Родительское собрание
методическая разработка (3 класс) на тему
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Родительское собрание в 3 классе
«О введении комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Автор: Анофрикова В.А.
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» в с. Каменка
Учитель нач. классов, II квалификационная категория
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_po_orkse_dlya_kamenki.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Родительское собрание в 3 классе
«О введении комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Автор: Анофрикова В.А.
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» в с. Каменка
Учитель нач. классов, II квалификационная категория
2012 год.
Цель родительского собрания:
- представить родителям развернутую информацию о целях и задачах курса ОРКСЭ; познакомить родителей с содержанием курса ОРКСЭ и методикой его преподавания.
Задачи:
- познакомить родителей с нормативно- правовым регулированием курса«Основы религиозных культур и светской этики»;
- обозначить цель и задачи введения курса ОРКСЭ в начальной школе;
- рассмотреть все возникающие в связи сведением курса организационные вопросы;
План:
1. «Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» выступление зам. директора школы Степановой Г.Н.
- Выступление учителя нач. классов Игольниковой Л.Г... «Обоснование введения курса ОРКСЭ в начальной школе».
- Выступление учителя православной культуры «Содержание курса ОРКСЭ и методика его преподавания».
- Выбор родителями модуля курса ОРКСЭ.
Ход собрания:
Эпиграф.
Православная культура- бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой источник , без которого нет и не будет в России будущего.
1. «Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» выступление зам.директора школы Степановой Г.Н.
Введение данного курса ОРКСЭ – четкая политика многонационального, многоконфессионального государства, каким является современная Россия.Россия – страна многонациональная и многоконфессиональная, так сложилось исторически, поэтому курс ОРКСЭ – модульный предмет. В его содержании соблюдены 4 принципа:
Во-первых,
1. Соблюдены конституционные принципы светского характера Российского государства, отделены религиозные объединения от государства и их сохранено их равенство перед законом;
2. Организовано Сотрудничество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с религиозными организациями;
3. Осуществляется Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах;
4. Сформирован институт учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики
В совместном сотрудничестве религиозных конфессий был определены: Направленность и Цель курса.
* Направленность – курс несет воспитательный, культурологический, нравственно-развивающий характер
* Цель курса – формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиционных религиозных культур многонационального народа России
В 2009 году к изучению курса ОРКСЭ приступили
236 545 обучающихся четвертого класса в 9980 общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
2010-2011 учебный год – участники апробации уже 21 субъект Российской Федерации
Численность обучающихся – участников апробации - 479 447.
Выводы после 2 лет апробации:
Одобрить проделанную работу по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», отметив его позитивную роль в духовно-нравственном воспитании и образовании обучающихся»
«Одобрить предложения о создании на базе субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации, стажировочных площадок по введению курса ОРКСЭ для других регионов своего федерального округа»
Режим введения очень ускоренный, но апробация показала, что введение курса с 2012 года по плечу. Все для этого готово.
- Выступление учителя нач. классов Игольниковой Л.Г... «Обоснование введения курса ОРКСЭ в начальной школе.»
Рассмотрим все возникающие в связи сведением курса организационные вопросы.
Вопрос первый, еще раз, чтобы понятно и доступно объяснить родителям и уяснить самим.
1. Зачем вводится данный курс?
Существуют моральные и социальные вызовы школьному образованию:
- морально-нравственная дезинтеграция общества
- низкий уровень доверия и социальной солидарности
- нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
- недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
- рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
- снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
- усиление миграционных процессов
- недостаточный уровень воспроизводства населения
снижение физического, социального и психического здоровья населения
Учитывая недостатки воспитания школьников, президентская инициатива «Наша новая школа» определила требования к современному выпускнику общеобразовательной школы.
Человек, вступающий во взрослую жизнь должен быть:
- мотивированным к познанию
- владеющим достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни
- критически мыслящий
- готовым к сотрудничеству и коммуникации
- готовым отвечать за свои действия и их последствия, уважающим закон, справедливость, принимающим ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества
социально-ответственным
Разрыв между реальностью и требованиями общества к выпускнику школы – гражданину России очень велик. Курс ОРКСЭ должен помочь решить многие проблемы в воспитании подрастающего поколения в современных условия, когда на место духовности приходят удовлетворение материальных потребностей, в обществе царит произвол безнравственность и жестокость. Растет межнациональное разобщение молодежи.
ОРКЭС призван закрыть брешь в воспитании подрастающего. ЭТО курс воспитательной направленности, а не система знаний.
Школа совместно с семьей и общественностью, в т.ч. религиозной, призвана с помощью нового курса укрепить традиционные нравственные основы средствами образования, направленными на духовную консолидацию.
Итак, еще раз – ЦЕЛИ курса ОРКСЭ:
* Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (эта цель закреплена ФГОС).
* Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса ОРК СЭ:
* Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
* Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
* Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
* Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
2. Почему именно в 4 классе ?
Начнем с того, что это очень сложный период в жизни ребенка по разным причинам:
* 1. Стресс смены 1 и 2 ступеней образования. (преподавателем курса ОРКСЭ должен быть один учитель как связующее звено между 4 и 5 классом в то время как осуществляется переход от одного учителя к разным учителям по разным предметам)
* 2. 11-13 лет Возраст, когда происходит ОТКАЗ ОТ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТСТВА И ПЕРЕХОД К ЦЕННОСТЯМ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ, а вокруг улица, интернет, ТV, неблагополучная семья, весь негатив современного общества. Ребенок не может понять каковы ценности существования человека в жизни. Очень часто его никто не может направить на путь истины.
* 3. ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ СВЯЗУЮЩЕГО ЗВЕНА МЕЖДУ ДВУМЯ ЭТАПАМИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», «ИСТОРИЯ»). Грамотные преподаватели следуют при преподавании этих предметов в светской школе девизу «Не навреди!».
* 4. Как один из обнадеживающих психологических факторов этого возраста – ЕЩЕ СУЩЕСТВУЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ и детьми, учителями И ДЕТЬМИ.
Самой главной, первоочередной работой по введению курса ОРКСЭ является работа с родителями. Общение необходимо начинать со знакомства с нормативно – правовой базой введения курса ОРКСЭ. На примере выдержек и Законов РФ.
Конституция РФ (Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом),
Закон Российской Федерации «Об образовании» (Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
* 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
* 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства),
Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Светский характер образования В рамках комплексного курса не предусматривается обучение религии.,
Светская школа – это не атеистическая школа.
3. Знакомство с модулями курса ОРКСЭ
Курс носит модульный характер.
Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:
- основы православной культуры
- основы исламской культуры
- основы буддийской культуры
- основы иудейской культуры
- основы мировых религиозных культур
- основы светской этики
И состоит из учебных пособий:
1. Программа курса
2. Учебные пособия для учащихся (их 6 соответственно модулям)
3. Книга для учителя
4. Книга для родителей
5.Электронные приложения
Весь УМК к началу изучения курса будет.
Итак, основными особенностями введения курса ОРКСЭ является то, что
* Выбор модуля обучения осуществляется родителями (законными представителями) учеников. И выбрать модуль вы должны до 25.05.2012 года.
Конечно при реализации воспитательного курса ОРКСЭ необходимо:
* Согласование педагогических усилий семьи и школы
В курсе запланированы различные формы работы с родителями:
1)Проведение родительских собраний
2)Система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс
3)Участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздников. Большое значение имеет грамотно разработанная и качественно на совесть проведенная внеучебная деятельность:
* Для подготовки и проведения праздников привлекаются родители обучающихся.
* В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть представлены:
* 1)презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКСЭ;
* 2)номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России;
* 3)выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой;
Учебники и учебные пособия, которые вошли и войдут в федеральный перечень соответствуют ФГОСу.
4. Преподавание курса.
Кто будет преподавать новый курс?
Самое главное должны понять все присутствующие сегодня – предмет не должен быть догрузкой. Слишком большие надежды по духовно – нравственному воспитанию школьников с ним связаны. Преподавать его должен грамотный, высокопрофессиональный учитель, способный качественно, на высоком уровне дать детям то, что заложено в курсе, воспитать настоящего человека. Он прежде всего сам должен понять, для чего вводится предмет, быть обучаемым и мобильным.
«Судьба будущей России лежит в руках русского учителя»
- Выступление учителя православной культуры «Содержание курса ОРКСЭ и методика его преподавания».
- Выбор родителями модуля курса ОРКСЭ.
Анкета для родителей «Какой вы родитель?»
Можете ли вы… | Могу и всегда так поступаю | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу |
1. В любой момент бросить все свои дела и заняться ребенком? 2. Посоветоваться с ребенком, не смотря на его возраст? 3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? 4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? 5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? 6. Поставить себя на место ребенка? 7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая фея? 8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в выгодном свете? 9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? 10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? 11. Выделить ребенку один день, когда он может делать то, что желает, вести себя так, как хочет, и ни во что в этот день не вмешиваться? 12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого человека? 13. Устоять против детских слез и просьб, если Вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
«Могу и всегда так поступаю» - 3 балла «Могу, но не всегда так поступаю» - 2 балла «Не могу» - 1 балл |
Девять «Если …» воспитания
- Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, то он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, то он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, то он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, то он учится понимать других.
- Если ребенка подбадривать, то он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, то он учится быть благодарным.
- Если ребенок растет в честности, то он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, то он учится верить в людей
Памятка для родителей
- Будьте внимательны к своему ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
- Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
- Умейте воспринимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.
- Предъявляйте к ребенку разумные требования.
- Не критикуйте требования учителей в присутствии ребенка, а предъявите своё неудовольствие при личной встречи с ними.
- Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
- Поощряйте своего ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом.
- Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребенку; не жестокое (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; не унижает ребенка, а способствует пониманию негативности его поступка.
Протокол №4
Родительского собрания на тему
« О введении комплексного ученого курса « Основы религиозных культур и светской этики»
От 28 февраля 2013г.
Цель родительского собрания:
- представить родителям развернутую информацию о целях и задачах курса ОРКСЭ; познакомить родителей с содержанием курса ОРКСЭ и методикой его преподавания.
Задачи:
- познакомить родителей с нормативно- правовым регулированием курса«Основы религиозных культур и светской этики»;
- обозначить цель и задачи введения курса ОРКСЭ в начальной школе;
- рассмотреть все возникающие в связи сведением курса организационные вопросы;
Повестка дня
1.«Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» выступление зам. директора школы Степановой Г.Н.
2.Выступление учителя нач. классов Игольниковой Л.Г. «Обоснование введения курса ОРКСЭ в начальной школе».
3. Выступление учителя православной культуры «Содержание курса ОРКСЭ и методика его преподавания» Синещечкиной Л.В.
4.Выбор родителями модуля курса ОРКСЭ.
По первому вопросу слушали выступление зам. директора школы Степанову Г.Н. В своем выступлении она отметила ,что введение данного курса ОРКСЭ – четкая политика государства. Россия – страна многонациональная и многоконфессиональная, так сложилось исторически, поэтому курс ОРКСЭ – модульный предмет. В его содержании соблюдены 4 принципа:
1. Соблюдены конституционные принципы светского характера Российского государства, отделены религиозные объединения от государства и их сохранено их равенство перед законом;
2. Организовано Сотрудничество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с религиозными организациями;
3. Осуществляется Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах;
4. Сформирован институт учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики
Она познакомила присутствующих с направленностью и целью курса.
По второму вопросу слушали выступление учителя нач. классов Игольниковой Л.Г.. на тему: «Обоснование введения курса ОРКСЭ в начальной школе.»
В своем выступлении она рассмотрела все возникающие в связи с введением курса организационные вопросы.
По третьему вопросу слушали выступление учителя православной культуры Синещечкиной Л.В. на тему: «Содержание курса ОРКСЭ и методика его преподавания». Она познакомила родителей с модулями курса ОРКС
Она отметила, что курс носит модульный характер.
Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:
- основы православной культуры
- основы исламской культуры
- основы буддийской культуры
- основы иудейской культуры
- основы мировых религиозных культур
- основы светской этики
И состоит из учебных пособий:
1. Программа курса
2. Учебные пособия для учащихся (их 6 соответственно модулям)
3. Книга для учителя
4. Книга для родителей
5.Электронные приложения
Весь УМК к началу изучения курса будет.
Итак, основными особенностями введения курса ОРКСЭ является то, что
* Выбор модуля обучения осуществляется родителями (законными представителями) учеников. И выбрать модуль вы должны до 25.05.2012 года.
Конечно при реализации воспитательного курса ОРКСЭ необходимо:
* Согласование педагогических усилий семьи и школы
В курсе запланированы различные формы работы с родителями:
1)Проведение родительских собраний
2)Система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс
3)Участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздников. Большое значение имеет грамотно разработанная и качественно на совесть проведенная внеучебная деятельность:
4. Выбор родителями модуля курса ОРКСЭ.
Классным руководителем Игольниковой .Г. были предложены родителям для выбора следующие модули:
- основы православной культуры
- основы исламской культуры
- основы буддийской культуры
- основы иудейской культуры
- основы мировых религиозных культур
- основы светской этики
Родителями был выбран модуль: «основы православной культуры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...