Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье
статья (4 класс) на тему

Павлова Елена Валериевна

для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

Самое дорогое, что есть у родителей- это их дети. Они наше отражение, наше будущее, наша надежда и опора. Каким вырастет сын или дочь- эта напрямую зависит от воспитание ребёнка. В современном мире происходит деление семей на прекрасно воспитывающих детей и на семьи, которые неспособны к полноценному воспитанию своих чад. Почему же так происходит? Потеря духовных ориентиров, ослабление традиционных духовных начал семейной жизни, а порой просто не желание родителей бороться с теми или иными отрицательными чертами своего ребёнка и вызывают такое состояние в обществе.

Ведь именно родители являются жизненным примером к традиционному укладу жизни будущего семьянина. Поведение отца и матери- вот ежедневный пример для малыша.

На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Что же является такими многовековыми традициями? Всё что я сейчас назову, не будет для вас ново:

1.Почитание родителей, послушание им необходимое условие благополучного взросления.

2.Соблюдение семейных традиций, которые основываются на традициях культуры своей страны.

3. Взаимное времяпрепровождение со всеми членами семьи. Сводящимся не к пустым разговором, а к участию в жизни ребёнка.

   Да современный порядок жизни стал  другой, он, к сожалению, провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. А ведь традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними.

           Что входит в традиционный семейный уклад ?

1.Обычаи  (установившиеся, привычные формы поведения);
2. Традиции  (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);            

3.Отношения: сердечные чувствования и настроения;      
4. Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни;                    

5. Распорядок  дня, недели, года.

 В отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и  труде.

Так почему же сегодня многие родители так старательно избегают то, что складывалось веками?

Ответ очевиден - это потеря самими родителями традиционных культурных ценностей. Проще всего сказать : «А нас так не учили» или «Мы росли в другое время».  Да многое действительно умалчивалось, не говорилось вслух, но полной потери  традиций и взращённых ими культурных ценностей не было. Я вспоминаю своё детство, когда мы с моими сверстниками бегали и часто напевали слова одной песни из кинофильма. Мы не помнили не название фильма, не его сюжет. А вот куплет из песни напевали часто. Может, и вы его сейчас вспомните:

Должен, где-нибудь, каждый
Счастье встретить однажды,
Должен каждый, однажды,
Встретить счастье свое.

И сильнее, чем прежде,
Доверяйте надежде.
Сердце не зря дано,
Верить оно должно

Сильнее, чем прежде
Доверяйте надежде,
И наступит на свете
Самый солнечный день
Должен, где-нибудь, каждый
Счастье встретить однажды

Сердце не зря дано
Верить оно должно.
Сердце не зря дано,
Сердце любить должно

Да время, когда не говорят открыто о религии, а слова-то песни о чём говорят? О благодати (добрый дар)

Кто отменял такие культурные традиции которые основаны на вечных ценностях таких как добро, честь, справедливость, милосердие. Я хочу вам привести цитату из нашего учебника ОПК «Если человек следует им , он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным»

А истоки русской культуры - в православной религии. И добрые, вежливые слова такие как «спасибо»     я не буду вам сейчас раскрывать их смысл, потому что это знает каждый. Мы растим своих детей, часто используем в своей речи пословицы и поговорки, а ведь это тоже обращение к культурным ценностям. Но не может ребёнок рано встать, что говорит мать? «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт» или мать спрашивает: « Ну почему ты так плохо выучил урок?» На что ребёнок отвечает «Да перед уроком спишу  у товарища» или « Да может и не спросят». Что чаще всего говорят взрослые : «На Бога надейся, да и сам не плошай!». Или кто- то совершил плохой поступок и остался безнаказанным.  Обида, душевная боль. Что чаще всего бабушки говорят: « Виноватого Бог найдет.» я могу много их ещё перчислять, но вы и так их часто произносите:  «Свято место пусто не бывает.»,
«Заставь дурака Богу молиться он и лоб расшибет»,  « Бог даст ребенка-даст и на ребенка.»

   Как  больно и обидно в последнее время слышать последнюю поговорку. Как часто говорят взрослые о многодетных семьях: «Ну и зачем столько?» А ведь испокон веков в православной семье было много детей, этим гордились. Дети росли опорой родителям, а не потребленцами. Семьи были дружные. Потеряв культурные ценности , мы теряем вот эти качество. Разве можно было даже подумать при живых детях престарелых родителей отдать в дом престарелых.  Это считалось грехом. А задумайтесь, что происходит сейчас.

 Когда  мы говорим  о традиционные культурных ценностях, часто в пример приводим подвиги героев временных лет. А ведь эти герои есть и сейчас. Посмотрите на фотографию этого паренька.здесь ему 19 лет. Это Родионов Евгений Александрович. Наше время, первая чеченская компания 1996 год. Женя служил в пограничных войсках
Так что же делать, чтобы наши дети росли и обогащались духовно, знакомились и принимали культурные ценности. Прежде всего, им надо дать возможность  доступа ко всем сферам духовного опыта; чтобы они увидели значительное и священное в жизни; чтобы их сердце научилось отзываться на всякое доброе, чистое явление  в мире. Ведь только осознанные наполненные традиционным содержанием культурные ценности приживутся в сердце ребёнка, окажут ему действительную помощь в его воспитании, покажут ориентиру в суетном. А иногда и агрессивном мире.

   Ещё 1925 году великий русский философ Иван Александрович  Ильин  обозначил    средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где «Дух Божий дышит, зовет и раскрывается»:
- природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности;
- истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости;
- неподдельное сочувствие всему страдающему;                
- действенная любовь к ближним;                              
- блаженная сила совестного акта;                              
- мужество национального героя;                          
- творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью.

И сейчас это актуально и очень важно, ведь речь идёт о подрастающем поколении

Так чем мы можем помочь детям?

-формировать у ребят первые представления об особой роли человека в природе, об ответственности людей за всё живое

-пробуждать в каждом ребёнке чувство радости от сознания себя живущим и частью творения;

- формировать первоначальные знания о человеке; воспитывать уважительное отношение к мальчикам и покровительственное отношение к девочкам;

- знакомить с основополагающими нравственными нормами и качествами;

- воспитывать почитание родителей, почитание старших, забота о старых и маленьких;

- развивать дружелюбие в отношении к окружающим людям, сопереживание, желание оказывать помощь;

- формировать самооценку и самосознание ребёнка в соответствии с основополагающими нравственными нормами, воспитывать на примере жизненного подвига святых;

- формировать первоначальное представление о православной России, знакомить с православными праздниками и традициями русского  народа.

Закончить своё выступление хочется отрывком из стихотворения нашего земляка поэта

Кронида Александровича Обойщикова:

Заветы старины в семье казачьей 
Хранились свято испокон веков. 
Обычай хлебосольства куреней богатых 
Прославил Край родных отцов.

Заботливо хозяйка домом управляла, 
Растила по обычаям дедов своих детей. 
Работы все в полях справляла, 
Кормила, холила коней...

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайд-презентация "Культурные ценности семьи и их значение в жизни ребенка"

В данной презентации представлены основные направления нравственного воспитания в семье.Предложены возможные пути реализации принципов воспитания культуры в семье.Также можно ознакомиться с мыслями де...

Семья с ее культурными ценностями

Выступление на педсовете...

Обобщение опыта по теме: "Воспитание уважения к культурным ценностям".

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государст...

Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

Работа "Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье" включает в себя историю традиции семейного чтения в России, ответы на вопорс "Почему важно возродить эту традицию в современных ...

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Воспитание человека начинается с младенческого возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно ...

ДУХОВНО -НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье раскрыто понятие духовное и нравственное воспитание на основе народных традиционных ценностей Описана методика духовно- нравственного воспитания, путём проведения тематических классных часов,...