Детские страхи
консультация по теме

Таран Татьяна Анатольевна

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Детские страхи32 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление на родительском собрании.

  Тема: « Детские страхи»

       Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение.  Страхи в младшем школьном возрасте, если правильно понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о   нервной ослабленности ученика, неправильном поведении взрослых. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности. Любой человек хотя бы раз в жизни испытывал чувство страха. Школьные страхи — это отдельная группа взаимосвязанных страхов. В нее входят: страх отвечать у доски, страх отвечать на вопросы учителя, страх сделать ошибку,  страх агрессии сверстников и т.д..

 Самыми распространёнными являются внушенные детские страхи. Их источник  мы -взрослые, окружающие ребенка, которые излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. Естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства.

Так учащийся 2 «Г» класса Коннов Николай испытывает состояние беспокойства с преобладанием тревожности если его оставляют  на ночь в школе. У него  отмечаются двигательные возбуждения, непоследовательность в поступках. Речь невыразительна, мышление инертно, настроение временами мрачное и подавленное.  Он испытывает страх что его не заберут домой.  Николай находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен.  Общение избирательно, затруднительны контакты со сверстниками. В своем проявлении этот страх выражается в простом и четком отказе ребенка идти в школу. В проявлении  данного страха могут быть две составные части. Во-первых, это тревога из-за отделения от материнской, домашней среды. Во-вторых, это страх перед самой школой и тем, что там может произойти. И чем меньше ребенок ходит в школу, тем больше он боится туда идти.

Попов Ярослав  и Пьянзов Денис испытывает тревожность, если они не едут на выходные домой. Для них характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением.  У Попова проявляется  агрессия, темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов, что создает видимость занятости, ощущение нужности, устраняющие в ряде случаев страх одиночества. Такие учащиеся как Марьенко Андрей, Козаченко Илья испытывают страхи: боязнь опоздать, получить плохую оценку, сделать что-либо не так.

       Давайте попробуем разобраться в том, что могут сделать взрослые, чтобы помочь детям преодолеть возникшие у них страхи.

    Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно только при доверительных отношениях, опросом при условии эмоционального контакта с ребенком. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из  родителей или учителей  при совместной игре или дружеской беседе.  Главное, что нужно сделать взрослым в таких случаях, - это  нейтрализовать основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к самим себе,  к ребенку,  ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо обратить внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, критично пересмотреть свои требования к ребенку.  Нам взрослым надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка,  как удача, радость от хорошо выполненного дела. Мы должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему переживание успеха, показать, как он может, справиться с любой трудностью.         Снятие страха, в огромной мере зависит от того, насколько нам взрослым  удается успокоить ребенка, вернуть ему равновесие: насколько мы понимаем и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в школе и семье, чтобы дети поняли и без стеснения смогли нам сказать обо всем, что их тревожит. А они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы их понимаем, а не осуждаем. Мы должны с  пониманием отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен.

     Очень полезно пересмотреть применяемые методы наказания  и поощрения , оценить: не слишком ли много наказаний? Именно тогда, когда ребенку трудно,  именно родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь, свою родительскую нежность. Сделать усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого мы должны  пересмотреть свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они  иногда проявляют к нам. Пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой,  это значит помочь ребенку справиться со страхами . Это будет  нашей общей победой, потому что измениться нужно не только ребенку, но и нам взрослым . Для достижения такой победы не стоит жалеть труда, ведь наградой будут наши   дети – освобожденные  от страха, а значит, приготовленные для обретения нового жизненного опыта, открытый для радости и  счастья.

Ваша родительская задача -  выяснить причину страхов и помочь избавиться от них,   дайте ребёнку понять, что бояться не стыдно,  покажите, что воспринимаете его страх всерьёз, что вы понимаете и  сочувствуете  ребёнку.

Дайте  детям высказаться. Не критикуйте их, постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок ощущал вашу защиту, поддержку и любовь. Родители должны дать понять ребенку: что бы ни случилось, они – рядом и всегда придут на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.

Программа коррекции тревожности и страхов с использованием куклотерапии. Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Время. Продолжительность кажд...

Детские страхи.

Детские страхи. Что же это такое и как с ними бороться? Именно об этом и пойдёт речь в этой статье. Здесь собраны самые полезные рекомендации ведущих детских психологов и психиатров, даны ответы...

"О детских страхах и фобиях"

Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвест...

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Методическое пособие подготовлено для родителей дошкольников, а также родителей детей младшего школьного возраста. В нем затрагиваются вопросы, связанные с причинами возникновения детских страхов и пу...

"Детские страхи".

В статье говорится о видах детских страхов, о причинах и последствиях их возникновения....

Материал для родительского собрания "Детские страхи"

Материал содержит происхождение некоторых детских страхов и пути их преодоления. Подобраны  советы для родителей по преодолению этих страхов....

Детские страхи.

Советы родителям для преодоления детских страхов...