Помочь учиться
план-конспект урока (2 класс) по теме

Якимова Галина Владимировна

Родительская конференция на параллели вторых классов                                      

"Помочь учиться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Собрание "Помочь учиться"177.35 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская конференция на параллели вторых классов                                            

Тема: Помочь учиться

Цель: интеграция усилий семьи и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Участники: родители, классный руководитель.

Ход проведения:

 - Тема нашей родительской конференции: «Помочь учиться».

Открыть окно: Помочь учиться

 -  Мы собрались сегодня вместе для того, чтобы  определиться, как вы, родители и мы, в свою очередь, учителя, можем помочь нашим детям в учёбе.

 Открыть окно: Цель

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность.

Открыть окно: Чему должен научиться ребёнок в школе прежде всего?

- Накануне собрания мы провели анкетирование среди родителей и детей.

Спасибо тем, кто принял участие!

Первое, что нас интересовало, с каким настроением дети ходят в школу.

Открыть окно: Ваш ребёнок ходит в школу:

Большинство родителей считают, что ребёнок ходит в школу с желанием.

Во 2 «А» классе из 21 анкеты у  - 19; во 2 «Б» из 19 – 17 с желанием, во 2 «В» из 21 – 14+

 - А что говорят дети?

Открыть окно: Я хожу в школу:

2 а класс: из 26 человек – 21 с желанием, 2 – неохотно, 3 – затруднялись с  

                  ответом  (наверное не выспались в этот день).

2 б класс: из 20 человек – 19 с желанием.

2 в класс: из 24 человек – 18 с желанием, 2 – неохотно, 4 – затруднились ответить.

Думаю, что причины нежелания некоторых детей идти в школу могут быть самые разные: нет друзей в классе, что-то не получается в учёбе, плохое настроение и т.д. необходимо выяснить эту причину и помочь своему ребёнку.

Открыть окно: Учиться можно только весело.

  • Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её, а здоровая живая любознательность бывает только при хорошем настроении.

             - В анкетах учеников 2-х классов мы попросили продолжить предложение: «Когда у меня в школе неприятности, мои родители…»

Открыть окно: Когда у меня в школе неприятности, мои родители…

              Вдумайтесь в смысл этих фраз – давайте примерим на себя. «Когда у меня неприятности на работе, мой муж меня наказывает, ругает, отчитывает», не правда ли, нелепо и безысходно? Ведь когда у нас неприятности, мы рассчитываем на сочувствие, понимание, совет. А если в ответ услышим : «Сам виноват», то и желание делиться с трудностями пропадает, и настроение не улучшается. Ребёнку необходимо ощущение успеха. Главное – чтобы взрослые не обесценивали его, как это часто бывает. «Тебя похвалили на уроке музыки. Ну знаешь – музыка не главное. Ты лучше посмотри, какая грязь у тебя в тетради…»

Открыть окно: «запомните…»

               Дети чрезвычайно склонны к обобщению и своих неудач, и своих успехов. «Раз это не выходит, то значит и ни в чём другом не выйдет». И наоборот: «Если это получилось, то и всё остальное получится». Первое из этих представлений необходимо опровергнуть, второе – поддержать. Например: неудачи временны, что не получилось сегодня – получится завтра. Но позиция эта должна проявляться и на поведении родителей. «Не вышло? Ничего, завтра попробуешь ещё раз и у тебя всё  обязательно получится»  вместо: «Вот же можешь, когда захочешь! А я уж думал, что ты совсем ничего не соображаешь!»

Возможно, будут у вас и такие ситуации, от решения которых тоже будут зависеть успехи ребёнка в школе.

Открыть окно: «Не хочу, но сделаю, чтоб достичь желаемого результата»

            Родители не должны создавать психологических барьеров для будущего успеха своих детей. Они не должны побуждать к успеху путём давления и обидных высказываний. «Ты можешь учиться лучше. Я помогу тебе решить некоторые проблемы. У меня с этим предметом тоже были проблемы, но тебе надо их преодолеть» — так подбадривают своих детей мудрые родители.

Открыть окно: Ж.Ж.Руссо

                Каждый раз, делая что-то для человека, способного выполнить что-то самостоятельно, вы в буквальном смысле его обкрадываете! Больше заботясь о ком-то, внимательно нужно следить, не лишаете ли вы человека возможности думать и действовать самому, каковы бы ни были физические и эмоциональные последствия самостоятельности. Это аксиома не только для отношений родителей и детей, но и для брака, и всех межличностных отношений. Как бы мы ни любили других людей, нельзя за них жить или взваливать их ношу на свои плечи.

               Говорите детям, что верите в них. Цените их мнения и поощряйте их вклад в решение семейных вопросов. Если вы будете относиться к ним как к значимым и умным, они будут изумлять вас тем, насколько они, в самом деле, разумны и проницательны! Спрашивайте у детей советов в решении ваших личных проблем. Старая поговорка «устами младенца…» верна. Дети иногда могут видеть ситуацию с объективностью и ясностью, отсутствующими у родителей. Самым важным, однако, является сам факт спрашивания. Это рождает у ребёнка чувство самоуважения и является признаком того, что вы сами уважаете его.

            Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

- Что говорят анкеты?

Открыть окно: Вы интересуетесь успехами ребёнка в школе?

 - На этот вопрос положительно ответило большинство родителей.

- А вот что говорят дети.

Открыть окно:  Когда я прихожу со школы, родители интересуются моими делами…

                Во втором классе у некоторых школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие — меньше.
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности.
Некоторые родители думают, что у ребёнка никаких особенных предпочтений и интересов нет. Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно
такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За её пределами ребёнок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.


Открыть окно: Любимое занятие Вашего ребёнка

                У большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребёнка к её выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период.

Открыть окно: Ваш ребёнок делает уроки:

                  Один ребёнок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

- Настораживает ответ родителей: «Когда как».

Открыть окно: «С самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и точным границам поведения».

              Учителям нередко приходится наблюдать, что у некоторых детей на уроке крайне утомлённый вид, они с трудом сосредотачиваются, часто жалуются на головную боль, слабость, сонливость. Иногда выясняется, что ребёнок действительно нездоров, но в очень многих случаях причина кроется в ином: он не придерживается режима дня, у него нет определённых часов для приготовления д.з., прогулок, спать ложится поздно, потому что засиживается у телевизора или доделывает какой-то урок.

Каждое отдельное отступление от режима кажется невинным, но, накапливаясь изо дня в день, последствия таких отступлений начинают сказываться всё сильнее. Что нужно такому ребёнку? Хороший отдых, и неукоснительное выполнение распорядка дня  - избавит ребёнка от вялости, постоянного чувства усталости.

                  Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приёмами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:

Открыть окно: Необходимые умения для успешного обучения

— слушать учителя;
— выделять главную мысль сообщения;
— связно пересказывать содержание текста;
— отвечать на вопросы к тексту;
— ставить вопросы к тексту;
— делать содержательные выводы на основе полученной информации;
— письменно выражать свою мысль;
— привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
— адекватно оценивать результаты собственной работы.


                 
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объём учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастёт количество новой информации, более сложным станет и её содержание.

                 Выполнение домашнего задания — одна из основных составляющих процесса школьного обучения. У родителей — масса сомнений и тревог: что надо сделать, чтобы эта работа не превратилась для ребёнка в пытку, и чтобы на уроке он мог хорошо отвечать, получая положительную оценку своему труду. Родители могут облегчить нагрузку ученика и увеличить его шансы на успех, помогая ему подготовить рабочее место.

Открыть окно: Памятка для учащихся «Садимся за уроки»

           На что же следует обратить внимание родителям, чтобы усилия, направленные на решение данного вопроса, не были напрасными?
Во-первых, надо определиться, сколько времени должен тратить на подготовку домашнего задания ученик. С учетом психофизиологии возраста продолжительность этой работы следующая:

Открыть окно:

2 классы —1,5-2 часа,
3-4 классы —от 2,5 до 3-х часов

Так как перешли на пятидневную неделю, нагрузка увеличилась.

Во-вторых, необходима правильная организация домашних занятий. Это и хорошо спланированное рабочее место ребёнка, и привычный распорядок дня, и привычное расположение школьных принадлежностей. Все это будет создавать положительный рабочий настрой.
Помогите ребёнку до начала работы  готовить всё необходимое. Понаблюдайте за своим ребёнком. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъём быстро сменяется спадом, посоветуйте вашему школьнику начинать с более трудных заданий. Если же он раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает
, можно начать с более лёгких уроков. С вашей помощью ребёнок в дальнейшем сможет самостоятельно планировать свою деятельность.

               У ученика начальной школы отсутствует самоконтроль. Первое время эта функция будет лежать на родителях. Но к началу обучения в средней школе ребёнок должен контролировать себя сам. Научить его этому — в интересах родителей. Конечно, если они хотят вырастить самостоятельного и ответственного человека.


В-третьих, не забывайте о положительном настрое на приготовление домашнего задания. Такой настрой появится и сохранится, если вы:
— дадите понять ребёнку, что уроки так же важны, как и самые важные дела взрослых;
— всей семьёй поддерживаете уважение к умственному труду;
— не будете стоять у ребёнка над душой, пока он не приступил к работе или в процессе её;
— не будете использовать выполнение домашнего задания как наказание;
— не будете злорадствовать по поводу ошибок, обнаруженных при проверке вами домашней работы;
— даже при обнаруженных ошибках вы всё равно найдёте повод похвалить ребёнка.

Открыть окно: «Не бойтесь хвалить ребёнка».

В-четвёртых, необходимо определиться с долей вашей помощи ребёнку при выполнении домашнего задания и с тем, как вы будете формировать у школьника самостоятельность.

Открыть окно: Какую помощь Вы оказываете при подготовке домашних заданий?

Процесс формирования самостоятельности в выполнении домашнего задания включает в себя несколько этапов.
Первый этап. Вы сидите вместе с ребёнком и выполняете как можно больше заданий. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.
Второй этап. Часть работы ребёнок выполняет сам. Это та часть задания, с которой ребёнок самостоятельно справится. Нужно ощущение успеха. В случае неудачи спокойно разберитесь, что же помешало. Научите ребёнка обращаться за помощью лишь при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе: ребенок должен понять, что он может самостоятельно работать и справляться со своими трудностями.
Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребёнок сам выполняет все уроки. Вы поддерживаете ребёнка скорее психологически, готовы прийти на помощь, если это необходимо, проверяете сделанное. Смысл этого этапа: ребёнок уже многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.
Четвертый этап. Ребёнок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени он потратит на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов — обычных или песочных. Вас в это время даже может не быть дома. Смысл этого этапа: ребёнок старается преодолевать все возникшие трудности самостоятельно. До вашего прихода можно оставлять только самое трудное.


            На родителях лежит важный долг:
помогать плавно переходить от одного этапа к другому в зависимости к самостоятельности. В этом процессе детям нужно предоставить право на ошибки. Чрезмерная опека вредна. Если ребёнок собирается упасть, позвольте ему сделать это. Он извлечет выгоду из приобретенного опыта. В противном случае не удивляйтесь, если позже при необходимости чего-то добиться собственными силами ваш ребёнок скажет: «У меня ничего не получится!» Неуверенный в успехе, он не будет предпринимать никаких действий, привыкнув к тому, что заботливые родители всегда мостят ему дорогу.

Открыть окно: Если необходимо подготовить домашнее задание из других источников:

               Неумение правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

Детей необходимо учить работать с учебным текстом. Как это делать расскажет Мильгром Валентина Владимировна.

Открыть окно: «Повторение – мать учения»

(Выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т.д.
Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.)

Открыть окно: стр. из Окружающего мира 2 класс

Открыть окно: стр. из Окр. мира 4 класс (3 слайда)

Открыть окно: литературное чтение…

Открыть окно: Читаете ли Вы своему ребёнку вслух?

А теперь, давайте посмотрим на ответы детей.

Открыть окно: Читают ли вам родители вслух?

Открыть окно: Сравним ответы родителей и детей. (3 слайда)

  • Если вы хотите, чтобы ваши дети больше читали, — подавайте им пример.

Открыть окно: Какой предмет школьной программы самый важный?

          Научить начатое дело доводить до конца – важная задача родителей.

Для этого нужно создать рабочие условия: ребёнка ничто не должно отвлекать от дела. Ему трудно быть усидчивым, если во время занятий взрослые смотрят телевизор или громко разговаривают. Многое зависит от настроения детей и от того как они подготовили рабочее место.

Не забывайте уже известные нам правила, которые необходимо соблюдать, чтобы умственный труд при подготовке д.з. был как можно более производительным.

Самое простое и в то же время  для многих самое трудное правило: приступив к работе, не позволяй себе отвлекаться от неё. А иначе будешь похож на ученика, о котором рассказала в одном из стихотворений А.Барто. 

Серёжа взял свою тетрадь –

Решил учить уроки.

Озёра начал повторять

И горы на востоке.

Но тут как раз пришёл монтёр,

Сережа начал разговор

О пробках, о проводке.

Через минуту знал монтёр,

Как надо прыгать с лодки.

Но вдруг увидел он в окне,

Что двор сухой и чистый,

Что дождик кончился давно

И вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь –

Озёра могут подождать.

Он был, конечно, вратарём,

Пришёл домой не скоро.

Часам примерно к четырём

Он вспомнил про озёра.

Но тут Алёша, младший брат,

Сломал Серёжин самокат.

Пришлось чинить два колеса

На этом самокате.

Он с ним возился полчаса.

И покатался кстати.

Но вот Серёжина тетрадь

В десятый раз открыта.  

 - Как много стали задавать!-

Вдруг он сказал сердито –

Сижу над книжкой до сих пор

И всё не выучил озёр!

             Начиная домашнюю работу, надо решить, в какой последовательности лучше всего выполнять задания: устные должны чередоваться с письменными.

Обращайте внимание на посадку детей во время выполнения дом.з.?

Во время работы следует делать перерыв.

Открыть окно: По какому предмету Ваш ребёнок больше всего испытывает затруднения при подготовке домашних заданий?

        Что касается устных предметов, отмечали в основном английский язык. По «Гармонии» многие ребята испытывают трудности по русскому языку. Второй класс – это как фундамент для дальнейшего обучения. Мы сейчас много внимания уделяем развитию орфографической зоркости. Дети учатся сознательно уходить от ошибок с помощью оставляемых в словах «окошек». Учебник приучает детей работать самостоятельно. Зато потом нашим детям будет намного легче. В математике чаще всего испытывают затруднения те ребята, которые плохо знают состав чисел. (Вспомните нашу таблицу умножения, не выучив, дальше – никуда!)

Открыть окно: Если бы вам было дано право выбора учебников для своего ребёнка:

               Некоторые родители сами, иногда,  не могут привыкнуть к новым требованиям, к нестандартным заданиям и непривычным решениям.

Советы родителям

Открыть окно: Необходимые условия успешного обучения.

Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, пишите совместные письма.

Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

Подумайте над тем, как вы будете относится к отметкам вашего ребёнка. Что главное для вас: пятерка любой ценой (для удовлетворения вашего самолюбия) или интерес ваших сына или дочери к познанию и их уверенность в своих силах.

Во время проверки домашнего задания нe пытайтесь немедленно исправлять каждую ошибку ребёнка. Просто попросите его остановиться, может — он сам заметит её и исправится. Не накапливайте неисправленных ошибок, так как у ребёнка может возникнуть чувство неуверенности и беспомощности.

Не ругайте ребёнка, не читайте ему нотации перед уходом в школу.

«Пусть всё сегодня будет хорошо» вместо: «Смотри, веди себя как следует».

«Сегодня увидимся в обед» вместо: «Не вздумай болтаться на улице».

Самостоятельный в учебной работе школьник — мечта родителей. Вряд ли станет самостоятельным тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность —когда ребёнку не помогали даже в случае затруднений — результата не даст. Выберите «золотую середину».

Открыть окно:  Памятка для родителей
«Хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием ходил в школу?»

Решение родительского собрания:

              Поддерживать интерес ребёнка к учебному труду, организовать уголок школьника с учётом его индивидуальных особенностей познания, учесть наши рекомендации к выполнению домашних заданий, учить детей самоконтролю, доводить начатое дело до конца, сотрудничать со школой, провести в январе день открытых дверей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку учиться?

Домашнее задание. Как помочь ребенку учиться?     «Папа у Васи силен в математике...» – помните эту забавную частушку из известного детского кинофильма? А продолжение ее? ...

Домашнее задание. Как помочь ребёнку учиться?

Что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а...

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе?

Довольно часто родители жалуются на то, что ребенок неплохо начал учебу в первом классе, а потом утратил интерес к ней. И уже в третьем-четвертом классе не хочет не только делать уроки, но и ходить в ...

Как помочь ребенку учиться

Обучение в школе-один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей.Чтобы сохранить у ребенка желание учиться,стремление к знаниям,необходимо научить его хорошо учиться.В статье даны реко...

Родителям: Начало школьной жизни. Как помочь учиться первокласснику.

Лекция для родителей "Родителям: Начало школьной жизни. Как помочь учиться первокласснику." Эта статья может быть использована классным руководителем при проведении родительского собрания, а...

Как помочь учиться ребёнку с ОВЗ?

Роль педагога в создании условий, способствующих успешному обучению и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рекомендации для родителей 2Б класса « Как помочь учиться дистанционно»

Рекомендации для родителей 2Б класса «  Как помочь учиться дистанционно»  были предложены родителям моего класса...