Организация занятий чтением
статья (2 класс) по теме
Ребёнка не учат любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать всё больше и больше. Но в мире столько других интересных вещей, причём таких, которые не требуют стольких умственных затрат, чтобы им научиться и потом использовать этот навык. Сегодня в каждом доме много занимательных игрушек, конструкторов, видеоигр, мультфильмов и т.д. Вправе ли мы упрекать ребёнка за то, что игру он предпочитает чтению? Вряд ли. Другое дело, что мы, взрослые, должны открыть ребёнку этот чудесный мир книги, поддержать его на этом пути, не заставляя и не подкупая его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_zanyatiy_chteniem.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация занятий чтением. Советы родителям.
Ребёнка не учат любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать всё больше и больше. Но в мире столько других интересных вещей, причём таких, которые не требуют стольких умственных затрат, чтобы им научиться и потом использовать этот навык. Сегодня в каждом доме много занимательных игрушек, конструкторов, видеоигр, мультфильмов и т.д. Вправе ли мы упрекать ребёнка за то, что игру он предпочитает чтению? Вряд ли. Другое дело, что мы, взрослые, должны открыть ребёнку этот чудесный мир книги, поддержать его на этом пути, не заставляя и не подкупая его.
Развитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребёнок во время занятий чтением. Поэтому на каждом занятии необходимо создать доброжелательную и непринуждённую обстановку. Если вы устали и чувствуете, что сегодняшнее занятие будет вам не по душе, перенесите его. Плохое настроение не пойдёт на пользу ни вам, ни ребёнку.
Ограничьте время занятий 20-30 минутами, не больше! Внимание ребёнка в возрасте 7 лет ещё неустойчиво. Ему трудно оставаться внимательным даже на протяжении этого времени из-за большой нагрузки на нервную систему. Но вы можете помочь ребёнку. Разнообразьте его деятельность, используя любовь к игре. Пусть занятия проходят в игровой форме.
Постоянно подбадривайте его. Любая положительная оценка повышает значительность ребёнка в собственных глазах. Это очень важный стимул. Неудачи не должны удручать ребёнка.
Опирайтесь на желания. Нужно понять: важно не только то, что желаем мы сами, но и то, что хочет ребёнок. Не пытайтесь его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Если мы хотим, чтобы наш ребёнок хотел читать, а он сам не хочет, не заставляйте его: скорее всего, это ничего не даст. Но если вы знаете, что ребёнок увлёкся изучением животных, компьютерных игр, единоборствами, путешествиями и т.д., посоветуйте ему взять в библиотеке или купите книгу именно такого содержания. Помните только о возрасте: книга должна обязательно соответствовать возрасту (обычно в каждой книге указывается возраст читателя, кому она адресована)
Прежде чем ребёнок перейдёт к самостоятельному чтению, его техника чтения должна быть достаточно совершенна, т.е., если ребёнок читает послоговым способом, то давать ему стихи, рассказы, даже сравнительно небольшого объёма, нецелесообразно, т.к. ребёнок, концентрируясь на прочитывании (слогослиянии), будет затрудняться одновременно вникать и в содержание. Не осознавая до конца прочитанного, ребёнок потеряет интерес к содержанию. В связи с этим, на этапе послогового чтения можно ограничиться изданиями, в которых большая часть содержания передаётся через картинку, но также имеется короткая запись (1-2 строчки). Это и комиксы, и книжки-малышки, созданные по известным мультфильмам, и детские журналы с занимательными заданиями.
Постепенно ваш ребёнок начнёт читать всё лучше и лучше, переходя от послогового чтения к способу слог + слово. На этом этапе уже можно предложить ребёнку небольшие, но интересные по содержанию книги, учитывая его интересы и склонности. Нет школьников, ничем не интересующихся. Поэтому обязательно поинтересуйтесь, о чём бы он хотел почитать, какие темы его привлекают, какие авторы ему нравятся. Лучше выбор и покупку книги делать вместе с ребёнком, т.к. участие в этом процессе формирует в ребёнке осознание значительности ситуации собственного выбора, в которой он является не пассивной, а активной стороной. Самостоятельно выбранная книга создаёт радостную атмосферу и пробуждает интерес к содержанию. Очень важное значение для поддержания положительной мотивации имеет правильно выбранное время для чтения и объём, соответствующий возможностям ребёнка.
Как правильно выбрать время для чтения? Прежде всего, выбранное время не должно ущемлять интересов ребёнка. Иначе чтение станет обузой. Нельзя противопоставлять деятельность, значительную в данный момент для ребёнка, необходимости читать: т.е. выражения типа: «Выключи компьютер и иди лучше почитай! Я запрещаю тебе…пока ты не почитаешь…» и т.д., лучше исключить. Предложите ребёнку самому выбрать время для чтения. Однако дети часто забывают о чтении, играя или занимаясь другой разнообразной деятельностью в течение дня, и вспоминают о том, что надо почитать, только перед сном. Воспользуйтесь этим периодом. Дети, как правило, не любят рано ложиться спать (хотя взрослые называют это «рано» - вовремя) и не сразу засыпают. Предложите ребёнку почитать 15-20 минут перед сном. Это даст возможность, с одной стороны, заснуть немного попозже, а с другой – провести время за интересным занятием, читая выбранную им книгу. Как показывает опыт, эти 15-20-минутные чтения очень быстро входят у ребёнка в привычку, а остановка на интересном месте побуждает у ребёнка желание открыть книгу вновь, возможно, не дожидаясь вечера. Формирование привычки проводить время за книгой – очень важное условие становления навыка чтения. Хорошо известна пословица: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
ИТАК, формирование у ребёнка любви к чтению – деятельный процесс, требующий определённых эмоциональных затрат с нашей стороны и соблюдения некоторых стимулирующих правил при организации занятий чтением.
- Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка.
- Время занятий не должно превышать 30 минут.
- В конце занятий работа должна быть оценена, а результаты наглядно отражены.
Ребёнок должен видеть свои достижения.
- Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка.
- Занятия должны проводиться регулярно.
- Регулярность должна войти в привычку.
- При выборе книг опирайтесь на желания и увлечения ребёнка.
- Иногда говорите «надо».
- Опирайтесь на стремление ребёнка к признанию.
- Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно тревожного, неуверенного в себе ребёнка.
Список используемой литературы:
- С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению», М.: Ось-89, 1999.
- И.В.Вачков «Психология для малышей» - М.: Педагогика –Пресс, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы организации занятий
Сейчас проблема здорового образа жизни сконцентрировалась на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможность организовать качест-венное обучение, развитие и воспитание учеников без ущерб...
Организация занятий чтением. Советы родителям.
Несколько советов родителям о том, как привить ребёнку любовь к чтению....
Памятка родителям для организации занятий по заданию учителя-логопеда.
Советы родителям, как правильно организовать занятия по заданию учителя-логопеда....
Рекомендации по организации летнего чтения.Как привить любовь к чтению
Материал к родительскому собранию в 1 классе....
организация занятий в "Школе будущего первоклассника" (обучение письму)
выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов...
Организация занятий чтением. Советы родителям.
Несколько советов родителям о том, как привить ребёнку любовь к чтению....
: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...