О проблеме учебной мотивации младших школьников.
статья (1 класс) по теме

Кузьмина Надежда Сергеевна

------------------------------------------------

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            О       проблеме  учебной мотивации младших школьников.

Автор : Кузьмина Н.С.

         Одним из показателей развития личности ученика является  уровень  сформированности его учебной мотивации. Для успешной  учебной деятельности недостаточно  только познавательных мотивов, которые проявляются в повышенной тяге  к познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимулирования учения. Большую роль играют широкие социальные мотивы (получить хорошую профессию, быть уважаемым  в обществе, приносить пользу людям.) Наличие социальных широких мотивов свидетельствуют об осознании учеников своей жизненной перспективы и возможности самореализации в будущем.  

               В ходе учебного процесса  педагоги сталкивается  с проблемой неодинакового усвоения разными учениками  одного и того же материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей.    Одна  из причин этого в различном уровне сформированности  учебной мотивации.

               У детей, успешных  в  учебной деятельности развиты как познавательные мотивы, так и широкие социальные мотивы. В беседах с их родителями  выявлено, что они   сами  социально успешны, имеют чёткие представления о будущем своего ребёнка, прогнозируют получение детьми специальности, часто - высшего образования.                                    

                   У  детей, имеющихся  трудности в обучении, наблюдается другая структура мотивации, в которой ведущими являются узколичные мотивы. Стимулами к их учебной деятельности является получение хорошей отметки,  похвала учителя и родителей.    Родители смутно представляют себе будущее своего ребёнка, слабо ориентируют его на выбор профессии или придают будущей взрослой жизни отрицательную негативную окраску.

                                  Таким образом, наблюдается ситуация, в которой при равных возможностях дети демонстрируют разные  показатели качества знаний. Это во многом зависит отношения родителей к будущему ребёнка, т.к. оно оказывает сильное влияние на формирование его мотивов.

                 В связи с этим  проблема повышения качества овладевания  знаниями перерастает в проблему формирования  подлинной мотивации учебной деятельности, показателем которой  является проявление ребёнком познавательной активности, осознание значимости учения.

                  В соответствии с вышеизложенным  необходимо проводить работу не только с учениками, но и с их родителями, т.к. необходимо соблюдать  единство требований и действий учителя и родителей в отношении ребёнка .Это способствует полноценному развитию личности.  

                При необходимости проводить индивидуальные  беседы и консультации с родителями , направлены на формирование положительного образа будущего их детей.

                  Работа со школьниками  в  этом же направлении ведётся как через содержание учебного материала, так и с помощью межпредметных связей.

                                     Нужно вести целенаправленную систематическую  работу по формированию положительной, устойчивой  мотивации для повышения качества обучения младших школьников.  Именно этим мы и будем  заниматься  с учащимися.          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в образ...

ИКТ как средство развития познавательной мотивации младших школьников

Данная презентация является поддержкой к одноименной статье....

презентация "учебная мотивация младших школьников"

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо...

Формирование положительной мотивации младших школьников в области математики.

Формирование мотивации обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность в наше время  обусловлена обновлением содержани...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....