Разговор о вредных привычках
статья (3 класс) по теме
Материал для использования на родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_o_vrednykh_privychkakh.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Разговор на трудную тему»
(Профилактика вредных привычек у младших школьников).
Цель: объединить усилия семьи и школы в профилактике вредных привычек
у младших школьников.
«Здоровье – эта та вершина, на которую каждый человек должен взойти сам».
«Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Форма: родительский лекторий.
Оборудование: интерактивная доска (Тема собрания . Памятка родителям. Памятка родителям от ребят.)
План.
1.Возрастные особенности, психологические факторы, способные спровоцировать риск раннего приобретения детей к одурманивающим веществам.
2.Роль семьи в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста.
3.Обмен опытом семейного воспитания, рекомендации родителям.
Ход собрания.
1. Тема: Профилактика вредных привычек у младших школьников»
(Интерактивная доска)
2. Многие родители младших школьников уверены в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках. Взрослые уверены, что еще рано беседовать со своими детьми на такую «трудную тему». Однако современные исследования свидетельствуют о том, что к 7-9 годам мальчики и девочки неплохо осведомлены в отношении одурманивающих веществ. Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они неплохо представляют и то, как действуют никотин и алкоголь на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет. Эта информативность детей носит довольно противоречивый характер. С одной стороны, младшие школьники знают, что употребление алкоголя, курения, а тем более наркотики опасны для здоровья человека. Объяснить же, чем именно они опасны, дети, конечно, еще не могут.
С другой стороны, они чуть ли не ежедневно являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома, запоминающиеся герои кинофильмов с дымящейся сигаретой. В сознании ребенка возникает так называемый информационный диссонанс – одновременное присутствие противоречивых сведений об одурманивающих веществах. Именно этот информационный диссонанс является основой для возникновения любопытства к курению, алкоголю.
Ребенку становится интересно, так что же на самом деле происходит? Опасны или не очень курение, алкоголь? Многие дети говорят о том, что хотели бы попробовать покурить, не прочь выпить немного пива.
Сегодня возраст начала наркотизма - приобщения к одурманивающим веществам – постепенно снижается. Есть дети, уже в 6-8 лет попробовавшие спиртные напитки за праздничным столом или вместе с приятелями тайком покуривающие в укромном месте. Существует убедительное доказательство, что чем раньше ребенок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к ним.
В младшем школьном возрасте ребенок проходит через так называемый кризис7 лет. С одной стороны, он еще очень по- детски наивен, непосредствен, доверчив. С другой стороны, изменяется социальная позиция ребенка.
Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Дети часто, играя, копируют черты человека, который для них является авторитетом. Как правило, это люди старшие по возрасту. А поскольку взрослых ребенок видит часто с сигаретой, то и воспринимает курение как атрибут взрослой жизни. В этом возрасте безусловным авторитетом для ребенка являются его родители. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к пагубной привычке. Зачастую родители не пытаются прекратить курить в присутствии ребенка. А дети оценивают ситуацию таким образом: если родители курят, ничего страшного нет.
Еще одна поведенческая реакция _ это демонстрация своей «взрослости», отражающая стремление к самостоятельности. Часто способами такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем. Таким образом, родители должны уяснить, чтобы ребенок нашел другие, не опасные для него способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значимость, самостоятельность. Это может быть спорт, занятия техническим творчеством, помощь. Родителям по дому, забота о старших или опека младших в семье и т. д. Не скупитесь на похвалы! Дайте ребенку шанс почувствовать себя хоть где-то успешным. Не забывайте замечать даже самые маленькие продвижения в учебе!
Родители должны знать и о том, что есть определенные психологические факторы, повышающие риск знакомства младшего школьника с одурманивающим веществами.
Так в зоне риска находятся дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт.
Для таких детей характерны неспособность длительное время сосредотачиваться на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при не очень сложной работе. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, новых впечатлений. Поэтому такие дети легко могут попробовать алкогольные напитки, быстрее приобщаются к курению.
Особого внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Их отличительной чертой является постоянное стремление быть в центре внимания. Часто им не важно, хвалят их или осуждают- главное привлечь к себе внимание. Чтобы как-то выделиться, они могут закурить, попробовать спиртное. Они больше, чем другие дети, подвержены внешнему воздействию, чтобы показать свою взрослость, могут совершить необдуманный поступок.
Говоря о психологических особенностях, дети могут лишь потенциально увеличить риск приобщения к алкоголю и курению. Реализуется или нет эта предрасположенность, зависит от взрослых, окружающих ребенка.
Следующий фактор, на котором следует остановиться особо, -особенности семейного воспитания.
Важнейшее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверии членов семьи друг к другу. Очень опасно, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых (так называемое воспитание по типу гипоопеки).
Причины гипоопеки могут быть разные. Это и пренебрежение родителями своими обязанностями, когда общение с приятелями, коллегами по работе приятнее, чем общение с собственными детьми, и постоянными конфликтами в семье. Но гораздо чаще причиной невнимания к детям со стороны родителей вполне, казалось бы, понятная загруженность на работе. Многие родители говорят, что на общение с собственными детьми они могут «выделить» 20-30 минут. Остальная часть вечера уходит на то, чтобы накормить ребенка, проверить уроки, проследить за чистотой одежды. А разговоры «по душам» со своим чадом уходит на второстепенный план. В такой ситуации находятся многие семьи. И все же это не тупиковая ситуация. Родители должны понимать, что успех воспитания не только и не столько от количества времени, проведенного с ребенком, а прежде всего от качества общения. Положительный пример родителей, взаимоуважение, забота друг о друге, отсутствие вредных привычек в семье гораздо больше влияют на ребенка, чем длительные нотации.
Не менее опасен и прямо противоположный тип воспитания гиперопека. Когда родители контролируют буквально каждый шаг ребенка, не давая ему ни малейшей возможности проявить свою самостоятельность. Привыкнуть к постоянной опеке, ребенок становится подвластным любому влиянию, в том числе и отрицательному. Что делать родителям, если они узнали, что ребенок пробовал курить?
Психологи советуют не делать необдуманных поступков, не паникуют. Некоторые родители предпочитают дать ребенку несколько некачественных сигарет: «пусть сразу выкурят столько , сколько сможет». Только вот за последствия такого «учения» никто не отвечает.
Самое главное поговорите с ребенком «по душам», попытайтесь понять, почему он решил закурить. Очень важно при этом доверительная атмосфера разговора. Психологи советуют во время такой беседы соблюдать ряд правил:
- повернитесь к ребенку лицом. Глаза взрослого должны быть на одном уровне .
- соблюдайте при разговоре минимальную дистанцию – сядьте рядом на диване, обнимите ребенка.
-в беседе важно держать паузу. После каждой вашей реплике дайте ребенку возможность собраться с мыслями, понять свои переживания.
Важно, чтобы ребенок понял, чем опасно курение для здоровья. Попросите ребенка вспомнить о тех ощущениях, которые он испытывал при курении (он может рассказать, что его тошнило, кружилась голова, болели глаза). Объясните, что это явное доказательство того, что курение опасно для здоровья. Расскажите и о том, что курение влияет на рост, внешний вид человека и т. д.
Дети должны понять, что родители очень расстроены, но за честным признанием не последует наказание. Пусть родители попросят ребенка их успокоить, пообещать не совершать подобных поступков.
Существует «пассивное курение». Если в семье кто-то курит. Установлено, что страдают от этого все члены семьи. Установлено, что курильщику достается около 25% «дымного букета», а вот 15% попадает в легкие окружающим.
В организме ребенка молекулы, позволяющие за счет работы печени, легких быстро освобождаться от токсичных веществ, только формируются.
Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в4 раза, аллергией в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих. Плохой сон, раздражительность, плаксивость – это все реакции детского организма на табачный дым.
И все же, что можно порекомендовать родителям- курильщикам, чтобы максимально минимизировать влияние курения на ребенка:
- в семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребенка;
- квартиру нужно часто и регулярно проветривать;
- нужно минимизировать воздействие запаха табачного дыма.
Наибольшая концентрация запаха - в одежде курящего человека. Поэтому одежда ребенка должна находиться в отдельном шкафу. Запах может накапливаться и в мебели. Не пренебрегайте частыми уборками квартиры с пылесосом. Важно научить ребенка правильному поведению в присутствии курящих людей. Это касается и детей из некурящих семей. Ребенок должен знать, что ему нельзя находиться рядом с курящими людьми. Он может выйти из комнаты, имеет право попросить взрослых прекратить курить в его присутствии. Объясните ребенку, что есть кто-то из его домашних курит, ему это делать ни в коем случае нельзя . Дайте понять, что у взрослых есть плохие привычки, например, курение, а вот избавиться от них очень непросто.
Давайте обсудим ситуацию: «Семья собралась за праздничным столом. Бокалы наполняются пенящим напитком, кто –то красиво произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться бокалами и… в это время голос ребенка: «Мама, папа, и я хочу, дайте мне попробовать!» Как быть?
Около 75% детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45% сделали это с разрешения взрослых.
Как показывают исследования, формирование алкогольных установок как позитивных, так и негативных, происходит в младшем школьном возрасте.
Известно, что ребенок уже в дошкольном возрасте хорошо знаком с алкогольными семейными традициями. Положительное отношение к алкоголю формируется в семьях у огромного количества дошкольников и младших школьников.
Многие родители считают, что если ребенок попробует алкогольный напиток , он удовлетворит свое любопытство и алкоголь перестанет для него быть чем– то таинственным. Другая точка зрения родителей состоит в том, что ребенок постепенно осваивает традиции пития, это, якобы, поможет предоставить в дальнейшем неумеренное потребление алкоголя. «Пусть лучше попробует дома , под моим контролем, чем где-то на улице», такое мнение бытует часто среди родителей.
Эти взгляды родителей чреваты далеко идущими последствиями. Родители должны осознать, что даже самая незначительная, с точки зрения взрослого человека, доза спиртного может вызвать у ребят рвоту, тошноту, головную боль и другие негативные реакции.
Очень опасны и психологические последствия таких родительских экспериментов – в сознании ребенка снимается внутреннее табу на употребление алкоголя. Такая форма поведения автоматически переходит в разряд разрешенных, ведь алкоголь попробовать разрешили родители.
Таким образом, родители должны осознать, что ранний опыт употребления детьми алкогольных напитков - неоправданный риск. Он определяет опасность для здоровья ребенка и в значительной степени способен спровоцировать интерес к алкоголю в дальнейшем.
И все же, стоит или нет приглашать ребенка за праздничный стол во время семейных праздников? Конечно, ведь семейный праздник - это прекрасная традиция. Но родители должны заранее объяснить ребенку, что алкогольные напитки предназначены для взрослых, а ему они помешают расти здоровым и сильным. А у ребенка обязательно должен быть свой, любимый напиток.
Психологи советуют родителям использовать следующий прием. Мама или папа может попросить ребенка налить ему «его» сока, напитка и в тот момент, когда все остальные поднимают бокалы со спиртным, «разделить компанию» с ребенком . Только делать это нужно, так, чтобы ни у кого не возникло сомнения в том, что вам действительно захотелось сока.
Благодаря этому приему у ребят будет формироваться представление об алкогольных напитках как о символе взрослости и не возникнет ощущения собственной «неполноценности» («Всем можно, а мне нельзя»). Ведь взрослый предпочитает «его» детский напиток алкоголю. А значит, ничего особенного в алкогольных напитках нет.
Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да еще близкий знакомый - совершенно недопустимое зрелище для ребенка, особенно если это отец или мать.
Семья способна сформировать у ребенка устойчивость к пагубным привычкам, но вместе с тем необдуманная, безответственная позиция родителей вполне может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия.
Семейная профилактика вредных привычек у детей сводится , прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию у них свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию, дающих детям возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи наркотизации.
В первую очередь. Это формирование у детей культуры здоровья. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром - важнейшая задача родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Разговор о вредных привычках"
Разработка классного часа с презентацией помогут формировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью, выработать негативное отношение к курению, алкоголизму, токсикомании, психоактивных ...
Беседа "Разговор о вредных привычках"
Беседа ставит перед собой седующие задачи: Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании. Дать понять о последствиях употребления психоактивных вещ...
"Разговор о вредных привычках"
В современном мире надо учить детей вести здоровый образ жизни. Целью мероприятия является: выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению;воспитать умение прогн...
Внеурочное занятие в 3 классе "Полезный разговор о вредных привычках"
Занятие внеурочной деятельности по курсу "Школа здоровья". На данном занятии обучающиеся получают представления о вредных привычках и их влиянии на здоровье, учатся активным приемам ведения здорового ...
РАЗГОВОР О ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧКАХ
Классный час по профилактике употребления ПАВ...
Разговор о вредных привычках
Классный час, посвящённый формированию ответственного отношения к своему здоровью....
Классный час "Полезный разговор о вредных привычках"
Цель: Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека.Задачи:- Воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, чистоплотность, вн...