Трудности адаптации первоклассников к школе
план-конспект урока (1 класс) по теме
Материал содержит советы родителям по адаптации учащихся первого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_adaptacii_pervoklassnikov_k_shkole.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности адаптации первоклассников к школе
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом,
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби
Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе; предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения: физиологические и психологические трудности адаптации первоклассников к школе; система взаимоотношений ребенка в семье в период адаптации к школьному обучению.
Подготовительная работа: подготовка фотовыставки «Ура! Мы – школьники», рисунков учащихся «Мои первые дни в школе», оформление класса; подготовка памятки для учащихся.
Ход собрания
1. Вступительное слово
Сегодня на собрании нам предстоит ответить на многие вопросы. С какими физиологическими и психологическими трудностями столкнулись ваши дети в период адаптации к школьной жизни? Как можно преодолеть возникшие трудности?
Классный руководитель объявляет тему собрания, формулирует цели и задачи, представляет перечень вопросов, на которые предстоит ответить. Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка.
Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребенок в кругу семьи в честь того, что он стал школьником.
2. Родительский практикум
Родительский практикум проходит в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, которые только может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились определенные чувства и эмоции. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, что ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство».
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
3. Выступление врача
Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений знакомят родителей с физиологическими и психологическими проблемами в здоровье ребенка, которые могут быть связаны с изменением статуса. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующее:
- изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, у4величение физической нагрузки
- необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков
- наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места
- предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук
- обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей
- организация правильного питания ребенка
- забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д.
- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения собственного здоровья.
4. Выступление психолога
Психолог рассказывает родителям о способах предопределения психологических трудностей адаптации учащихся первого класса.
- создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи
- роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе)
- первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей
- обязательное проявление родителей интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню
- обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы
- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников)
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания
- учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость. – предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью
- поощрение ребенка и не только за его учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
5. Подведение итогов
Известный педагог и психолог С. Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в период адаптационного периода. Родителям раздается памятка, содержащая эти правила.
Очень хорошо, если родители поместят эту памятку в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правило у него получается выполнять, а какие – нет и почему.
Памятка для учеников
- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Не дерись без причины.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: Давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей и друзей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе на тему "Трудности адаптации первоклассников к школе"
Задачей родительского собрания является знакомство родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. ...
Трудности адаптации первоклассников к школе
Родительское собрание Трудности адаптации первоклассников к школе. Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка - первоклассника. Задачи: Изучение механ...
"Трудности адаптации первоклассников в школе"
- создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи;- роль самооценки ребёнка в адаптации к школе;- первое условие школьного успеха – самоценность ребён...
Трудности адаптации первоклассников к школе
Материал к родительскому собранию в 1 классе...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ "Трудности адаптации первоклассников к школе"
ПЛАН СЦЕНАРИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ», форма проведения - круглый стол....
Родительское собрание "Ваш ребёнок - первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе"
Родительское собрание «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе» У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня н...