Родительское собрание
статья по теме

Трубина Надежда

Наркомания бич нашего времени. Заниматься профилактикой наркомании надо заниматься с начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narkomaniya.rar14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Сегодня я хотела бы поговорить с вами о профилактике такой «заразной» болезни, как наркомания. А начну я нашу беседу с чтения отрывка из книги Сергея Артюхова «Бич XXI века», который очень точно передает характер нашей общей беды:

«У нас в России на каждое поколение падает испытание. Дедам досталась война. Их детям - послевоенная разруха и голод. Поколению 40-летних -перестройка. Но вместе со свободой в страну обильно хлынуло зарубежное дерьмо. Мы, сорокалетние, не стали хлебать его ложками, потому что еще были защищены комсомолом, патриотизмом. Но в это дерьмо угодили наши младшие сестры и братья, наши дети. А мы не можем их защитить. На них нападают. Их бомбят наркотиками. И этот процесс похож на войну, в которой младшее поколение оказалось безоружной пехотой, пушечным мясом. Они хлебают это дерьмо, чтобы тем, кто родится потом, его меньше осталось. Надо только четко верить, что на земле добра бесконечно много, а зла - ограничено.

Но сегодня на это поколение незащищенных детей потоком льется зло. Оно в наркотиках и в болезнях, которые их косят. Их называют выродками, подонками. Но кто называет? Те, кто не сумели их спасти и защитить. И если мы, близкие, окружающие, педагоги не будем пытаться их спасать всем миром, тогда надо крикнуть на всю страну: «Женщины! Не рожайте детей! Они будут с вами только до 13-ти лет. Потом их заберут барыги, чтобы нажиться на их жизнях, а вы будете их хоронить!».

Предупредить болезнь легче, чем ее излечить. Нам необходимо совместными усилиями уберечь наших детей от этого зла. Максимально раннее выявление склонности ваших детей к наркомании и токсикомании сделает нашу совместную работу наиболее эффективной. Вы, наверняка, согласитесь со мной, что защита ваших детей от этого зла требует хоть небольшой, но подготовки, и в первую очередь - расширения ваших знаний относительно протекания этой болезни, ее причин и последствий. Разберемся сами, в чем состоит это зло. Может быть, не таким уж большим оно и является, может напрасно мы волнуемся?

Наркомания — это заболевание, которое проявляется в психической и физической зависимости от постоянного употребления наркотических веществ. Что же способствует формированию наркотической зависимости, да и вообще -желанию употребить наркотик? На этот путь может стать любой ребенок, но наиболее склонным к этому является тот, у которого есть физиологическая и психологическая предрасположенность, а также неблагоприятные социальные и педагогические обстоятельства. Например, наибольший риск стать наркоманом есть у ребенка, страдающего неврозами, имевшему сотрясение головного мозга или иные травмы, протекавшие с нарушением сознания.

Некоторые черты характера ребенка также создают благоприятную среду для «заражения» наркотиками. К ним относятся неуравновешенность, безвольность, вспыльчивость, конфликтность, нетребовательность к себе, преобладание отрицательных эмоций, комплекса вины, неполноценности, или, напротив, превосходства, неразвитые коммуникативные способности, неадекватная самооценка.

Опасность стать на путь какой-либо «мании» возникает также при наплевательском отношении детей к своему здоровью, а также наличие в их окружении друзей, употребляющих наркотики.

Наркомания необратима. Это означает, что те изменения, которые произошли в психике, физиологии, образе жизни человека в результате злоупотребления наркотиками, не оставляют ему надежды на возврат к нормальной жизни. Вначале подросток теряет способность контролировать себя, свои поступки. Физиологическая зависимость принуждает употреблять наркотики регулярно, не давая организму передышки. Если организм вовремя не получает очередную дозу наркотика, начинается абстинентный синдром (так называемая «ломка»). Состояние это жуткое: дикие боли, «внутренний ледяной холод», многократная диарея, тошнота и рвота, непрекращающийся насморк, слабость, ломота в суставах, судороги. Единственное, что руководит человеком в таком состоянии, - желание принять.дозу для облегчения своих мук. Вот почему наркоман любой ценой стремится доставать очередную дозу. Вы сами понимаете, что бесплатно наркотик подросток получить не может. Нужны деньги. И деньги немалые. Где их взять, ведь своих средств у ребенка нет? Зато они есть в семье, у друзей, у друзей семьи. На наркотики ребенок денег у Вас не попросит, он постарается достать их сам (украсть у Вас, в Вашем доме, в доме ваших друзей и т.д.).

Проблема зависимости от наркотиков усугубляется ещё и тем, что подросток попадает в среду подобных себе, и вы становитесь ему чужими. Ваши и наши, учителей, советы наркоману не нужны. Личность в этом человеке умерла. А ведь это чей-то ребенок, чья-то гордость и отрада, чей-то будущий муж или жена, чей-то отец или мать... Но такого светлого будущего у наркомана нет. По данным Минздравсоцразвития РФ, средняя продолжительность жизни наркомана составляет 7—10 лет, если он не умрет на 6-8 месяце после начала регулярного приема наркотиков. Сократить этот срок «помогают» сопутствующие, неизменно возникающие заболевания: СПИД, гепатит, туберкулез, обострение уже имеющихся хронических заболеваний.

Почему ребенок может попасть в среду наркоманов? Ответов на этот вопрос множество. Например, многие дети испытывают трудности в общении со сверстниками, установлении контактов в коллективе. В поисках группы, которая бы их приняла, они могут входить в компании, где распространено использование одурманивающих веществ. Как легко с помощью наркотиков снять напряжение, скованность при общении!

Большинство школьников не проявляют интерес к наркотикам только из-за их недоступности. Однако с течением времени у подростка могут появиться товарищи, причастные к наркотикам, которые возбуждают любопытство уз-нать, как он доставляет «кайф». Но, узнав поподробнее о последствиях употребления наркотиков и, возможно, боясь родителей, подросток отказывается от предлагаемого «удовольствия».

Я хочу нарисовать Вам «портрет» молодого наркомана. Может быть, Вы в нем узнаете кого-то из друзей или знакомых Вашего ребенка и тогда постараетесь огородить его от их общества.

Внешне он выглядит так: бледная кожа, расширенные или суженые зрачки, покрасневшие или мутные глаза, замедленная речь, плохая координация движений. По своему психологическому тонусу наркоман расхлябан, развинчен, не способен к длительному волевому усилию, не в состоянии более или менее долго фиксировать свое внимание, заняться всерьез каким-либо одним предметом, к которому раньше проявлялся интерес. Его интересы бедны, ограничены удовлетворением низших влечений. У него значительно замедлен темп умственных операций, низок уровень нравственных норм, эмоции бедны. Он легко внушаем, эгоцентричен, часто и неожиданно меняет настроение.

Подростки помладше склонны подражать взрослому человеку, который им интересен, для них привлекателен, авторитетен. На практике, это может происходить самым банальным образом: подросток постарше предлагает новичку в компании наркотик, подталкивая его к принятию определенного решения фразой: «А тебе слабо?» Подобное поведение связано с психологическими особенностями подростков, когда на одно из первых мест выходим проблема самоутверждения в коллективе, неважно, в каком. И быстрее возьмет наркотик тот, кто не нашел взаимопонимания в классе, спортивной секции, кружке, семье, у кого нет перед глазами примера более достойной личности, кто не имеет представления о том, как интересно жить по-другому. Вот это «по-другому» -без наркотиков, с четко сформированной семьей и школой установкой на здоровый образ жизни.

Постарайтесь убедить своих детей, что вести такой образ жизни просто. Достаточно соблюдать личную гигиену, рационально питаться, оптимально сочетать учебу и отдых, больше двигаться, проявлять интеллектуальную и творческую активность, отказаться от вредных привычек. Пусть все это станет хорошей привычкой, которая и остановит ребенка от бытового употребления наркотика, потому что у него появятся более интересные занятия - спорт, музыка, компьютер, игры. Чем успешнее Ваш ребенок в учебе, в творчестве, спорте, тем больше вероятности сформировать у него антинаркотическую устойчивость.

Не бойтесь говорить с детьми о вреде наркотиков, тяжелых последствиях наркомании, опасности не только заболеть, но и попасть за решетку. Дети могут Вам возражать, говоря, что легкие наркотики безопасны, даже разрешены, например, в Голландии для использования в личных целях. Объясните ребенку, что по российскому законодательству как за хранение, так и за распространение, за употребление наркотических веществ предусмотрена юридическая ответственность. Административная ответственность наступает с шестнадцати лет в случае незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотиков без цели сбыта и в небольшом размере, за выращивание наркотикосодержащих растений, а также употребление наркотиков без назначения врача. Уголовная ответственность наступает в случае, если наркотические вещества обнаружены в крупном и особо крупном размере, а также незаконно произведены, сбываются или пересылаются.

Давайте придерживаться единых требований к детям - осуждать, а не поддерживать тех, кто потребляет наркотики. Помните, что только совместными усилиями мы можем уберечь их от беды!

 

Негативные формы поведения, довольно часто встречающиеся у подростков, с трудом поддаются однонаправленному анализу, поскольку социально-психологические и педагогические факторы здесь тесно переплетены с патологическими, касающимися психиатрии и наркологии. Поэтому считаем более продуктивным рассматривать употребление несовершеннолетними психотропных веществ не в рамках наркологических представлений, а с позиций междисциплинарного подхода, как одну из форм проявления специфических подростковых или ситуационно-личностных поведенческих реакций.

Возрастные особенности подростков

как фактор возникновения потребности

в психотропных веществах

Подростковый возраст является наиболее опасным периодом в плане формирования аддиктивного поведения. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным - всё это часто при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит подростка к употреблению психотропных веществ.

Подростковый возраст не случайно называют «сложным», «критическим», «кризисным». В этот период перехода от детства к взрослости происходит качественный скачок в развитии психики: осознание своей индивидуальности, становление устойчивого представления о себе («я»-образ), формирование поведения подростков. Осознание своей принадлежности к определенному полу, возникающее в более раннем возрасте (3-5 лет), в подростковом периоде обостряется, приобретая иногда гипертрофированные формы и вызывая болезненные переживания. Например, слишком позднее появление вторичных половых признаков вызывает тревогу, напряженность, сознание своей будущей неполноценности как мужчины или боязнь своей непривлекательности как женщины, предчувствие одинокой несчастной судьбы. Слишком раннее половое созревание также чревато возникновением психотравмирующей ситуации. В этом случае сексуальные переживания и половая активность подростка становятся настолько интенсивными, что поглощают всё его внимание и мысли. Сексуальные фантазии обычно сопровождаются мастурбацией, увлечением кинофильмами и литературой, где есть эротические сцены. Возможны также ранние половые связи, гомосексуальные контакты.

При неправильном отношении родителей к проявлениям полового созревания детей, при искаженном представлении о тех или иных формах сексуального поведения возникают наиболее сложные ситуации и конфликты.

Роль неправильного семейного воспитания в возникновении аддиктивного поведения у подростков

Важная роль в формировании личности ребенка отводится воспитанию в семье.

Рассмотрим типы неправильного семейного воспитания и их роль в формировании личности, в первую очередь личности ущербной, прибегающей к химическим способам изменения своего психического состояния.

Конечно, в каждой семье есть свои сложности и проблемы. Попытка всё это схематизировать и дать точную классификацию типов воспитания детей, куда бы «вписалась» любая семья, вряд ли осуществима.

 Каждый конкретный случай всегда индивидуален, как и каждый человек с его субъективностью и неповторимостью. Однако можно определить основные параметры воспитательных воздействий, различные сочетания которых составляют типы семейного воспитания.

1. Гиперпротекция (гиперопека)

Повышенная опека ребенка, лишение его самостоятельности, чрезмерный контроль за его поведением - всё это характеризует воспитание по типу гиперпротекции. Когда родители, боясь «дурного» влияния, сами выбирают друзей сыну или дочери, сами организуют досуг своего ребенка, насильно навязывают ему свои взгляды, вкусы, интересы, нормы поведения -это доминирующая гиперпротекция. Чаще такой тип воспитания встречается в авторитарных семьях, где детей приучают безоговорочно подчиняться родителям или одному из взрослых членов семьи, являющемуся лидером, волю которого исполняют все остальные. Эмоциональные отношения здесь обычно сдержанные. У детей нет глубокого душевного контакта с отцом и матерью, поскольку постоянная строгость родителей, их контроль и подавление инициативы ребенка мешают естественному развитию детской привязанности и формируют только уважение и страх.

Асоциальные группы привлекают таких подростков чаще всего тем, что там они чувствуют психологическую защищенность, отсутствие «давления» со стороны родителей.

К доминирующей гиперпротекции относится и воспитание в условиях высокой моральной ответственности. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов гораздо больших, чем он может достичь.

В результате такого стиля воспитания возникает страх перед ситуацией напряженности, испытания, что в дальнейшем часто становится толчком к употреблению психотропных веществ.

Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех поведенческих проявлений означает воспитание по типу потворствующей гиперпротекции.

Такие подростки считают себя вне критики, осуждений и замечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Эту позицию подкрепляет и поведение родителей, которые всегда активно отстаивают интересы своего сына или дочери, не желают слушать об их недостатках и обличают всех, кто «не понимает» их ребенка или «виновен» в его неудачах.

Следует отметить, что подростки, воспитывающиеся в условиях потворствующей гиперпротекции, крайне редко попадают в поле зрения нарколога не потому, что среди них намного реже встречаются случаи употребления психотропных веществ. Просто родители всеми силами стараются скрыть факты употребления алкоголя или наркотиков. Сначала они пытаются не замечать того, что происходит, оправдывая такое поведение подростка его тонким душевным складом, необходимостью стимулирования творческих способностей. Затем начинают его лечить частным образом, чтобы избежать возможной «утечки информации».

И только когда подросток совершает преступление или все средства самостоятельного лечения исчерпаны, он поступает в наркодиспансер, чаще всего уже в очень запущенном состоянии.

 2. Гипопротекция

Воспитание по типу гипопротекции, напротив, означает пониженное внимание к ребенку.

В этом случае родители крайне мало интересуются его делами, успехами, переживаниями. Формально запреты и правила в семье существуют, требования к ребенку предъявляются, но родители не контролируют их выполнение, просто забывая, что они вчера требовали от сына или дочери.

Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах. Недаром у подростков, ставших алкоголиками, родители либо нигде не работали и вели асоциальный образ жизни, либо, наоборот, были очень добросовестными, ответственными работниками, предпринимателями .

К серьезным негативным последствиям ведет воспитание в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей, отсутствием душевного контакта. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью. Он тяжело переживает равнодушное отношение, пренебрежение со стороны отца и матери, и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности. Дети, лишенные любви и внимания родителей, вырастают озлобленными, агрессивными. Они привыкают рассчитывать только на самих себя, во всех видят врагов, а своей цели добиваются силой или обманом.

Поэтому вместо того, чтобы преодолевать трудности, искать выход из фрустрирующей ситуации, подросток ищет способ снять напряжение, изменить свое психическое состояние. В этом случае психотропные вещества выступают для него универсальным средством для решения всех его жизненных проблем.

3. Неконгруэнтность в общении; альтернирующее воспитание

Ситуация, когда к ребенку предъявляются противоречивые требования, когда устои и традиции в семье практически отсутствуют, а нормы поведения непостоянны, наиболее опасна для формирования личности ребенка, особенно в раннем возрасте. Современные исследования показывают прямую связь алкоголизма и наркомании несовершеннолетних с такими условиями развития, как альтернирующий (переменный, чередующийся) тип эмоциональных отношений со стороны родителей и неконгруэнтность общения родителей с детьми.

Получая противоречивую информацию от родителей, ребенок гораздо позже научится концентрировать свое внимание, вырабатывать формы целенаправленного поведения.

Еще более негативные последствия дает альтернирующее, то есть неустойчивое эмоциональное отношение со стороны родителей, особенно матери. Имеется в виду непоследовательность, немотивированность эмоциональных проявлений, когда похвала или упрек зависят от настроения, а не от объективного (хорошего или плохого) поведения ребенка.

Такое непонимание причинно-следственных связей между своими поступками, действиями и эмоциональным состоянием по мере взросления ребенка делает все более прочным представление о независимости изменений своего психического состояния от собственных усилий. Став взрослым, такой человек, желая поднять свое настроение (если оно «не хочет» повышаться само собой), прибегает к искусственному

 

способу регулирования психического состояния, например, к употреблению психотропных веществ.

Помимо негативных последствий неправильного воспитания, особо следует отметить пагубное влияние на развитие ребенка неблагоприятной обстановки в семье, вызванной конфликтными отношениями между родителями.

Влияние супружеских конфликтов не только на развитие личности, но и на возникновение отклонений в психике детей (неврозы, психотические реакции и др.) давно известно детским психиатрам. Если родители используют ребенка как орудие в семейных баталиях, то конфликт между взрослыми перекладывается на плечи детей, глубоко раня их неокрепшую пси-хику.

Поэтому лечение невротических или поведенческих расстройств у детей - это, прежде всего, лечение семьи, в которой они живут.

Таким образом, семья, не сумевшая дать ребенку родительской любви, заботы, душевного контакта, ощущения защищенности, устойчивости и гармоничных отношений, приводит его к самой разнообразной психической и личностной патологии в будущем, которая, в свою очередь, является предпосылкой употребления психотропных веществ.

Отчужденность детей от родителей, их безнадзорность, неумение почувствовать радость от хорошо выполненной работы приводят к неприятию мира духовных ценностей, нравственных идеалов, признанных обществом.

Отклонения в развитии психики ребенка

как предпосылка к возникновению

потребности в изменении своего

психического состояния

Важна также роль психопатологических факторов в формировании влечения к употреблению ПАВ.

В настоящее время эта цифра у большинства исследователей 25-40%  (А.А. Вдовиченко, 1989).

Следует уточнить, что подразумевается под нервно-психическими отклонениями. Это понятие включает умственную отсталость, отклонения в эмоционально-волевой сфере и различные последствия органического поражения головного мозга разной степени выраженности.

Так, по данным В.Т. Кондратенко (1988), среди подростков с признаками пьянства (эпизодическое, частое и систематическое) 24,8% составили психопаты; 12,4% - лица с отдаленными последствиями органического поражения головного мозга и психопатиза-цией личности; 10% - олигофрены (легкая и умеренная степень дебильности); 9% - лица с прочими психическими нарушениями.

Потребность в психоактивных веществах опосредованно связана и с минимальными мозговыми дисфункциями, то есть незначительными нарушениями нормального процесса созревания мозговых структур. Такие нарушения могут возникнуть вследствие родовой травмы, воздействия инфекций, токсических веществ, радиоактивного облучения как до рождения ребенка (через организм матери), так и после. У детей с минимальными мозговыми дисфункциями - повышенная подвижность, они чрезмерно активны, беспокойны', не могут долго удерживать внимание, концентрировать его на чем-то одном, даже очень важном. Это сочетается со сниженной работоспособностью, обычно проявляющейся с началом обучения в школе.

Психопатии и акцентуации характера

Уже в подростковом возрасте такие дети обычно состоят на учете в психоневрологическом диспансере, в связи с чем выявление их не представляет для учителей и воспитателей самостоятельной проблемы. Рекомендации относительно правильного педагогического подхода к таким ученикам можно получить у врача-психиатра, поэтому не будем подробно останавливаться на характеристике поведения психопатов.

Более сложная проблема - дети с акцентуациями характера. К тому же, как показали последние исследования, у наркоманов гораздо чаще в период, предшествующий употреблению психоактивных веществ, проявлялись не психопатии, а именно акцентуации характера. Акцентуации характера - это варианты нормального характера, определенные черты которого чрезмерно ярко выражены, усилены (акцентуированы). Акцентуированные черты определяют психический склад и обуславливают специфику адаптации человека к окружающей социальной среде. Эта специфика состоит в том, что в отношении некоторых психогенных воздействий человек очень уязвим, а других - нормально и даже повышенно устойчив. Акцентуации характера присущи и примерно половине всего населения, а среди подростков эта цифра еще больше.

При неблагоприятных условиях акцентуированные черты нарушают равновесие характера, приводят к дезадаптации, возникновению внутриличностных конфликтов и межличностных конфликтов.

 

1.        Неустойчивый тип

Неустойчивый тип акцентуации характеризуется прежде всего отсутствием способности к целенаправленной деятельности, слабоволием.

Сам термин - неустойчивый тип - отражает неустойчивость воли, отсутствие произвольной направленности поведения. Таким подросткам свойственна психическая незрелость, как бы остановка в формировании самосознания.

Это проявляется в легкомыслии, поверхности суждений, отсутствии собственного мнения и устойчивости интересов, повышенной внушаемости и пассивной подчиняемости.

Их поступки определяются не внутренней убежденностью, а случайными обстоятельствами. Поэтому выработать у них стойкие формы реагирования, устойчивые правильные привычки поведения крайне сложно. Они легко поддаются влиянию окружающей их микросреды и охотно идут на поводу у более инициативных и целеустремленных сверстников.

Среди подростков с аддиктивным поведением акцентуации характера по неустойчивому типу встречаются едва ли не чаще всего. Это и понятно: изменять свое настроение (психическое состояние) от отрицательного к положительному они стремятся с помощью чувствительных наслаждений, а психоактивные вещества как раз и дают этот эффект «в чистом виде», без каких-либо духовных усилий или продуктивной деятельности с их стороны.

2.        Гипертимный тип

Гипертимный тип акцентуации характеризуется прежде всего активностью, энергичностью, «бьющей через край» инициативой. Подростки с акцентуацией

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...