Почему страх неудачи мешает хорошо учиться?
консультация (4 класс) по теме

Китаева Инна Игоревна

Просто замечательно, если ребёнок хочет быть лучшим! Он стремится к победам! Нужно всячески поощрять это!

Вы тоже так думаете? Надеюсь, что нет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_strakh_neudachi_meshaet_khorosho_uchitsya.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Почему страх неудачи мешает хорошо учиться?

Просто замечательно, если ребенок хочет быть лучшим! Он стремится к победам! Нужно всячески поощрять это!

Вы тоже так думаете? Надеюсь, что нет.

Довольно часто родители обращают внимание на то, как сильно ребёнок переживает из-за учебных неудач: огорчается, если допускает ошибки или получает плохие отметки. На уроке после неудачного ответа перестаёт поднимать руку, боится выходить к доске. Если получает «тройку» или «двойку» – плачет. Контрольная работа становится для него серьёзным испытанием. Ребёнок начинает волноваться заранее, даже если уверен в своих силах. Утром (перед школой) у него может заболеть голова, живот.

Действительно, такой ребенок находится в постоянном напряжении, стараясь не ошибиться. Поэтому утомляется быстрее других и начинает болеть.

А всё потому, что ребёнок ставит высокую планку и огорчается, если не победил. Нет, он не завидует другим, просто сам хочет успеха – на уроке, олимпиаде, в спортивной игре. Он очень-очень старается. Ему так хочется достигнуть хорошего результата в учёбе, что на уроке он постоянно тянет руку и обижается, когда его не спрашивают. Или, наоборот, внутренне напрягается – телом, голосом – и не проявляет активности.

Таким ребятам и учиться труднее, потому что сильное напряжение часто снижает внимание. Они делают ошибки, будто бы из-за рассеянности, но на самом деле — из-за страха. Обидно, когда из-за волнения перед контрольными работами дети получают оценки ниже, чем заслуживают!

Иногда страх ошибиться на уроке ребёнок переносит и другие значимые для себя сферы жизни. Например, отказывается быть капитаном команды на спортивных соревнованиях. А в самых трудных случаях вообще не хочет становиться лидером, хотя имеет для этого все основания. Почему же это происходит?

 Вы скажете, что никогда не ругаете и не наказываете ребенка за ошибки. Возможно. Зато, ОН САМ СЕБЯ РУГАЕТ И НАКАЗЫВАЕТ. Парадокс, но чем теснее эмоциональная связь между ребёнком и родителями, чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее ребёнок боится их огорчить. А если ребёнок внутренне тонкий, эмоциональный, впечатлительный, то переживания по поводу промахов очень мешают ему жить.

Боязнь ошибки относят к социальным страхам, потому что её основной смысл – в стремлении всячески соответствовать нормам поведения. Действительно, такие дети, как правило, стараются соблюдать все требования школы, и поэтому на уроке они находятся в дополнительном напряжении. Но как же тяжело детям жить, не нарушая правил!

А что же делать родителям?

Начать стоит с себя. Скажите: «Я – хороший родитель, раз у меня такой замечательный ребенок». Если произнести подобную фразу трудно, подумайте, может быть, кто-то из родственников говорит, что Вы недостаточно хорошая мать (или отец). И эти слова вызывают у Вас чувство вины за то, что Вы что-то недоделали или сделали не так. Чувство вины неконструктивно. Если оно возникло, постарайтесь убедить себя: «Я всё делаю настолько хорошо, насколько могу. Человек не может всё успеть».

Однако этого недостаточно. Важно научиться правильно реагировать на оплошности детей. Не следует говорить: «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребенок услышит: «Это страшно, волнуйся». Эффективнее использовать позитивную лексику с исключением частицы не, например: «Всё нормально», «Будь спокойнее», «В следующий раз сделаешь правильно» и т.п.

Если ребенок сильно переживает из-за какой-то ошибки, нужно найти способ похвалить его за что-то другое: «Ошибся, зато аккуратно и красиво написал», «Ошибся, зато видно, как ты старался».

Но главное – необходимо отмечать ценность ошибок, их обучающее воздействие. Действительно, когда человек умеет учиться на своих ошибках – это замечательно! Для этого можно повторять детям крылатые фразы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а учит ошибка», «Умный не стремится избегать ошибок, но стремится исправить» и т.п. И приучать анализировать причину ошибок, формулировать опыт, который они дают.

Итак, можно по-разному помочь детям. Но важно помнить, что родители иногда сами закрепляют, а порой даже усиливают страх неудачи у ребёнка. Это происходит, если они реагируют на ошибки слишком эмоционально: сильно огорчаются, ругают, наказывают ребёнка или проводят с ним длинные воспитательные беседы. В самом тяжёлом случае мотивация на достижение высокого результата в учёбе у ребёнка может смениться на мотивацию избегания неудач. Тогда на уроке он будет думать не о том, как правильно выполнить работу, а о том, как бы не сделать при этом ошибку. Естественно, темп деятельности снизится, а ошибок станет больше.

Ведь о чём чаще всего думаешь, то и происходит...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом."Почему хорошо на свете жить"

Развитие речи. Текст-рассуждение.( Тип текста.Смысловое единство предложений в тексте.0...

Урок литер.чтения во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Тема "П.Дудочкин. Почему хорошо на свете".

Урок "открытия" новых знаний.Цель:  обучающаяпродолжить знакомство с произведениями о весне;отработка умения работать с текстом, формирование основной идеи данного произведения,отработ...

Страх неудачи у детей школьного возраста

Этот страх, возможно, самый «коварный» из тех, с которыми может столкнуться школьник. Почему? Да просто потому, что об этом страхе ребенок с наименьшей вероятностью скажет: «Я боюсь», вы скорее услыши...

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "П.Дудочкин "Почему хорошо на свете?"

Презентация  к уроку литературного чтения во 2 классе  П.Дудочкин "Почему хорошо на свете?"...

Конспект урока литературного чтения : Г.Скребицкий «Весна – художник», П.Дудочкин «Почему хорошо на свете» 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»

создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные...

Школьные страхи: почему они появляются и как с ними бороться

Как помочь ребенку справиться с его страхами?...