Просветительская беседа на родительском собрании о проблемах в формировании речи у первоклассников с ограниченными возможностями слуха
консультация (1 класс) по теме

Татаренко Галина Александровна

Возможности формирования речи у первоклассников с ограниченными возможностями слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I-II вида»

Просветительская беседа на родительском собрании о проблемах в формировании речи у первоклассников с ограниченными возможностями слуха

Подготовила: Татаренко Галина Александровна – учитель начальных классов

         Формирование словесной речи у неслышащих младших школьников занимает особое, ведущее место в обучении и воспитании. Поскольку в процессе работы необходимо реализовать главную задачу – дать детям с нарушением физического слуха словесное средство общения, обеспечить развитие логического мышления и тем самым создать условия для всестороннего развития учащихся.

Поступление в школу, знакомство с новой обстановкой, с новыми товарищами, новыми видами деятельности вызывают у детей потребность в общении. Задача учителя, воспитателя и родителей – использовать их желание вступить в контакт с окружающими для начала работы с речью.

        Обучение  детей с ограниченными возможностями слуха общению с окружающими на основе устной и письменной словесной речи строится на основе дактилирования. Это своеобразная форма речи по своей функции сходна с устной речью, ею можно пользоваться только в непосредственном общении. С другой стороны дактильная речь схожа с письменной, так как каждой букве соответствует определённая дактилема. С помощью дактильной речи дети могут выражать свои желания, просьбы, чувства и вместе с тем понимать окружающих их людей, также пользующихся дактильной речью.

Учащиеся первого класса достаточно быстро овладевают дактильными знаками. Благодаря тому, что дактильная речь является видом словесной речи, то использование её способствует формированию словесной речи как средства общения и установления речевых контактов с окружающими.

Обучение первоклассников дактильной речи способствует достаточно быстрому накоплению словаря, более прочному усвоению структуры слова. Движения пальцев при дактилировании, при переходе от одного положения (знака) в другое, т.е. пальцевые кинестезии, играют огромную роль в овладении детьми речью. Мышечное чувство руки используется как средство компенсации недостаточно развитых и дифференцированных движений речевых органов. Движение пальцев руки помогает детям контролировать правильность своей речи, так же как слух позволяет слышащим контролировать свою речь.

Обучение устной речи ставит детей перед необходимостью овладеть звукопроизношением слов, уже усвоенных в дактильной форме, включенных в речевое общение. По мере овладения произношением устное проговаривание учащимися дактилируемых слов становится более чётким. С  развитием артикуляции, укреплением речевых кинестезий устная речь начинает использоваться и без сопутствующего дактилирования. Исправление ошибок устной речи осуществляется показом образца произношения звука и подкрепляется показом соответствующей дактилемы, воспроизведением звукобуквенного состава слова с параллельным дактилированием его.

        Владение дактильной речью помогает в овладении чтением и письмом. Говоря дактильно, дети проводят анализ и синтез слова, что составляет основу навыков чтения и письма. Воспринимая с руки (или с таблички) дактилируемое слово, глухие дети учатся читать, но не буквенный, а дактильный шрифт.  Постепенно дактильные знаки заменяются буквами, и школьники начинают читать и печатные слова, фразы с опорой на собственное дактилирование.

        Овладение письмом также невозможно без умения осуществлять анализ и синтез слова. Запись слова требует от детей, пользующихся дактильной речью, знания графического образа букв. Этому школьники обучаются на уроках грамоты и овладевают письмом к концу первого класса.  Применение дактильной речи облегчает и ускоряет процесс обучения грамоте.

        Таким образом, использование дактильной речи в качестве исходной в процессе формирования языка у глухих и слабослышащих школьников обеспечивает более быстрое и эффективное развитие словесной речи в качестве средства общения и способствует формированию устной и письменной речи. Родителям необходимо вместе с детьми включаться в процесс обучения, выполнять рекомендации педагогов и главное использовать дактильную речь в домашних условиях.

Литература:

  1. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Стр. 52-54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через воспитательную работу с элементами проектной деятельности

Все уже давно осознали, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько уметь научить пользоваться этими знаниями  для решения различных жизненных задач. Научить  приоб...

Родительское собрание в 1 классе "Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника.

Данное собрание позволяет познакомить родителей учащихся с понятием "качество знаний", способствует формированию правильного отношения к оценке качества знаний учащихся....

Сценарий родительского собрания «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Режим первоклассника».

Сценарий родительского собрания «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Режим первоклассника». 1 класс...

Адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья

Адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи....