Родительское собрание
консультация по теме

Рубцова Анна Михайловна

Родительское собрание на тему "Ответственность за воспитание детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ответственность за воспитание27.4 КБ

Предварительный просмотр:

ОТВЕТСТВЕНННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Родители несут юридическую ответственность за своих детей до 18 лет. С момента наступления совершеннолетия, прохождения процедуры эмансипации (16 лет) такая ответственность прекращается. Ребенок становится полностью самостоятельным. Это вовсе не означает, что родители должны прекратить всякую заботу о своих совершеннолетних детях. Нравственный долг родителя велит ему заботиться о них и в дальнейшем.

В большинстве случаев родители выполняют свои обязанности на должном уровне. Однако немало родителей относятся к этому недобросовестно.

Законодательством установлена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность родителей.

Важная роль в охране прав детей и подростков принадлежит также комиссиям  по делам несовершеннолетних при администрациях районов. Их деятельность также направлена на предупреждение безответственного поведения родителей.

Комиссии по делам несовершеннолетних вправе применять к виновным родителям меры  воздействия согласно Положению о комиссиях… и Кодексу об административных правонарушениях, за иные антиобщественные поступки, за уклонение детей от учебы, а также отвечают по закону за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей. Родителям, которые уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию и обучению своих детей, со стороны органов внутренних дел или прокуратуры может быть также вынесено официальное предупреждение.

Вина родителей выражается в ненадлежащем воспитании детей, отсутствии за ними должного контроля, неправомерном использовании своих прав по отношению к детям.

Родители несут гражданско-правовую (имущественную) ответственность за вред, причиненный детьми имуществу гражданина или субъекта хозяйствования независимо от форм собственности.

За вред, причиненный детьми в возрасте до 14 лет, отвечают родители. Дети в возрасте от 14 до 18 лет отвечают за причинение ущерба сами на общих основаниях. Если же у них нет имущества или заработка, достаточного для возмещения причиненного ими вреда, то ущерб должен быть возмещен родителями. Каждый родитель отвечает за своего ребенка в той части ущерба, которая приходится на его долю.

Родители или лица, их заменяющие, не несут ответственность по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в том числе по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда.

На родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Приобщение родителями детей к употреблению спиртных напитков – это результат злостного невыполнения своих обязанностей. Наиболее часто подобное наблюдается в семьях. Где родители пьют. Английский врач 19 века Смит утверждал: «Если неумеренно пьющий производит на свет психопатов, то умеренно пьющий дает потомство невропатов».

Так, родители виновные в доведении ребенка до состояния опьянения (если это не содержит признаков преступления), подвергается штрафу в размере от 5 до 10 минимальных заработных плат. При систематическом вовлечении несовершеннолетнего в пьянство наступает уголовная ответственность родителей в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

Для пресечения и устранения особо злостных нарушений родителями обязанностей по воспитанию детей установлена уголовная ответственность.

Влияние неправильного воспитания на поведение и характер ребенка

Типы неправильного воспитания

Словесная характеристика

Способ обращения с детьми

Последствия:

1.Гиперпротекция

«Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему»

Ограничение его самостоятельности

Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность

2. Условия повышенной моральной ответственности

«Не хочу иметь такого ребенка»

Никогда не хвалят, отсутствует система поощрений, часто ругаются

Подавление желаний, неуверенность в себе, страх

3. Условия эмоционального отвержения

«Ненавижу всех детей», «Не стану из-за них расстраиваться»

Отчуждение, избегание контактов, жесткие поступки

Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие

4.Гипопротекция

«Делай, что хочешь, только оставь меня в покое»

Отсутствие снимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей

Агрессия, асоциальное поведение

5. Условия жестких взаимоотношений

«Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья»

Частые наказания, побои

Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений

Влияние семьи на характер поведения подростка

Воспитывать… самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось!-        

Не тут-то было: только начинается!

М.Ю.Лермонтов

 Семья – это среда, в которой происходит первичная социализация ребенка, это окружение наиболее близких каждому человеку людей, благодаря которым он впервые познает добро и зло. Благодаря семье человек в прямом и переносном смысле становится человеком, придя в этот мир.

Прежде всего, остановимся на преимуществах семейного воспитания. Оно, несомненно, имеет ряд достоинств. Профессор С.Д.Лаптенок выделяет следующие. Это – повседневность контактов воспитателей и воспитуемого; эмоциональная и морально-психологическая устойчивость родительского взаимодействия; положительный пример взрослых; возможность учета психического склада каждого ребенка и индивидуальный подход к нему; развитие у детей чуткости и душевности через эмоциональную доброту и отзывчивость старших; духовная связь и нравственная преемственность жизненного опыта поколений; мощь родительского авторитета; заложенные в семье возможности для нравственного возвышения личности, воспитания у каждого ее члена добропорядочности, трудолюбия; использования традиций, обычаев для созидания высокой нравственной культуры, исключающей националистические, религиозные и расовые перегородки между людьми и народами; прочность ценностно-мировоззренческих установок отчего дома, семьи.

Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи. В них подростку неуютно, он испытывает дискомфорт, иногда они деформируют его личность. Такой подросток, как правило, становится «трудным». Неблагополучные семьи – источник социального сиротства (дети-сироты при живых родителях). Немало молодых родителей отдают на воспитание детей в государственные учреждения, лишь изредка их навещая, демонстрируя свои родительские права. А есть и такие, которые вообще не являются даже по вызовам педагогов.

Выясним, каково же влияние семьи и ближайшего окружения на характер поведения подростка. Каковы особенности той или иной семьи, как они влияют на возникновение трудностей в поведении школьника? На этот счет существуют разные точки зрения.

Л.С.Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная, асоциальная. Г.П.Бочкарева в основу классификации неблагополучных семей кладет содержание переживаний ребенка, его благополучие:

·        семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны к своим детям, подавляют их волю;

·        семьи, в которых нет эмоционального контакта между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

·        семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальную деятельность.

 А.Е.Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семейном воспитании:

·        гиперопека различной степени: от желания быть соучастником всех проявлений жизни детей (их мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

·        гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;

·         ситуация создания «кумира» семьи. Для нее характерно постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала его за весьма скромные успехи;

·        ситуация создания «золушек» в семье, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Б.Н.Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей:

        семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи;  семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющим возможность оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени и сил на поддержание материального благополучия. Эти семьи сами по себе не формируют «трудных» детей, но все же создают нежелательный фон для воспитания детей;

       конфликтные семьи: где родители не стремятся исправить недостатки своего характера; где один родитель не терпим к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас демонстративно конфликтны. Более старшие конфликтуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

        нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

        педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у него дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление отгородиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку. Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например меньшую активность, послушность и т.д.

М.Реттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т.д. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайности. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. Но он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают.

М.Раттер отмечает и другие факторы, неблагоприятно действующие на ребенка. Таковы, например, жесткие ограничения и гиперопека со стороны родителей. Первые ведут к подавленности учащегося и даже к невротическим состояниям. Гиперопека ведет к затруднениям в общении с детьми. Вызывает трудности и доминирование в семье одного из супругов, находящее сопротивление со стороны другого. Неблагоприятно влияет на ребенка и жизнь вдали от семьи, особенно потеря одного из родителей. Способствует появлению «трудных» детей отсутствие привязанности  между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, монотонность окружающей среды, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений.

Неблагополучие в семье порождает насилие. Из опроса 304 старшеклассников г. Минска следует, что только 43 % из них считают свою семью дружной и сплоченной; у 54 % подростков нет доверительных отношений с отцами и у 33 % - с матерями. И это – в обычных семьях, а в конфликтных, порождающих «трудных» детей, дело обстоит еще сложнее. Очень хорошо проблему жестокости и насилия в семье выразила в своем стихотворении Наталья Сорока:

«Давай, уходи, проклятая,

Скорей убирайся прочь! –

Кричала старуха помятая,

Швыряя на улицу дочь. –

Проваливай, чтоб не видела,

И больше не приходи…

Всегда я тебя ненавидела.

Ну, что ж ты стоишь? Иди!»

Девчонка-подросток в отчаянье

От горя застыла сперва,

Потом поплелась под прощальные

Матерные слова.

Февральская ночь морозная,

Метель, завывая, кружит,

И в мире совсем одинокая

Малышка замерзла, дрожит.

А в окнах многоэтажек

Веселый и сытый свет,

И до несчастной девчушки,

Конечно, им дела нет.

А с детства ей в память врезались

Хмельные попойки, дурман,

И в страхе она быть замеченной

Пряталась за диван.

Ей было тогда лет одиннадцать,

Когда за пол-литра мать,

Избив ее предварительно,

Дружкам согласилась продать.

Да будет жестокость проклята

Таких вот зверей-матерей,

От пьянства не знающих просыху,

Ломающих жизнь детей!

Ей сразу же с ясностью вспомнился

Весь ужас, в котором жила.

Глаза вновь слезами наполнились,

Не видела, куда шла…

Машина навстречу случайная, -

А лед помешал тормозить.

Не было ни боли отчаянной,

Ни слез. Так закончилась жизнь.

Несчастная и ненужная…

Мораль здесь совсем не нужна.

Да будет жестокость проклята

И пьяная наша страна!

Что же такое жестокое обращение с детьми, или насилие? Это сознательные или неосознанные  физические или психические повреждения, которые происходят в семьях или учебно-воспитательных учреждениях, приводят к травмам (или даже к его смерти), препятствуя развитию ребенка. Различают четыре вида насилия:

·        физическое насилие – это причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка;

·        психическое (эмоциональное) насилие -  ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе; психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку, резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблением и запугиванием. Надо отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Такое бесчеловечное и злобное неуважение родителями чувства собственного достоинства ребенка названо «душегубством». Оно преднамеренно направлено на подавление у ребенка чувства радости, любви и идентичности. При этом происходит нарушение структуры личности, поведения и его социальной сущности. Следствием жестокого обращения с детьми бывает также их асоциальное поведение в самостоятельной жизни;

·        сексуальное насилие – использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, для изготовления порнографической продукции, а также вовлечение детей в занятие проституцией;

·        пренебрежительное отношение к ребенку – не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении; оставление детей без присмотра.

Процесс социализации ребенка начинается не в школе, не в дошкольном учреждении, а в семье, и ошибки и просчеты в воспитании в раннем возрасте могут проявиться позднее в поведении ребенка, в трудностях его адаптации, в различных отклонениях развития личности.

Трудности, связанные с отрочеством и юностью, усложняются тем, что влияние старших ослабляется, вытесняется влиянием сверстников. И сможет ли подросток самостоятельно противостоять отрицательному влиянию этой среды?

Это зависит от его характера, от сложившегося мировоззрения, самооценки, ценностных ориентаций, которые складываются в семье. Но главное – та атмосфера, которая царит в семье, взаимоотношения между членами семьи.

Отношения взрослеющих детей и родителей особенно сложны тогда, когда в семье присутствует авторитарный стиль воспитания, который зачастую несет в себе насилие, как, впрочем, и стиль невмешательства, от которого страдают обе стороны. Авторитарные родители сами не имели опыта настоящей заботы, ласки, любви и близости, так как с детства были эмоционально закрепощены той ж самой авторитарной системой. И вот живущий в атмосфере насилия ребенок постоянно убеждается в собственной неполноценности, что порождает его низкую самооценку, которая может стать началом отклоняющегося поведения. Накапливается отрицательный опыт, и ребенок перестает бояться угроз и наказаний, которые раньше срабатывали, перестает считать, что быть наказанным стыдно, моральная сторона воспитания обесценивается. Насилие становится нормой, а дети просто не знают иногда, как жить по-другому, и пользуются практически теми же методами воспитания своих детей, какими пользовались их родители и родители их родителей.

Интересный пример такой «родительской консервативности» приводит психолог Э.Ланджер. Как-то молодая женщина собиралась запечь в духовке мясо. Перед тем, как положить его в чугунок, она отрезала от него небольшой кусок. Когда у нее спросили, зачем она это сделала, та ответила, что сделала так потому, что так всегда делала ее мать, когда запекала мясо. Ей и самой стало любопытно, и она позвонила матери, чтобы спросить у нее об этом. Мать ответила точно так же: «Потому что так делала моя мать». В конце концов, эта женщина спросила свою бабушку, зачем она каждый раз отрезала кусок мяса перед тем, как готовить. «Потому что оно не влезало в мою кастрюлю», - ответила бабушка.

Таким образом, система взаимоотношений родителей и детей принципиально не меняется, и происходит это не потому, что не существует новых методов и знаний в области человеческих взаимоотношений, а скорее всего, потому, что мало просто информировать родителей об этих методах, надо научить их пользоваться ими.

Атмосфера доброжелательности, поддержки, царящая в семье, дает детям чувство защищенности, она стимулирует и направляет их развитие, формирует адекватную самооценку, побуждает их быть лучше. Родителям следует усвоить несколько основных умений:

-         активно слушать, уметь слышать, что ребенок хочет сказать;

-         довести до сознания ребенка свои собственные слова, т.е. уметь выразить свои чувства в форме, доступной для понимания ребенка;

-         использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. уметь говорить с ребенком так, чтобы результатом разговора были довольны обе стороны: и родители, и ребенок;

-         уметь правильно видеть проблему и т.д.

Родителям необходимо учиться:

-         быть всегда готовыми воспринимать ребенка как личность, отдельную от них и непохожую на них;

-         выражать свою любовь и не стесняться это делать;

-         быть искренними с ребенком при выражении своих чувств;

-         одобрительно относится к чувствам ребенка, за проявление которых не следует хвалить или ругать, а принимать его таким, какой он есть;

-         уважать своего ребенка, верить в него и его способности, относится к нему как к человеку, имеющему право на самостоятельное решение.

Просмотр фильма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...