Режим дня и работоспособность человека
занимательные факты (1 класс) по теме

Волкова Ираида Алексеевна

О  том, что люди  делятся на "сов" и "жаворонков", знают, кажется,  уже все. В течение дня активность, работоспособность и настроение каждого человека меняются трижды. Значит, и режим дня нашего школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Режим дня и работоспособность.

Индивидуальные качества и работоспособность.

О  том, что люди  делятся на "сов" и "жаворонков", знают, кажется,  уже все. В течение дня активность, работоспособность и настроение каждого человека меняются трижды. Значит, и режим дня нашего школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов.

Но при этом стоит помнить, что склонность к тому или иному ритму жизни определяется не столько наследственностью, сколько семейным образом жизни. Большинство людей все-таки склонно к ритму жизни "жаворонков".

Пик работоспособности "жаворонков" приходится на 9-10 часов утра и 16-17 часов вечера. У "сов" периоды наивысшей работоспособности - с 11 до 12 часов в первой половине дня и с 18 до 20 часов вечером. Есть еще третья категория людей - "голуби", или аритмики. Они не любят рано вставать, но и укладываться предпочитают не очень поздно. Их работоспособность имеет два пика: 10-12 часов утра и 15-18 часов вечера.

Но какой бы "пташкой" наш  школьник  ни был - утренней или вечерней, в школу он вынужден подниматься по утрам довольно рано. И от того, как пройдет время от подъема до начала уроков, будет зависеть его работоспособность в течение всего дня.

- Приучите своего ребенка в его "рабочие" дни подниматься моментально. Конечно, идеальное средство привести себя в активное состояние всем известно - физические упражнения под любимую ритмичную музыку. Но если привычки  делать  по  утрам  гимнастику  нет у взрослых в семье, трудно ждать, что она выработается у ребенка.

- Маленького ребенка можно попробовать приучить вставать в одно и то же время с помощью ежеутренних мультиков в определенный час до начала уроков.

- Более старшему ребенку можно посоветовать такой прием для быстрого перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 минут лежа энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг и тем самым отгоняют сон.

Как изменяется работоспособность?

Работоспособность младшего школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года.

Умственная и мышечная работоспособность снижаются от начала к концу недели. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В пятницу все показатели существенно снижаются.

В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть - самая трудная!), а с апреля вплоть до июня, наоборот, нарастают. Между прочим, физически дети наиболее интенсивно развиваются именно в это время года. С возрастом общий уровень работоспособности ребенка нарастает. Правда, к началу каждого учебного года она, как правило, лишь восстанавливается на уровне прошлого года, но через 15-30 дней занятий повышается (возвращаются несколько забытые навыки работы). Максимума она достигнет в конце первой и начале второй четверти учебного года.

Бывает, что работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня. В большинстве случаев причина - какое-то заболевание. Даже кратковременная простуда на некоторое время (2-3 недели) ухудшает работоспособность ребенка, падает его сопротивляемость утомлению. Что уж говорить о таких напастях, как хронический тонзиллит, ревматизм, нервные и эндокринные заболевания, последствия черепно-мозговых травм, туберкулезная инфекция. Ослабленные дети нуждаются в особо щадящем режиме.

О режиме сна и отдыха.

Без нормального сна говорить о высокой или просто достаточной работоспособности не приходится. При недосыпании она падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система ребенка. Он становится легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, неадекватно реагирует на замечания. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубоким.

Соблюдайте простые правила:

- пусть ребенок ложится спать и встает в одно и то же время; когда нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну, ребенок легче засыпает и дольше отдыхает;

- время перед сном должно проходить не в шумных играх и не за просмотром боевиков и криминальных новостей (связанное с эмоциональными переживаниями чтение и телепередачи мешают быстрому засыпанию и глубокому сну), а в занятиях, успокаивающих нервную систему;- не забывайте про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;

- помните, что потребность в сне ребенка и подростка в 10-12 лет составляет 9-10 часов, в 13-14 лет - 9-9,5 часа, в 15-16 лет - 8,5-9 часов.

                 Способы поддержания работоспособности детей и учителей

1. Не задерживаться долго на одном и том же материале. Задержка на известном детям материале утомляет их, блокирует осмысление заданий учителя, возникают эффекты насыщения, пресыщения, переключения, замещения - ребенок отвлекается, ослабевает напряженность внимания, объем внимания сужается, наступает торможение и т. д. Чтобы все это преодолеть, нужны не столько интеллектуальные, сколько физические усилия, физическое напряжение.

2. Теоретический материал давать небольшими дозами.

3. Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический.

4. Чередование методов и приемов работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические и т. д.

5. Чередовать деятельность учащихся и учителя: самостоятельная работа детей и рассказ учителя, беседы и чтение текста про себя, использовать релаксацию.

6. Исключить повторы ответов учащегося (эффект знакоместа требует его преодоления, затрат физических сил, приводит к утомлению учителя и детей - законы маятника).

7. Исключение оценочных суждений со стороны учителя, типа; "правильно", "верно" и др. После таких суждений срабатывает эффект законченности работы и думать далее нет смысла.

8. Исключить на уроке замечания детям, морализацию и нравоучения.

9. Изменение привычной структуры урока - назревшая необходимость для поддержания работоспособности детей и учителей; исключение повторение учителем темы пройденных уроков (пройденный материал должен включаться в новый через систему заданий и приемов сравнения), новую тему урока можно объявлять в разных вариантах и в конце урока/исключение закрепления пройденного как части урока (создается впечатление самообмана, что все дети усвоили новый материал после закрепления, групповая память всегда равна, она может быть равна 100%, а индивидуальная - ?).

10. Учет психического состояния детей, в том числе и настроение, выявляется через форму психологической защиты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Режим дня - основа жизни человека". 1 класс.

Цель этого занятия убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время....

РЕЖИМ ДНЯ – ОСНОВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Классный час "РЕЖИМ ДНЯ – ОСНОВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" предназначен для развития у учащихся начальных классов чувства времени, воспитания дисциплинированности, приучения к правильному режиму дня школьн...

Режим дня и работоспособность

Индивидуальные качества и работоспособность детей...

Режим дня в жизни человека

4 класс по системе Занкова...

Режим дня-основа жизни человека

Конспект урока разработан по ЗОЖ...

Беседа-игра. " РЕЖИМ ДНЯ – ОСНОВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА "

Конспект внеклассного мероприятия...

«Режим дня в жизни человека»

laquo;Режим дня в жизни человека»...