Программа по адаптации первокласников
материал по теме
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации.
Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptacii_pervoklassnikov.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете МБОУ СОШ № протокол №__ от «___»________2012г. | Введено в действие приказом От «___»___________20__г. №___ Директор МБОУ СОШ № 5 _______________Л.А.Лиховец МП |
ПРОГРАММА
по адаптации обучающихся 1-го класса.
Пояснительная записка.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации.
Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя первых классов, учителя-предметники, работающие в 1-ых классах, медицинская служба, психолог, логопед, социальный педагог, родители, администрация.
Задачи, стоящая перед коллективом школы:
- создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе;
- оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;
- формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;
- развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков;
Цель программы:
- Организация учебно-воспитательного процесса первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;
- Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 1 класса
- Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из детского сада в 1-ый класс
Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.
Раздел 1. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-го класса.
1.Организационная работа
№ | Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Анализ достаточности учебно-методического обеспечения | Август- сентябрь | Библиотекарь, учитель |
2. | Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей | В течение года | Администрация, учитель |
3. | Введение новых форм организации деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры) | В течение года | Учитель |
4. | Организация работы по подготовке к школе будущих первоклассников | Ноябрь- май | Зам.директора по УВР, Учитель, набирающий 1 класс |
2.Работа с педагогическим коллективом
№ | Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Совещания при заместителе директора по УВР | В течение года | Зам.директора по УВР |
1.1 | Ознакомление с нормативно-правовыми документами | Август-сентябрь | Зам.директора по УВР |
1.2 | Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 1-ых классах | август | За.директора по УВР |
1.3 | Особенности организации деятельности учащихся 1-ых классов | сентябрь | Зам.директора по УВР |
2 | Заседания МО учителей начальных классов. Педконсилиум: обработка данных по классно-обобщающему контролю в 1-ых классах, уровень адаптации | Октябрь-ноябрь | Руководитель МО, замдиректора по УВР, психолог |
3 | Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей | октябрь | Зам.директора по УВР, классный рук-ль, психолог, логопед, врач |
4. | Взаимопосещение уроков | В течение года | Учителя начальной школы |
5. | Методический семинар с воспитателями ДОУ по вопросам преемственности | март | Учителя, воспитатели ДОУ |
3.Работа с обучающимися
№ | Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1 | 1.1.Изучение личных дел 1.2.Изучение медицинских карт учащихся | август | Учитель, зам.директора по УВР Врач Учитель |
2 | 2.1.Составление расписания с учетом адаптационного периода 2.2.Ознакомление учащихся с едиными требованиями в школе 2.3.Урок-ориентирование: «Наша школа» 2.4.Классные часы: «Знакомство» 2.5.Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 2.6.Индивидуальная беседа о режиме дня. 2.7.Распределение обязанностей среди учащихся | сентябрь | Зам.директора по УВР Учитель Психолог, логопед Учитель |
3 | 3.1.Наблюдение и фиксирование трудных учащихся 3.2.Обсуждение организации досуговой деятельности учащихся 3.3.Классный час «Азбука поведения» 3.4. Индивидуальная беседа о режиме дня. | октябрь | Учитель, Зам.дир по УВР Учитель |
4 | 4.1.Итоги работы по проблеме адаптационного периода в школе 4.2.Разработка методических рекомендаций 4.3.Праздник «Посвящение в первоклассники» 4.4.Психолого-педагогические проблемы в обучении учащихся. | ноябрь | Психолог Учитель Психолог Логопед Учитель |
5.Работа с родителями
№ | Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1 | 1.1.Знакомство с родителями 1.2.Анкетирование родителей | сентябрь | Кл.рук-ль |
2 | 2.1.Индивидуальные беседы с родителями 2.2. Проведение родительского собрания «Роль адаптационного периода» 2.3.Обсуждение с родителями трудностей, возникших в воспитании первоклассников | В течение года Сентябрь- Октябрь В течение года | Кл.рук-ль Кл.рук-ль, психолог |
3 | 3.1.Проведение родительского собрания «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи» | Октябрь | Кл.рук-ль |
4. | 4.1.Родительское собрание «Особенности обучения и специфика новой учебной системы» | Ноябрь | Кл.рук-ль |
5. | Консультации для родителей | В течение года | Кл.рук-ль, психолог, логопед |
6. | Оформление стенда «Информирование для родителей» | сентябрь | Кл.рук-ль |
2 раздел .Координация деятельности педагогического коллектива в период адаптации первоклассников
Форма деят-ти | Тематика | Ответственный | Сроки |
Администр.совещания | Задачи пед.коллектива в период адаптации | Зам.директора по УВР | август |
Заседания МО учителей нач.школы | Реализация программы помощи в адаптации | Рук-ль МО | сентябрь |
Классно-обобщающий контроль в 1-ых кл. | Изучение деят-ти первоклассников в период адаптации | Зам.директора по УВР | Сентябрь, октябрь |
Совещания при зам.директоре по УВР | Особенности организации деятельности учащихся 1-ых кл. | Зам.директора по УВР | В течение года |
Совещания при заместителе директора по ВР | Особенности классных коллективов 1-ых классов | Зам.директора по ВР | В течение года |
3 раздел. Аналитическая деятельность. Подведение итогов.
1.Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего контроля в 1-ых классах, отчетов классных руководителей.
2.Выработка рекомендаций и решений.
3.Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.
4.Проведение родительских собраний «Анализ итогов совместной деятельности школы, родителей в период адаптации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа социальной адаптации воспитанников подготовительного класса
данная программа написана с учётом современных требований....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...
Адаптация первокласников
Определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению: выявление основных проблем, появившихся у первоклассников в адаптационный период и определение направл...
Адаптация первокласников
Определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению: выявление основных проблем, появившихся у первоклассников в адаптационный период и определение направл...
Трудности адаптации первокласников к школе
Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.Система взаимоотноше...
"Адаптация первокласников к школе"
В статье раскрывается понятие термина "адаптация". Что такое физиологическая и социальная адаптация. Даются советы учителю, как обучать первоклассника....
Адаптация первокласников
Данная презентация поможет учителю разобраться в причинах дезадаптации ребёнка в школе. Материал может быть использован при проведении педагогических консилиумов, родительских собраний....