века дети не были иждивенцами. С малых лет ребенок постепенно включался во все сферы трудовой деятельности. Как правило деревенские дети рано начинают принимать непосредственное участие в трудовой деятельности своих родителей, в то время как в городе родители бездумно устраняют своих детей от интересов семьи, мотивируя это тем, что труд – не детское дело и во «взрослые» заботы детям еще рано вникать. Но такая ситуация стала характерной не только для городских детей, но и для наших современных деревенских детей.
В системе трудового воспитания в семье одно из ключевых мест занимает труд на земле, то есть простой крестьянский труд, составляющий основу самой жизни. Необходимые умения и любовь к этому труду передавались из поколения в поколение, постепенно приобретая незыблемые черты традиционности. «Все – от земли, - говорили крестьяне. Именно к соприкосновению с землей, зерном, к ощущению уверенности во владения нехитрыми орудиями крестьянского труда восходят истоки трудолюбия. Недаром народ говорил, что деревенский ребенок, едва начав ходить, ступает одной ногой на пол, а другой - на борозду.
Народ безоговорочно считал честный труд единственным справедливым источником приобретения богатства. Особую роль в формировании подобного отношения к труду сыграло православие, в котором труд рассматривался как нравственное деяние, богоугодное дело, как добродетель, а отнюдь не как проклятие.
Мальчики и девочки 6 – 8 лет всерьез, по-хозяйски выходили в поле, где родители ждали от них настоящей помощи. Дети очищали поле от прошлогоднего мусора, собирали и сжигали остатки соломы, ботвы, вносили удобрения, ухаживали за пашней как за кормилицей, а уже в 10 – 11 летнем возрасте, пройдя практический курс обучения, начинали самостоятельно пахать , со знанием дела производили сев, боронование.
С детских лет ребятишки хорошо знали места, где в изобилии растет щавель, водится дикий лук. А уж ягодные и грибные места были их полноправной вотчиной, где они после завершения сельскохозяйственных работ пропадали, принося, домой целые лукошки лесных даров.
Дети не только помогали своим родителям, но и являлись исследователями многообразия растительного и животного мира. А учителям были – самые близкие люди- мать, отец, бабушки и дедушки, многочисленная родня, среди которых были травники, которые научат, какая трава от хвори подмога, и бондари, которые расскажут, какое дерево для кадки подобрать, и столяры с их тонкостями. Всех умельцев не перечислить.
Выдающийся учитель, творец гуманно-личностной педагогике, основанной на формуле «ребенок не только готовится к жизни, но уже и живет…», Шалва Амонашвили в своем трактате «Школа жизни» приводит два примера воспитания трудом:
«Из гущ виноградника зачастую доносились до меня гневные окрики, брань отца и душераздирающий крик мальчика».
«А из соседнего двора я слышал любовью пронизанный, удивительно ласковый голос бабушки: «Ангелочек ты мой, надежда наша, чтобы мы без тебя делали? А в кувшине ни капельки воды». И этот ангелочек, этот ненаглядный, этот мужчина в семье- десятилетний мальчишка таскал кувшины с водой, косил траву, колол дрова, играл с ребятами и всегда был весел».
Не это ли великая мудрость народного воспитания. Привитие интереса к самостоятельной и коллективной работе создает необходимые предпосылки для формирования здоровой морально и физически личности, что не замедлит положительно сказаться на достойном будущем нации.
Вовлечение детей в профессиональный труд создает определенный эмоционально- положительный фон, поэтому и род занятий родителей становится близким, понятным, любимым. Ребенок включается в непрерывный трудовой ритм семьи, и посильная работа становится его постоянной обязанностью. Поэтому естественен вывод о том, что нравственной доминантой, жизненной основой любого народа были и остается семья и труд, поскольку нравственная и трудовая закалка, полученная детьми в семье, позволит им в будущем увереннее вступить в жизненную практику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.
О необходимости применения еа уроке здоровьесберегающих технологий, об организации педагогического процесса с целью развития творческих способностей учащихся....
Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня
Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. Наша задача помочь ему развить в себе творческие задатки и стать творческой личностью. В данной работе описаны разнообразные виды деятельности...
Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня
Данная презентация является приложением к докладу «Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня» и может быть использована воспитателем ГПД для наглядного знакомства с творческими в...
"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"
Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...
Влияние природы на творческие способности детей
Статья о том как влияет природа на творческие способности детей с их работами собственного сочинения...
Исследование способностей детей к изобразительной деятельности
Задания исследования проверяют пространственные, графические и творческие навыки учащихся начальных классов (1-2-х)...
«Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня»
Всегда помнить о том, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....