Программа по адаптации первокласников
материал по теме

Петрова Ольга Анатольевна

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей.  У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации.

      Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_adaptacii_pervoklassnikov.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

МБОУ СОШ №

протокол №__

от «___»________2012г.

Введено в действие приказом

От «___»___________20__г. №___

Директор МБОУ СОШ № 5

_______________Л.А.Лиховец

                           МП

ПРОГРАММА

по адаптации обучающихся 1-го класса.

Пояснительная записка.

      Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей.  У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации.

      Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя первых классов, учителя-предметники, работающие в 1-ых классах, медицинская служба, психолог, логопед, социальный педагог, родители, администрация.

      Задачи, стоящая перед коллективом школы:

  1. создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе;
  2. оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;
  3. формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;
  4. развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков;

      Цель программы:

  1. Организация  учебно-воспитательного процесса первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;
  2. Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 1 класса
  3. Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из детского сада в 1-ый класс

      Планируемый результат:  создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.

Раздел 1. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-го класса.

1.Организационная работа

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Анализ достаточности учебно-методического обеспечения

Август- сентябрь

Библиотекарь, учитель

2.

Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей

В течение года

Администрация, учитель

3.

Введение новых форм организации  деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры)

В течение года

Учитель

4.

Организация работы по подготовке  к школе будущих первоклассников

Ноябрь- май

Зам.директора по УВР, Учитель, набирающий 1 класс

2.Работа с педагогическим коллективом

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Совещания при заместителе директора по УВР

В течение года

Зам.директора по УВР

1.1

Ознакомление с нормативно-правовыми документами

Август-сентябрь

Зам.директора по УВР

1.2

Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 1-ых классах

август

За.директора по УВР

1.3

Особенности организации деятельности учащихся 1-ых классов

сентябрь

Зам.директора по УВР

2

Заседания МО учителей начальных классов. Педконсилиум: обработка данных по классно-обобщающему контролю в 1-ых классах, уровень адаптации

Октябрь-ноябрь

Руководитель МО, замдиректора по УВР, психолог

3

Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей

октябрь

Зам.директора по УВР, классный рук-ль, психолог, логопед, врач

4.

Взаимопосещение уроков

В течение года

Учителя начальной школы

5.

Методический семинар с воспитателями ДОУ по вопросам преемственности

март

Учителя, воспитатели ДОУ

3.Работа с обучающимися

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1

1.1.Изучение личных дел

1.2.Изучение медицинских карт учащихся

август

Учитель, зам.директора по УВР

Врач

Учитель

2

2.1.Составление расписания с учетом адаптационного периода

2.2.Ознакомление учащихся с едиными требованиями в школе

2.3.Урок-ориентирование: «Наша школа»

2.4.Классные часы: «Знакомство»

2.5.Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся

2.6.Индивидуальная беседа о режиме дня.

2.7.Распределение обязанностей среди учащихся

сентябрь

Зам.директора по УВР


Учитель





Психолог, логопед



Учитель

3

3.1.Наблюдение и фиксирование трудных учащихся

3.2.Обсуждение организации досуговой деятельности учащихся

3.3.Классный час «Азбука поведения»

3.4. Индивидуальная беседа о режиме дня.

октябрь

Учитель,

 Зам.дир по УВР


Учитель


4

4.1.Итоги работы по проблеме адаптационного периода в школе

4.2.Разработка методических рекомендаций

4.3.Праздник «Посвящение в первоклассники»

4.4.Психолого-педагогические проблемы в обучении учащихся.

ноябрь

Психолог

Учитель





Психолог

Логопед

Учитель

5.Работа с родителями

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1

1.1.Знакомство с родителями

1.2.Анкетирование родителей

сентябрь

Кл.рук-ль

2

2.1.Индивидуальные беседы с родителями

2.2. Проведение родительского собрания «Роль адаптационного периода»

2.3.Обсуждение с родителями трудностей, возникших в воспитании первоклассников

В течение года

Сентябрь-


Октябрь


В течение года

Кл.рук-ль




Кл.рук-ль, психолог

3

3.1.Проведение родительского собрания «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи»

Октябрь

Кл.рук-ль

4.

4.1.Родительское собрание «Особенности обучения и специфика новой учебной системы»

Ноябрь

Кл.рук-ль

5.

Консультации для родителей

В течение года

Кл.рук-ль, психолог, логопед

6.

Оформление стенда «Информирование для родителей»

сентябрь

Кл.рук-ль

2 раздел .Координация деятельности педагогического коллектива в период адаптации первоклассников

Форма деят-ти

Тематика

Ответственный

Сроки

Администр.совещания

Задачи пед.коллектива в период адаптации

Зам.директора по УВР

август

Заседания МО учителей нач.школы

Реализация программы помощи в адаптации

Рук-ль МО

сентябрь

Классно-обобщающий контроль в 1-ых кл.

Изучение деят-ти первоклассников в период адаптации

Зам.директора по УВР

Сентябрь, октябрь

Совещания при зам.директоре по УВР

Особенности организации деятельности учащихся 1-ых кл.

Зам.директора по УВР

В течение года

Совещания при заместителе директора по ВР

Особенности классных коллективов 1-ых классов

Зам.директора по ВР

В течение года

3 раздел.  Аналитическая деятельность. Подведение итогов.

1.Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего контроля в 1-ых классах, отчетов классных руководителей.

2.Выработка рекомендаций и решений.

3.Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.

4.Проведение родительских собраний «Анализ итогов совместной деятельности школы, родителей в период адаптации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа социальной адаптации воспитанников подготовительного класса

данная программа написана с учётом современных требований....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

Адаптация первокласников

Определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению: выявление основных проблем, появившихся у первоклассников в    адаптационный  период  и определение направл...

Адаптация первокласников

Определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению: выявление основных проблем, появившихся у первоклассников в    адаптационный  период  и определение направл...

Трудности адаптации первокласников к школе

Физиологические  трудности  адаптации  первоклассников  к школе.Психологические  трудности   адаптации   первоклассников  к школе.Система взаимоотноше...

"Адаптация первокласников к школе"

В статье раскрывается понятие термина "адаптация". Что такое физиологическая и социальная адаптация. Даются советы учителю,  как обучать первоклассника....

Адаптация первокласников

Данная презентация поможет учителю разобраться в причинах дезадаптации ребёнка в школе. Материал может быть использован при проведении педагогических консилиумов, родительских собраний....