Технические навыки чтения и технологии их формирования в период первоначального обучения
статья по теме
Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства , относящиеся к мыслительной и речевой деятельности. В процесс чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально
сплелись элементы и свойства , относящиеся к мыслитель-
ной и речевой деятельности. В процессе чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память. Приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, мобилизируется лексика, тот запас слов ,которым владеет читающий и овладевает.
Навык чтения – это и то, чему учат и одновременното, по-
средстваом чего ученик сам учится.
Навык чтения складывается в целом из двух сторон:
смысловой(понимания, уразумения содержания и смысла
читаемого) и технической, подчиненной первой, обслуживающей ее –способом чтения, правильностью и выразительностью чтения.
Способы чтения могут быть побуквенным, слоговым отрывистым - это непродуктивные ,нежелательные способы, а вот плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными, Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от слогового к чтению целыми словами.
Поступив учиться, каждый ребенок уже владеет двумя видами речевой деятельности: слушанием(аудированием)
и говорением. Именно на их основе происходит формирование двух других форм речи- чтения и письма.
И если с первых же школьных шагов наладить успешное
взаимодействие основных видов речевой деятельности, то
этим будет заложен прочный фундамент всего речевого и
языкового развития ребенка, и особенно чтения и письма.
Устные формы речи выступают в качестве первоосновы,
фундамента. Посредством говорения ,этого наиболее прак-
тикуемого в повседневной жизни вида речевой деятельнос-
ти, ребенок более всего овладевает всем комплексом речедвижений . Ценность речедвижений для развития рече-
вой способности ребенка заключается в том, что между ре-
чедвижениями устанавливаются ассоциации со слуховыми
ощущениями, возникающими при говорении.
Как свидетельствуют исследования академика И.П.Пав-
лова, а до него Сеченова, а после них психолога Жинкина,
«речедвижения являются основной мыслительной дея-
тельностью» и соответственно – речевой, во всех ее разно-
видностях.
Из всего сказанного следует два важных методических
вывода. Первый - на всем протяжении дошкольного и
младшего школьного возраста необходимо как можно
больше внимания уделять говорению и слушанию ребен-
ка: то ли это будет пересказ прочитанного, просмотренного,
громкое чтение вслух , чтение заученных наизусть стихов и
др. Второй вывод- устные формы речи с первых школь-
ных шагов ребенка должны стать предметом анализа.
Анализ будет направлен на установление в речи - в устном
высказывании,в воспринятом на слух рассказе – отдельных
предложений,в них- отдельных слов, в словах - слогов, глав-
ных произносительных единиц речи.
Успешность формирования умений и навыков чтения и письма во многом зависят от развития устной речи детей,
от их умений подвергнуть ее анализу и прежде всего по-
средством особого рода нарочитого произнесения слов, т.е.
умением произнести слово так , как его надо писать.
Н. И. Жинкин показал, что «орфографическое проговарива-
ние потребует слогораздельного произнесения слов, что
вызовет усилие всех слоговых позиций».
С первых же школьных шагов ребенка принципиально
важно научить его такого рода способу произнесения слов.
Наряду с орфоэпическим произнесением ввести в практику
и орфографическое произнесение и чтение.
Русский психолог Н. И. Жинкин указывал, что «устная речь реализуется в слогах, т.к.это специальное двигательное
устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах. Систем-
ное и осмысленное употребление слогов доступно только
человеку.
При обучении первоначальному чтению важно вырабатывать у детей прочные умения безошибочного рас-
познавания тех слогов в словах, которые входят в их состав,
находить в каждом слове слогообразующий звук, коим всегда бывает только гласный.
В русском языке практически все слова складываются
из 19 структурных типов слогов :1)г,2)сг ,3)гс, 4)сгс, 5)ccг,
6)гсс и др.Каждый из них, за исключением Г,ГС, в свою структуру включает слияние. Именно безошибочное и быст-
рое распознавание слогов-слияний в прочитываемых словах более всего обеспечивает слитное чтение целых слов и чте-
ние целыми словами.
Для обеспечения хорошего зрительного, речепроизно-
сительного и слухового запоминания слога полезны такие
виды работ:
1)озвучивается каждая буква слога в отдельности
и громко произносится в целом
2)выявление слияния в более сложном слоге, подчеркивание
его в словах, тексте
3)придумать слова с данным слогом путем присоединения
своего слога, буквы
4)найти в тексте слова, в состав которых входят слоги
из столбиков
5)проводить соединительные линии от слова к слогу-слиянию в столбике
При формировании первоначальному чтению возникает
как бы своеобразный круг связей: зрительных, речедвига-
тельных и слуховых, которые вкупе обеспечивают понима-
ние и осознание. Поэтому в начальном обучении чтению
более всего пригодно так называемое медленное чтение, ко-
торое современные ученые Лихачев и Панченко назвали ве-
ликим и непревзойденным способом глубинного проникно-
вения в суть художественного произведения. При обучении
детей первоначальному чтению надо учитывать ту его осо-
бенность, что глаза при чтении двигаются не равномерно, а
скачками, короткими «пробежками».После каждой из них
возникает короткая остеновка - фиксация.В это время и про-
исходит опознание одной или нескольких букв. Поэтому су-
щественно важно ,чтобы поле чтения у ребенка не замыка-
лось на одной букве. Для этого проводить работу по разви-
тию у детей периферического зрения(умения без движения
зрачков видеть несколько букв).Использовать упражнения
с буквенными, цифровыми таблицами А. Т. Степанишевым
в книге «Читать можно быстрее».Упражнения такого типа:
двигаясь по центральной вертикальной линии сверху вниз,
называть боковые буквы, слоги.
Формированию функционального базиса навыков чтения
способствуют следующие виды упражнений:
- цветовая маркеровка слогов
-пошаговое деление на слоги(у Базарного)
-зачеркивание букв, нахождение слов на карточках
-слоговые таблицы Шульта
-чтение алфавита, которое перемежается со счетом
-дермолексия (рисование на ледони, спине)
-группировка стилизованных букв
-слово рассыпалось, собери слово
-узнай букву по элементу, части
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.
Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...
Доклад на тему: «Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он бу...
Доклад на тему: « Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания».
Данный доклад посвещен проблеме совершенствования техники чтения младших школьников, так как оно является одним из важнейших компонентов учебной деятельности....
Конспект занятия по уроку здоровья в 4 классе. Уроки" навыков жизни" в технологии продуктивного чтения.Формирование навыков правильного общения.
Конспект занятия в технологии продуктивного чтения урокаи "Нывыков жизни"...
Открытый урок на тему: Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на баяне (аккордеоне)
формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники учащихся в классе аккордеона и баяна....
Тема: «Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он бу...