Поощрение и наказание
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
4 класс.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3
Овсенёва Е.А.
Тема собрания: Поощрение и наказание детей в семье.
Наказание - это причинение вреда причиняющему вред.
Похвала - педагогический домкрат.
В. Кротов.
Задачи: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.
Формы проведения: обмен мнениями.
Вопросы для обсуждения: виды наказаний и поощрений в семейномм воспитании;
значение наказания и поощрения детей в семье.
Подготовительная работа: анкетирование родителей; подготовка ситуаций для анализа; написание сочинения "Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей..", оформление плаката; подготовка памяток.
Ход собрания.
1. Вступительное слово.
Уважаемые мамы, папы!
Тема нашего сегоднешнего собрания - Поощрение и наказание детей в семье.
Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.
Прежде чем мы перейдём к ативному анализу данной проблемы, обратимся к высказываниям, которые стали эпиграфом нашего собрания.
(Родители высказывают своё мнение о высказываниях, написанных на доске.)
А теперь посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.
Прежде чем Вы увидите результаты статистики, мне, как кл. рук., хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребёнка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребёнка, хотя родители им охотно пользуются.
Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.
А пока говорят дети...
2. Презентация плаката.
Оформлен плакат в виде статистики мнений учащихся о тех поощрениях, которые они получают от родителей.
Меня хвалят, если _______________.
Мне дарят подарки, если ___________________.
Мне дарят деньги, если______________________.
Мне разрешают ________________, если___________.
3. Анализ сочинений.
Выдержки из сочинений ребят о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалии нашей жизни. Важным показателем этих сочинений является то, что дети хотят исключить те наказания,от которых они сами периодически страдают:
""Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнём, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко.".
"Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я -волшебник."
"Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают".
" Однажды я видела, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником,я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорош, его бы никто не бил по лицу".
4. Анализ педагогических ситуаций.
Ситуация 1. Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена:" Я думала,Ю что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители купили велосипед!"
Ситуация 2. Одна мам рассказывает другой: "Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за 5 минут сделает и -на улицу. Вечером придёт - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит-опять двойка".
Ситуация 3. Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё в 4 классе,он сказал своему отцу: "Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду".
Ситуация 4. В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок- ученик 3 класса резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлятьь агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, старший сын ответил: " Я в няньки не нанимался!" Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
Ситуация 5. В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителейхорошими, то дети получали поощрениев виде карманных денег. Если родителей учбные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудную повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
В родительский дневник.
С языка некоторых родителй не сходят слова: "Я что сказал?", "Делай, что я тебе говорят" и т.д. Это не просто слова. Это- метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнок должен повиноваться.
Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.
Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе их слабость: убедить своего ребёнка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиняться родителям.
Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, своё мнение.
Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.
Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, привыкает кривить душой.
Это приводит к тому, что он перестаёт быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителями, боясь сказать что-нибудь не так.
Главный метод воспитания - это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения вашизх мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
5. Подведение итогов.
Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...
Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"
Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...
Родительское собрание "Поощрение и наказание"
Обсуждаются с родителями виды наказаний и поощрений в семье. При помощи обмена мнениями, высказываний из детских сочинений,ситуаций из жизни, родители находят самый действенный метод воспи...
Поощрение и наказание
Поощрение и наказание....
Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье
На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...
памятки родителям о поощрении и наказании
памятки родителям о поощрении и наказании детей в семье...
Положение о поощрении и наказании учащихся
Работа с классом...