Влияние природы на творческие способности детей
статья (3 класс) по теме
Статья о том как влияет природа на творческие способности детей с их работами собственного сочинения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ-СОШ № 13 г. Альметьевск РТ
Влияние природы на развитие творческих способностей человека.
(статья с авторскими работами детей)
Подготовила учитель начальных
классов 2-й кв. категории
Гаптрахимова Р.С.
Мы учим детей тому, что человек отличается от животного не только умением трудиться, но и умением видеть прекрасное. Вот, человек увидел глубину синего неба, мерцание в темной ночи прекрасных и загадочных звезд, багровый закат перед ветреным днём, нежный розовый рассвет зарождающий день, дикую красоту степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился и начал создавать свою красоту, в своём сердце.
Человек стал человеком, когда услышал шёпот осенних листьев и влюбился в него, услышал песню птицы и постарался передать её через звукоподражание и создание множества музыкальных инструментов. Когда сумел передать через свои художественные произведения журчанье весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном небе, подметил неповторимость каждой снежинки и тоску от завывания снежной вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи. Человек услышал всё это и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой.
Как же научить наше поколение, вечно стремящееся куда-то, не видящее перед собой ни порхающей бабочки ни того же романтичного рассвета у реки? Как научить не превращать ночлег летом у костра в распитие напитков и сквернословие для связки слов? Наверное, просто чаще бывать на лоне природы рядом с нашими детьми и показывать как чувствовать, а может и самим стоит вспомнить как это делать и не забыть посидеть просто в тишине и помолчать ни о чём. Но часто ли случаются такие «вылазки» на природу? А что делать если жизнь диктует свои жёсткие условия? Самый лучшиё выход обратиться за помощью к писателям и поэтам, художникам и композиторам, скульпторам и ваятелям, - словом к тем, кто не только прочувствовал всю прелесть и неповторимость природы и смог нас заворожить своими произведениями. Если педагог не просто читает научную статью о суровом климате Арктики, а поражается причудливым ухищрениям природы создавать ещё и жизнь в таких условиях. Если он перед уроком подготовил слайды с прекрасными пейзажами Камчатки и Курильских островов во время цветения и, а потом подтвердил их описаниям Камчатки А. П. Чеховым, то наверняка дети сами изъявят желание увидеть дымящиеся острова. И это останется возможно тайной детской мечтой.
Если учитель не пожалел время урока на казалось бы «никчёмное» занятие и позволил подойти к окну ребятам с тем, чтобы проследить, как внезапно большими пушистыми хлопьями пошёл первый снег, позволил бы ребятам выразить свои громкие возгласы восхищения от такого зрелища, а может даже вышел с ребятами на прогулку, то от этого было бы больше пользы, нежели просто говорить ежедневные фразы о любви к природе. Спроси у ребёнка какое время года ты любишь и он тебе ответит, что каждое, да ещё и объяснит почему. Значит в каждом человеке заложено чувство прекрасного, нужно только суметь развить это вовремя! Не опоздать помочь ребёнку увидеть, как деревья весной покрываются белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчёлы, как наливаются яблоки и краснеют помидоры, - всё это они должны переживать как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство вспомнится им в ярких, солнечных образах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, багровый закат, склонившаяся над зеркалом пруда верба, стройные тополи у дороги – всё это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце, как красота жизни в годы детства, как память то самом дорогом.
Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед доской, а среди природы… Лето. Экскурсия. Дети сидят на пышной траве, в воздухе аромат трав. Все молчат. Детям не надо на природе много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово – не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений. Ребёнку нужно не только слушать слово учителя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Для учителя очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый яркий образ – наглядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребёнку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога. Но не надо забывать, что в стенах школы естественный аромат природы должен сменить аромат слова, ребёнок должен пить из источника мысли, и эта живая вода сделает наших воспитанников мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Ведь без поэтической, эмоционально – эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями.
Шаркаева Анна (4класс)
Берёза
Белая берёзонька под моим окном
Белая красавица радует весь дом
Манит, машет ветками
Резво на ветру.
Выйду завтра по утру
Крепко обниму!
Дуб и берёза.
Весной берёза так красива
С неё глаз не оторвать.
И на зелёных ветвях снова
Серёжки новые висят.
Берёза гибкая такая
И ей не страшен ураган!
Ведь у неё есть дуб – защитник
В беде поможет он всегда!
При сильном ветре, урагане,
Придёт он поможет ей,
Хороший друг берёзе дуб.
Он настоящий друг!
Марханова Катя(4 класс)
Проект «Берёза»
Сейчас я поведу речь о прекрасном дереве, которое является символом России, русского народа. Лечебные качества этого дерева издавна применяется в медицине. А каждую весну оно радует нас своими прекрасными сережками, и чуть позже мы с удивлением будем наблюдать, как серёжки рассыпаются и полетят по ветру. Кто-то может догадался о каком дереве я веду речь, а кто пока нет я даю подсказку в виде загадки:
Что за девица такая-
В белой шубе, сарафане
С черными стежками,
С белыми ветвями?
(береза)
Конечно вы догадались о каком дереве идет речь. О березе…Именно березе многие писатели , поэты, композиторы посвятили душевные строки своих произведений. Я тоже хочу ей посвятить свои скромные стихи.
Белая береза в белоснежной шубке,
Все стоит красавица
Все заснуть пытается
Ведь зима пришла
Ей давно уж спать пора
В белом одеяле. В белом сарафане.
А весной проснется -словно оживет.
Оденет сережки,
Новенький костюм найдет.
А пока ей спать пора,
Зимой её не губите,
Ведь она нам дорога!
Вы наверное знаете , как береза важна для человека. Мы должны её любить и бережно заботиться о ней. Ведь она как человек нуждается в заботе.
Тема чудес отражается всюду и сказках, и в приключениях, и в детективах. В последнее время детская литература пестрит зарубежной фантастической литературой. Но давайте проследим , что назвал чудесами ученик 4-го класса Маркелов Саша.
Чудеса.
На дне глубокого оврага тихо журчал ручей. Я послушал его песню и пошёл дальше в лес. Там я увидал много чудес. На ветке весело чирикали воробьи. На опушке леса, словно дети , играли веселые зайчики. Вдалеке за косогором я заметил как мама-медведица учит своих медвежат собирать ягоды. Вот под самыми ногами в траве колючий еж на своих иголках несет переваливаясь с боку на бок грибы.
Вечером . когда мама вернулась с работы я рассказал ей про лесные чудеса.
Не менее мило по-детски описывает «лесного певца» Марханова Катя на четвертом году обучения.
Лесной певец.
Лето. Погода жаркая и кругом поют птицы. Я услышала стук дятла, жужжание чел и одинокий голос кукушки. Из леса доносился шелест листьев из-под копыт лося. А вот он неловким движением своих мощных рогов поломал сухую ветвь. Звонко и беззаботно журчал ручей. Все эти лесные звуки так переливались и превращались в чудесную песню. «Ах, как хорошо!»- думала я.
Вдруг я услышала отчетливые звуки. Но кто это? Может синица? А может неведомая райская птичка прилетела, чтобы удивить меня заморским пением? Решила я пойти туда куда течет ручей. Ведь именно оттуда доносилось сказочное пение. На кустах росли диковинные цветы, а среди них еле заметный сидел соловей и издавал свои трели на весь лес, отчего лес становился еще заманчивей. «Вот , ты какой лесной певец… какое чудо!»-подумала я с восторгом. И долго еще стояла и слушала.
После очередного похода на природу было дано задание запечатлеть в прозе или в поэзии прелесть природы, а темой стало: «как сделать утро волшебным» Вот наиболее удавшиеся работы:
Марханова Катя.
Как сделать так чтобы утро стало волшебным?
Чтобы утро стало волшебным,
Надо добавить цветов,
Птиц перелетных пенье,
Журчанье чистых ручьев
Чтобы сделать утро волшебным,
Надо больше ярких красок,
Карнавалов, чудных сказок.
Надо радости , веселья,
Жизнерадостного пенья,
Звон капели и росы
И улыбок детворы.
Надо солнца теплый луч.
Голос птиц еще чуть-чуть.
Одуванчик полевой,
Звук природы всей живой.
Вот получилось утро волшебное
Самое прелестное, самое чудесное.
Хайруллина Аделина(3 класс)
Как сделать утро волшебным?
Добавить к рассвету немного травы
Маленьких птиц, речной синевы,
И добавить еще ветерок, разноцветных цветов
Краешек неба, журчанье ручья
Пение птиц
Немного друзей и крикнуть маме: «Доброе утро!»
А вот какое впечатление произвел на ученицу 3 класса Марханову Катю рассказ К. Паустовского «Барсучий нос»
На рыбалке был однажды я
И видел барсука
Был нос поранен у него
Поранен от огня.
А дело было так:давно
В лесу с друзьями я был
Пора уж ужина была
Картошку я варил.
Вдруг вылез маленький барсук
И сунул нос в котел.
И взвизгнул, бросился в траву, кричал от боли он.
Потом мальчишкой я видал
Как он лечил свой нос.
Он лапой пень расковырял
И сунул нос в него.
Просил он помощи у нас
Мы не смогли помочь.
Он нас просил и умолял
Потом в траву ушел.
Чрез год я встретил вновь его
Со шрамом на носу.
Ему рукой я помахал
Он только лишь чихнул.
Он был обижен на меня
Что я не смог помочь
С тех пор не видел я его
Он скрылся с места прочь.
С приходом зимы дети предложили свои проекты, где просматривалась тема и экологии и зимних каникул. Забав и развлечений.
Марханова Катя.
Проект о зиме
Вот пришла к нам в белом одеянии Зима. Идет свои владения осматривает, снега и льды обновляет, деревья изморозью украшает. Ногой притопнет -река льдом покрывается, в ладоши прихлопнет- снег пойдет. Вот, она какая чудесница Зима.
Зима белая . а вот птица зимняя яркая, пестрая…
А что же это за птица? Ответ вы найдете в моем стихотворении.
Красная грудка, остренький клюв
Красивая птичка , летает вокруг.
На ветку садится , рябину клюет
Красивая птичка собирается в полет.
Ну, как земляника, с крыльями простая,
Чирикает, поет, в даль улетает.
Это же снегирь-маленькая радость, на зиму прилетает
Весною улетает.
Владычица зима повелевает и звездами. Наверное вы не поверили. Сейчас я разъясню. На небе есть свои звезды, а Зимушки-зимы другие. Ответ в моем стихотворении.
Белые звездочки летают под окном.
Мороза не боятся, сверкают серебром.
Возьмешь их на ладошку, растают на руке
Серебряные звездочки теперь уж на земле.
И с чем только не сравнивают снежинки. Как я сейчас со звездочками и с пушинками.
Небо темное . Лучик луны пробирается сквозь эти капли воды.
За окном все бело, выпадают пушинки
И за этим окном видно каждую льдинку
Грачи улетели, снегирь прилетел,
На красной рябине сидит воробей.
Но зима это еще и время забав. Вот об этом следующее стихотворение «Зимние забавы»
Лыжи . санки и коньки выносите дети
Ой, зима пришла на двор , выходи же детвора!
Мы сейчас пойдем кататься, бегать , хохотать, смеяться
Выносите же коньки веселиться от души.
Будем мы с горы спускаться и на лыжах развлекаться
Пред Новым годом елочку поставим
Ее игрушками украшать станем,
Будем хоровод водить и подарочки дарить.
Лыжи, санки и коньки выносите , дети
Ой, зима уже пришла, выходи же детвора!
Три белых брата.
Там на далеком севере, где круглый год дуют ледяные ветры, вьюги и бураны живут три брата смелых рыцаря. У каждого свое имя. У старшего – Декабрь, у среднего –январь , у младшего - февраль . Все они слуги королевы Зимы. У каждого молодца свой конь. У Декабря стукнет конь двумя копытами , так мороз за нос хватает, январский конь проскачет по небесам мороз за уши схватит. Ну а как по земле февральский конь промчится, лучше дома сидеть у печки. И не бывало такого , чтобы февраль раньше Января у нас гостил. Все ждут своей очереди. Бывало Февраль сдует со своей варежки снег, снег улетит , а вернется с метелью .Январь подует в дудочку , а вьюга уже танцует. Веселится… Декабрь все деревья инеем или изморозью покрывает. И есть у этих трех братьев еще девять. Вместе они образуют дружную семью. Ну а отец той доужной семье –Новый Год.
Декабрь
Снег идет. И снегирь в полет.
Сосулька растет, как цветочек цветет.
Птицы на юга. Ох, страшна зима!
Голубь сизокрылый, галка , да сова.
Их декабрь любит.Поползень ползет зимородок милый
Раз! И упадет!
Но сугроб не страшен
Мягок словно пух
Тетерев токует
А ворона каркает вокруг.
Январь.
Январские дни холодны и морозны,
Но детям не помеха такие угрозы.
В январские дни все гуляют, играют
И обо всем плохом забывают.
Спасибо январю
Что он у нас есть
И в январские дни хочется петь!
Февраль.
Февраль молодой к нам стучится в окно.
С вьюгой играет, метлой подметает.
Танцует буря вместе с бураном
Вот такая у февраля охрана.
Кожевникова Полина. «Белый мир».
Зима самое прекрасное время года! Зимой природа преобразовывается и становится неузнаваемой. Земля покрыта пушистым покрывалом и играет серебром на солнце. А снежинки, падающие на землю, похожи на маленькие звездочки.
С неба звезды падают. Лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много –много звездочек чудных. Как стекло
Звездочки холодные . а зиме тепло.
Сплю . и снится мне «белый мир» под белым покрывалом. И тишина такая. Сразу поняла- спит земля. И все вторит земле- отдыхает.
Говорят зимой по земле ходят две подруги: метель и вьюга. Разгуляются они по земле и поземка и ничего не видно.
Снег пошел… он пошел на белый порошок а земля ак-будто покрылась белой пеной. Вот мой сон заканчивается. И поезд времени подходит к станции «Весна».
Клочков Андрей. Зима в деревне.
Зима очень красивое время года. Снежинки кружатся в воздухе, покрывая землю ажурной пеленой. Снег задерживается на ветках деревьев, ложится шапкой на крыши домов. Все становится белым. Вот иду я по деревне на коньках и слышу, будто музыка играет. А это оказывается снег под ногами хрустит . Иду , а щеки и нос мороз морозит . Мчусь навстречу ветру. Упал…Смотрю в небо. А там снежинки танцуют , как балерины. А все-таки зима – это белое ЧУДО!
Гаптрахимова Ева (4 класс)
Зима … Какое прекрасное время года! Посмотрите вокруг! В воздухе летают белые мухи. Ф деревья и земля- о чудо! Будто мороз достал из своей казны все запасы драгоценностей: алмазы, жемчуга, серебро, золото и раскидал их повсюду! А окна то, окна! Мороз покрыл их таким узором, что не под силу ни одному художнику.
На ветках сидят снегири. Тише, тише…Не спугните их… Они как красные бусы украшают белоствольную березку.
Вдруг подул ветер и разыгралась метель, по земле побежала поземка. Но дети высыпают как горох и летят стрелой на санках с горы. Осторожно! Гоп! И трамплин! И в снег лицом! А шапка слетела. Придется за ней в сугроб лезть. Ну а потом? Обратно в гору.
Подними глаза в небо ночью. О-о! Можно увидеть , как звезды наблюдают за нами, а другие водят хоровод и поют нам колыбельную. А снег все сыплется и покрывает все белым сахаром…
Что за время наступило ?
Ели . сосны. Все покрыло
Под елями скачут зверята
Зайчата, бельчата, а вот медвежата
В норках своих давно уже спят
Лапу сосут и так сладко храпят
Ну а лисица с волком по лесу ходят
По темному, все бродят и бродят
Ищут добычу
А дома волчата, лисята
Воют, метаются туда и обратно.
Вдруг вдали зажглись фонари
Звери нарядили елку
Зверята слепили снеговика и дали в руки метелку
И малый зайчонок спросил у зайчихи:
« А Дед Мороз к нам придет?»
«Конечно, мой маленький глупый зайчонок, ведь уже наступил Новый год».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.
О необходимости применения еа уроке здоровьесберегающих технологий, об организации педагогического процесса с целью развития творческих способностей учащихся....
Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня
Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. Наша задача помочь ему развить в себе творческие задатки и стать творческой личностью. В данной работе описаны разнообразные виды деятельности...
Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня
Данная презентация является приложением к докладу «Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня» и может быть использована воспитателем ГПД для наглядного знакомства с творческими в...
Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей.
Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина....
Влияние дополнительного образования на развитие образного мышления и творческих способностей детей младшего школьного возраста
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития творческого потенциала детей. В статье представлены результаты исследования образного мышления и творческих способностей младших школьников на конста...
Роль природы в развитии творческих способностей детей в условиях сельской школы.
Статья о роли природы в развитии творческих способностей учащихся сельской школы....
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей
В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...