Работа с родителями
статья (1 класс) по теме

Хорошевская Лидия Зауровна

Советы по проведению родительских собраний с родителями первоклассников и мероприятия проведенные с помощью родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_pomoshchniki-roditeli.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

       МОИ  ПОМОЩНИКИ -     РОДИТЕЛИ.

Первыми  помощниками и союзниками в нелёгком процессе воспитания и обучения детей считаю родителей учащихся.

В последние годы, набирая первоклассников,  я обратила внимание на то, что многие из них – дети моих бывших выпускников. Родители моих учеников очень молоды. Зачастую они приводят ко мне своих первых и единственных детей. Я стараюсь их заинтересовать, привлечь к внеклассной работе.

Многие из них активно включаются в жизнь класса, стараются мне помочь, охотно откликаются на различные просьбы. Но делают это неумело, интуитивно и не всегда правильно. В процессе общения с детьми они сталкиваются с различными проблемами, у них возникает много вопросов по воспитанию своих детей. Они обращаются ко мне за помощью. Так возникла идея создания в классе «Школы молодого родителя».

Цель этих занятий:

  • Обогащение родителей педагогическими знаниями
  • Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания.
  • Выработка совместных направлений в работе.
  • Оказание практической помощи родителям (в вопросах воспитания).

Занятия в этой «школе» проходят 1 раз в месяц (в последнюю субботу месяца). Родители приходят со своими вопросами, идеями, проблемами. Некоторые приходят семейными парами.

На этих занятиях я стараюсь помочь родителям понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка.

К первому родительскому собранию я попросила родителей написать сочинение на тему «Мой ребёнок». Эти сочинения помогли родителям переосмыслить свои достижения и ошибки в воспитании детей, а мне понять индивидуальные особенности своих будущих учеников и правильно выстроить отношения с ними и их родителями.

На первых занятиях «Школы молодого родителя» шла речь о физиологических им психологических особенностях детей младшего возраста, об особенностях адаптационного периода первоклассников, о содержании учебного материала, о критериях оценивания деятельности школьников, о развитии читательских умений учащихся.

Особый интерес вызвали у родителей вопросы взаимоотношений в семье, родительского авторитета, стилей семейного воспитания, традиции семьи и их значение в воспитании.

В течение следующего времени обсуждаем проблемы:

  • Взаимоотношения взрослых и детей.
  • Роль игры и игрушки в жизни младшего школьника.
  • Конфликты в семье и искусство и преодоления.
  • Детская агрессивность и её причины.
  • Как научить ребёнка выполнять домашние задания самостоятельно.
  • Режим дня и его значение в жизни школьника.
  • Способности ребёнка. Как их распознать?
  • Поощрения и наказания.

В рамках нашей «школы» работает дискуссионный клуб «Собеседник». На его заседаниях вместе с родителями анализируем различные педагогические ситуации, обыгрываем тренинговые практикумы, проводим анкетирование родителей, обсуждаем результаты детского анкетирования, проводим сопоставительный анализ анкет учащихся и родителей. Обсуждаем ритуалы, которые нравятся детям. Родители обмениваются опытом воспитания своих детей в семье, делятся достижениями в области воспитания.

Практически к каждому заседанию отовлю памятки для родителей по различным проблемам. Тематика их такова:

  1. Как относиться к отметкам ребёнка.
  2. Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий.
  3. Как предупредить детскую агрессивность.
  4. Как поощрять ребёнка в семье.
  5. Как готовить домашнее задание по чтению.

К каждому заседанию готовлю диагностический или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.

В рамках «Школы молодого родителя» работает рубрика «Книжная полка». К каждому заседанию «школы» готовлю подборку литературы по психологии, проблемам воспитания, а также список книг, которые желательно прочитать и обсудить вместе с детьми. (Обычно это небольшие рассказы на темы нравственного воспитания.)

Хорошей традицией «Школы молодого родителя» стал ритуал «Волшебная шкатулка». Этот ритуал заключается в том, что к каждому заседанию ребята класса пишут письмо родителям, помещают его в конверт, надписывают и опускают в «волшебную шкатулку», которая стоит в шкафу.

В письмах они рассказывают родителям о том, что их волнует. О своих радостях, огорчениях, о том, что им порой трудно сказать вслух.

Помимо вопросов воспитания детей, обсуждаем мероприятия, которые пройдут в классе при непосредственном участии родителей и детей. Сплочению ученического и родительского коллектива способствовали мероприятия:

  • Праздник рождения класс
  • Папа, мама и я – дружная семья
  • Праздник первой отметки
  • Умники и умницы
  • Шоколадный миллион
  • Экологическая экспедиция «Дубовая роща»
  • От всей души (чествование мам)
  • «Покормите птиц зимой» (Конкурс на лучшую кормушку)
  • Развлекательная программа «А ну-ка, мальчики» (соревнования между командами пап и сыновей)
  • Праздник Масленицы «День открытых дверей» (демонстрация достижений учащихся)

Доброй традицией работы «Школы молодого родителя» является поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса. Это награждение их сувенирами, сделанными руками учащихся.

В честь родителей – помощников дети показывают концертную программу, выпускают именные и поздравительные газеты.

Благодаря такому плодотворному совместному сотрудничеству учителя и родителей, мои ученики растут сердечными, доброжелательными, отзывчивыми, любознательными, скромными и справедливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...