Статья для родителей "Когда учиться легко"
статья (1 класс) по теме

Шматова Евгения Витальевна

В статье рассматриваются проблемы адаптации ребёнка в школе. Предлагается памятка родителям первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_uchitsya_trudno.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе?

Сегодня мне хочется обратиться к самым, пожалуй, счастливым родителям – родителям первоклассников – с такими словами: «Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего». Поэтому первое родительское собрание мы хотели бы посвятить некоторым важным аспектам воспитания в адаптационный период. Что такое адаптация? Какие трудности ожидают первоклассников и их родителей на первом году обучения? Как помочь ребенку преодолеть этот нелегкий период в его жизни? Об этом мы и поговорим сегодня.

Адаптация – период приспособления к новым условиям. Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть социально-психологическая адаптация ребенка к новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности. Другими словами, от того, как пройдет период адаптации, сможет ли ребенок «вжиться» в новые условия, зависят его дальнейшие успехи в обучении. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Это не только новые условия в жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физиологических сил. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Как правило, индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, наоборот, заторможенность, депрессия. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка, как правило, отражают особенности психологической адаптации к школе.

Наблюдение за школьниками первого класса показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50–60%) адаптируются в течение двух – трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и прочее.

Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Большое значение имеют такие факторы, как особенности жизни ребенка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного). Безусловно, первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», не привыкшие к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения дети.

Одним из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению, является состояние здоровья ребенка и изменение его под влиянием учебной нагрузки.

Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала. Сочетание снижения массы тела с ухудшением функционального состояния организма детей, снижение умственной работоспособности и успеваемости свидетельствуют о низкой адаптации ребенка к школе.

Еще один очень информативный показатель – артериальное давление. Чаще всего у первоклассников отмечается значительное снижение показателей артериального давления при переутомлении. А в тех случаях, когда учебные нагрузки приводят к переутомлению, артериальное давление может значительно повыситься. Особенно часто повышение артериального давления отмечается в начале учебного года (в остром периоде адаптации) и середине третьей – самой трудной четверти. Иногда такие нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы выявляются и в конце учебного года.

Теперь давайте поговорим о том, как вы, родители, можете помочь своему ребенку преодолеть этот нелегкий период в его жизни .

1. В первую очередь, проявите максимум терпения и доброжелательности к своему чаду:

  • будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;
  • по дороге в школу постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают;
  • встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.

2. Что же делать, если появились первые трудности?

  • будьте щедры на похвалу: для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу;
  • ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе;
  • серьезно, по-взрослому объясняйте ребенку правила поведения в школе. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не ставьте ребенка в неловкое положение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками (особого внимания в этом отношении требуют дети, которые не посещали детский сад, а воспитывались дома). Ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации.

И еще… Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том, и другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!» Помните, пожалуйста, это не допустимо!

Отдельного внимания заслуживает режим дня – это старый и надежный способ поддержать здоровье первоклассника. Сон не менее 10 часов в сутки, обязательное полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе.

Попробуем разработать режим дня для своего ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей, отдаленности проживания от школы и др.

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими.

Неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворенность в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтные ситуации в семье, конфликты между родителями и учителями первого класса – все это затрудняет вхождение ребенка в новую полосу жизни.

Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, во многом зависит от вас, уважаемые родители, и помните: «Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего»!

В заключение я хотела бы коротко подвести итог и сформулировать рекомендации:

  • Если мы хотим, чтобы у нашего ребенка было много друзе, и он не боялся общения со взрослыми, – будем ему примером в общении. 
  • Чтобы лучше понимать ребенка, будем чаще вспоминать себя в его возрасте. 
  • Будем помнить, что звук собственного имени – самый главный звук для человека. 
  • Будем видеть хорошее в других людях, а не только недостатки. 
  • Тогда мир не покажется нашему ребенку враждебным, и он научится доверять. 

Мы от всей души желаем вам успеха!

5. Памятка для родителей первоклассников

  •  будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;
  •  не торопите ребенка: рассчитать время – ваша задача;
  •  не отправляйте малыша в школу без завтрака;
  • пожелайте ребенку удачи, подбодрите;
  • встречайте ребенка после школы спокойно, забудьте фразу: «Что получил?», вспомните, как вы сами себя чувствуете после рабочего дня, – дайте ребенку расслабиться;
  • не торопитесь посадить ребенка за уроки – ему необходимо 2–3 часа отдыха (сон, прогулка);
  • помните, что после 15–20 минут занятий необходимо делать 10–15 минутные подвижные переменки;
  • имейте в виду, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность: это первые 4–6 недель, конец II четверти, первая неделя после каникул, середина III четверти;
  • не забывайте, что дети любят послушать сказку перед сном; ласковое поглаживание успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть; не вспоминайте перед сном неприятностей, не выясняйте отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить словарные слова легко и интересно.

Вашему вниманию предоставляю материал, как легко и интересно детям учить словарные слова....

"Учить словарные слова легко и интересно" методическое пособие

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей. В пособии представлены редко используемые, но очень интересные виды заданий, помогающие формировать у младших школьников навык ...

Презентация к родительскому собранию "Учим уроки легко и с удовольствием"

Презентация предназначена для  проведения  родительского собрания в 2-3 классах....

Презентация "Учить словарные слова легко и интересно"

При изучении словарных слов учитель, обратив внимание на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагает записать его в словарик и запомнить, как оно пишется.  Но память нередко...

Таблица умножения на 9.Учим легко.

«ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ НА 9»ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление умений учащихся умножать и делить;.создание условия для непроизвольного усвоения табличных случаев умножения на 9....

статья "Современное звучание «Учись учиться»"

Данная статья о формировании метапредметных УУД в начальной школе....

«Учим таблицу умножения быстро, легко и с увлечением». Статья.

В данной статье на примерах рассказывается в виде рекомендаций родителям, как быстро и с увлечением выучить тпблицу умножения....