Статья « Учиться быть учеником »
статья (1 класс) по теме
В этой статье я попыталась, опираясь на свой опыт, проанализировать трудности, с которыми сталкиваются родители первоклассников, а также предложила некоторые пути их исправления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitsya_byt_uchenikom_ns_portal.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
« Учиться быть учеником »
Аввакумова Альфия Умаровна
учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 354 г.Санкт-Петербурга
- У нас – то проблем с учёбой точно быть не должно, - рассуждает мама одного ученика. Мы ведь всей семьей его готовим: бабушка учит читать, папа математикой занимается, дедушка – английским, я с сыном вместе уроки для прогимназии делаю. Мы его даже специально из детского сада забрали в этом году, чтобы он постоянно был под контролем. Он, конечно, сопротивляется, но что поделаешь – зато в первом классе будет лучше всех!
- Правда? – изумляется другая мамочка. А мы, наоборот, в этом году сына в садик отдали, чтобы он приучился к самостоятельности перед школой…
- Что вы, какая такая самостоятельность! – недоумевает мама первого ученика. – Да вы ещё года три с ним уроки делать будете, иначе он из троек не вылезет!..
Увы, такие , как мама первого ученика, далеко не одиноки. Множество родителей свято уверены, что тотальный контроль и непрерывная дрессировка – необходимый и единственно правильный метод подготовки успешного ученика.
Каково же бывает их разочарование, когда выясняется, что умненький, бойко читающий и щёлкающий в уме арифметические задачки малыш оказывается в группе подготовки к школе среди аутсайдеров: с трудом воспринимает слова учителя, вертится и отвлекается во время самостоятельной работы, практически не включается ни в какие виды групповой работы…
Своё недовольство они, естественно, обращают на самого горе – ученика: неусидчивый, невнимательный, ничем не интересуется, не любит учиться!
Но виноват в происходящем, конечно, вовсе не 5 – 6 летний малыш.
Субъект или объект учебного процесса?
Оказавшись в роли пассивного объекта обучения, которого вся семья старательно кормит знаниями, как рождественского гуся – орехами, ребёнок вряд ли станет задумываться: а зачем ему, вообще – то говоря, нужны все эти буквы – цифры – треугольнички – кружочки?
Маме нравится, когда он пишет прописи – и он старательно выводит в тетради закорючки. Бабушка хочет, чтобы он читал, - отчего не почитать с бабушкой букварь?
Но как только мама отворачивается, а бабушка уходит на кухню, ребёнок преспокойно занимается своими делами, начисто забыв о букваре и прописях.
Но как только мама отворачивается, а бабушка уходит на кухню, ребёнок преспокойно занимается своими делами, начисто забыв о букваре и прописях.
Чтобы стать по – настоящему успешным учеником, дошколёнку необходимо почувствовать себя не объектом, а субъектом учебного процесса. Лишь в этом случае он сможет самостоятельно выполнять инструкции взрослого без постоянного непосредственного контроля, активно сотрудничать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Отчасти, конечно, всему этому учат в детском саду и в группах подготовки к школе, однако без вашей помощи ребёнок вряд ли научится быть учеником, а ведь именно это – самое главное искусство, которым ему необходимо овладеть в последний предшкольный год.
Зона сотрудничества
Конечно, было бы полным безумием предположить, что приготовишка, едва сев за школьную парту, сумеет самостоятельно справляться со своими учебными делами. Ведь он ещё даже не представляет себе, что это такое – быть учеником. И, разумеется, чтобы разобраться в этом, ему потребуется ваша помощь. Однако помогать – не значит брать на себя всю полноту ответственности.
Напротив, в процессе подготовки вы как раз должны научить маленького ученика брать – хотя бы частично – на себя ответственность за выполнение задания. А себя – что гораздо сложнее – приучить делегировать ему эту ответственность.
Учимся учиться
Не бойтесь, речь идёт не о психологических хитросплетениях, а о совсем не сложных вещах, научить которым будущего первоклассника вам вполне под силу.
Выполнение инструкций
*Объясните ребёнку, что от него требуется.
*Переспросите, понял ли он задание, не нужно ли что – нибудь утонить.
*Предложите обсудить, что потребуется для выполнения задания.
*Проговорите – шаг за шагом –все этапы работы.
Самостоятельная работа
*После того как ребёнок подтвердит, что ему всё понятно, дайте ему возможность поработать самостоятельно.
*Будьте в пределах досягаемости, чтобы ваш ученик мог обратиться к вам за помощью. Но не стойте у него за спиной, контролируя каждый шаг и немедленно исправляя каждый недочёт.
*Если ребёнок просит о помощи, обязательно ответьте на его вопросы. Если это необходимо – заново проговорите все этапы работы.
* Даже если вам кажется, что ребёнок задаёт абсолютно « дурацкие» вопросы или полностью забыл ваши объяснения трёхминутной давности, постарайтесь не раздражаться и говорить спокойно и по – деловому.
Самоконтроль
*Даже если выполненная работа выглядит совсем грустно, не торопитесь устраивать « разбор полётов».
*Спросите у будущего первоклашки, как, на его собственный взгляд, он справился с заданием.
*Попросите показать, что, с его точки зрения, получилось лучше всего, а что – хуже.
*Спросите малыша, знает ли он, как исправить ошибки. Лишь в том случае, если он не понимает, что делать дальше, помогите ему найти верный ответ.
Контроль за временем
Чтобы успешно справляться с учёбой, будущему первокласснику необходимо научиться рассчитывать время. Конечно, сразу это вряд ли получится, однако постепенно приучать ребёнка чувствовать время всё же необходимо.
*Обсудите, сколько, по его мнению, потребуется времени для выполнения того или иного задания.
*Если его предположения откровенно нереалистичны, тактично скорректируйте их: «На одну задачку полчаса – это слишком много! Хватит и пяти минут». Однако если ребёнок настаивает, согласитесь с его версией, а потом укажите, что его расчёт оказался неверным: « Видишь, ты думал, что сможешь написать пропись за пять секунд, а потребовалось целых семь минут!».
* 5 – 6 летний ребёнок вряд ли умеет уверенно пользоваться часами стрелками. Чтобы он смог ориентироваться во времени, поставьте ему таймер с обратным отсчетом. А ещё лучше – песочные часы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час Учись быть здоровым и успешным.
Материал для классного часа о вреде курения: повторение правил поведения с целью сохранения здоровья, разговор о пагубной привычке человека - курении, научное обоснование вреда табака....
Статья "Учиться читать, чтоб учиться читая".
Начиная с 90х годов 20 века, чтение рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого каждого человека , как условие его развития, а так же условие развития нации в целом. ...
Рабочая тетрадь "Учусь быть здоровым или Как стать Неболейкой"
В пособии «Учусь быть здоровым или Как стать Неболейкой» представлен вариант образовательной программы по формированию основных гигиенических навыков и профилактики детских заболеваний у учащихс...
Статья « Учиться быть учеником »
В этой статье я попыталась, опираясь на свой опыт, проанализировать трудности, с которыми сталкиваются родители первоклассников, а также предложила некоторые пути их исправления....
Статья "Как помочь ученику 1 класса учиться"
В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать ...
Статья "Как помочь ученику 1 класса учиться"
В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать ...
Статья "Учить решать задачи – учить решать проблемы"
Выступление на конференции...