О проблеме учебной мотивации младших школьников.
статья (1 класс) по теме
------------------------------------------------
Скачать:
Предварительный просмотр:
О проблеме учебной мотивации младших школьников.
Автор : Кузьмина Н.С.
Одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированности его учебной мотивации. Для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, которые проявляются в повышенной тяге к познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимулирования учения. Большую роль играют широкие социальные мотивы (получить хорошую профессию, быть уважаемым в обществе, приносить пользу людям.) Наличие социальных широких мотивов свидетельствуют об осознании учеников своей жизненной перспективы и возможности самореализации в будущем.
В ходе учебного процесса педагоги сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одна из причин этого в различном уровне сформированности учебной мотивации.
У детей, успешных в учебной деятельности развиты как познавательные мотивы, так и широкие социальные мотивы. В беседах с их родителями выявлено, что они сами социально успешны, имеют чёткие представления о будущем своего ребёнка, прогнозируют получение детьми специальности, часто - высшего образования.
У детей, имеющихся трудности в обучении, наблюдается другая структура мотивации, в которой ведущими являются узколичные мотивы. Стимулами к их учебной деятельности является получение хорошей отметки, похвала учителя и родителей. Родители смутно представляют себе будущее своего ребёнка, слабо ориентируют его на выбор профессии или придают будущей взрослой жизни отрицательную негативную окраску.
Таким образом, наблюдается ситуация, в которой при равных возможностях дети демонстрируют разные показатели качества знаний. Это во многом зависит отношения родителей к будущему ребёнка, т.к. оно оказывает сильное влияние на формирование его мотивов.
В связи с этим проблема повышения качества овладевания знаниями перерастает в проблему формирования подлинной мотивации учебной деятельности, показателем которой является проявление ребёнком познавательной активности, осознание значимости учения.
В соответствии с вышеизложенным необходимо проводить работу не только с учениками, но и с их родителями, т.к. необходимо соблюдать единство требований и действий учителя и родителей в отношении ребёнка .Это способствует полноценному развитию личности.
При необходимости проводить индивидуальные беседы и консультации с родителями , направлены на формирование положительного образа будущего их детей.
Работа со школьниками в этом же направлении ведётся как через содержание учебного материала, так и с помощью межпредметных связей.
Нужно вести целенаправленную систематическую работу по формированию положительной, устойчивой мотивации для повышения качества обучения младших школьников. Именно этим мы и будем заниматься с учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников
В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в образ...
ИКТ как средство развития познавательной мотивации младших школьников
Данная презентация является поддержкой к одноименной статье....
презентация "учебная мотивация младших школьников"
Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо...
Формирование положительной мотивации младших школьников в области математики.
Формирование мотивации обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность в наше время обусловлена обновлением содержани...
Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"
По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....