Гипрактивный ребенок в школе и дома.
статья на тему

Колунтаева Елена Юрьевна

"Гиперактивный ребенок в школе и семье. Какой он? Как с ним работать, какие условия необходимо создать для его успешного  развития?"  Эти вопросы все чаще и чаще встают перед учителями и родителями. Данная статья пытается дать ответы на эти ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребёнок в школе.

                                   

                                   Содержание:                                                                                            

        На данный момент меня очень волнует проблемы гиперактивного ребенка в школе. Таких детей, к сожалению, становится все больше и больше. Какого ребенка называют гиперактивным. Как работать с такими детьми, чтобы не нанести вреда ребенку, помочь ему, себе и окружающим его людям.

  1. Симптомы гиперактивных детей с точки зрения психолога.
  2. Причины гиперактивности у детей.
  3. Трудности в обучении таких ребят.

- неусидчивость;

- импульсивность;

- неустойчивая работоспособность;

- невнимательность.

     4. Как помочь гиперактивным детям.

     5. Из опыта работы.

         Добиться того, чтобы в современной школе гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым невозможно, но научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.                                                                                                                          В настоящее время таких детей в школе появляется все больше и больше. Формированию гиперактивности способствуют: инфекционные заболевания, травма и их последствия; употребление алкоголя, курение во время беременности, осложнения при родах, патология беременности; неудовлетворительное воспитание и негативные жизненные условия ребенка.                                                                                                                                        

           Какого ребенка называют гиперактивным?  Как работать с такими детьми, чтобы не нанести вреда ребенку, помочь ему, себе и окружающим его людям?

         

            Греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего данному возрасту развитию невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.  Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением. В психологии для таких детей существуют понятия «моторный тип развития», « дети с повышенной активностью», «дети с повышенной аффективностью». Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга.                                                                                                                                                                  

  Психологи выделяют следующие симптомы гиперактивных детей:

- совершает беспокойные движения кистями и стопами;

- не может спокойно сидеть на месте, корчится, извивается;

- легко отвлекается на любой шум;

- с трудом дожидается своей очереди во время игр, ответов на уроке;

- с трудом выполняет предложенные задания, очень часто не выполняет     задания до конца;

-  с трудом сохраняет внимание, отвлекается на уроках;

- не может играть тихо и спокойно;

- много разговаривает, мешает другим;

- агрессивен по отношению к одноклассникам;

- часто складывается впечатление, что ребенок не слушает вас, когда вы к нему обращаетесь;

- часто теряет школьные вещи;

- иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.      

Все эти признаки можно разбить на три группы по следующим направлениям:

- чрезмерная двигательная активность;

- импульсивность;

- невнимательность.

              По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 – 11лет  в среднем составляет 16,5%; среди мальчиков – 22%, среди девочек - 10%. Почему гиперактивных девочек меньше, чем мальчиков.

 Возможно, на девочек оказывают влияние нормы социального поведения,       с детства внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто поплакать, тогда как мальчики в аналогичных случаях скорее станет «бегать по потолку».

       

           Несмотря на то, что гиперактивность проявляется уже в раннем детстве, но только при поступлении в школу родители  чаще всего обращают внимание на эту проблему.  При поступлении в школу увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на длительный отрезок времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата, уметь работать в коллективе, принимая мнения других.   Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка, агрессивности по отношению к своим одноклассникам, а отсюда часто неуспеваемость.  Если в школу приходит   гиперактивный ребенок, то трудности встречает не только он сам, но и родители,  и одноклассники, и учителя.

 

          Проблемы детей, имеющих нарушения в поведении и связанные с ними трудности в обучении, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают внимание учителя, мешают работе класса, отвлекают на уроке учеников, сидящих рядом. Эти ребята на уроках постоянно заняты своими делами, их невозможно заставить внимательно слушать на уроке, с первого раза не понимают данного задания, не выполняют работу до конца, отстают от работы класса, отказываются от работы, если она требует умственной или физической нагрузки. На переменах эти  дети очень подвижны и агрессивны. На замечания учителя, особенно в первые дни пребывания в школе, такие ученики не реагируют. Они неудобны в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Эти дети с ненарушенными интеллектуальными функциями, но в силу своих особенностей  чаще всего попадают в группу неуспевающих учеников.

         

        Современная школа представляет систему  норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, что не соответствует условиям обучения гиперактивного ребенка.

- Эти дети испытывают повышенную потребность в движениях, а школьные правила не  позволяют им двигаться  во время урока и даже во время перемены. Это непосильная задача для гиперактивных детей, поэтому через10 -  15 минут после начала урока  они не в состоянии сидеть за партой  

спокойно.

                                                                                                                                                                                       

       - Эти дети очень импульсивны, поэтому они не могут работать по схеме:

вопрос учителя – ответ ученика. Они не ждут, пока учитель разрешит им отвечать. Они часто начинают отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричат с места.  А если им не дают возможность ответить, то это вызывает у них массу негативных эмоций.

 

- Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомляемости. В результате отрицательные отметки и замечания со стороны учителя, что воспринимается детьми как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценка своей работы. Навыки чтения и письма у гиперактивных детей значительны снижены, и не соответствуют их интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками  из-за невнимательности.  При этом они не склонны прислушиваться к советам взрослых.  Трудности при усвоении этих предметов  возникают не только из-за невнимания, но и из-за недостаточного развития координации движения, зрительного восприятия, речевого развития.  

 

- И еще одна особенность школьной среды – это отсутствие игрового пространства, тогда как для этих детей оно необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие статического напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развития навыков социального поведения.

 

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов.

 При воспитании гиперактивных детей взрослые должны избегать двух крайностей:

- с одной стороны,  проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

- с другой – постановки завышенных требований, которые они не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.

Частые изменения указаний и колебания настроения взрослых оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.

При работе с гиперактивными детьми необходимо сдерживать свои бурные аффекты, если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.

 Надо эмоционально поддерживать детей во всех попытках позитивного

поведения, какими бы незначительными они не были.

Взрослые должны избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати»  -попробовать переключить внимание ребенка.

Надо стараться говорить спокойным голосом. Не унижать ребенка!

 

Родителям необходимо:

- выделить для ребенка его собственную «территорию» для игр, уединения;

- в оформлении  избегать ярких цветов;

- при выполнении домашних заданий на рабочем месте не должно быть отвлекающих предметов;

- составить распорядок дня совместно с ребенком, следуя которому, проявлять гибкость и упорство;

- определить для ребенка круг обязанностей;

- надо научиться «выплескивать» энергию ребенка приемлемыми способами:      занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом;

- отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

 

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

                                           

                                            Из опыта работы.

       Первый шаг учителя в работе с трудными детьми в обучении – обнаружение проблемы. Для этого я поддерживаю тесные контакты с родителями, так как некоторые вещи мы можем узнать только от них. Я прекрасно понимаю, что  учитель не может, да и не должен ставить диагноз таким ученикам, для этого необходима консультация психолога или невропатолога, в чем я пытаюсь убедить родителей. Но надо признать, что не все родители прислушиваются к совету учителя. Поэтому мне часто приходится работать с такими учениками в союзе со школьным психологом.

Каждое утро, встречая ребят, я спрашиваю,  с каким настроением они пришли в школу, что их беспокоит, что радует, как провели предыдущий  день, где были и что делали. С детьми, которые встречают трудности в обучении, до начала уроков я обсуждаю, что они сами себе пожелают для успешной работы на уроке.

При подготовке к уроку слежу, чтобы все было готово к уроку, не было на рабочем столе ученика ничего лишнего.

Во время урока я стараюсь не повышать голоса, делая замечания ребятам, избегать многочисленных замечаний, заменяя их жестами и взглядом.

При смене видов заданий предупреждаю ребят, что до завершения данной работы осталось несколько минут.                                                                    Поддерживаю постоянный эмоциональный контакт с этими учениками: смотрю как можно чаще в глаза, дотрагиваюсь до плеча, спины, повторяю задания, встав рядом с ребенком, наклонившись над ним.                                   Задания даю в простой одноуровневой форме с положительным подкреплением. («Открыли дневники. Молодцы, теперь запишите домашнее задание. Хорошо»).  Когда я даю детям новое задание, прошу гиперактивных детей « озвучить» правило его выполнения,  рассказать, как и что надо сделать.  

Я стараюсь эмоционально поддерживать детей в их попытках позитивного поведения. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. Гиперактивный ребенок не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должно носить моментальной характер и повторяться примерно через 15-20 минут, только надо придумать за что можно его похвалить.

На уроке  я планирую проведение нескольких физкультминуток, гимнастику для пальцев, для глаз, чтобы разделить урок на короткие периоды.

Родителям этих учеников советую найти кружок, секцию, где ребенок сможет почувствовать свою успешность. И родители поймут, что есть, за что похвалить ребенка. А для гиперактивных детей это очень важно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивный ребенок в школе и дома.

В этой статье я попыталась рассказать о гиперактивных детях...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Рабочее место ребенка в школе и дома

В работе рассматриваются основные вопросы организации рабочего места....

Домашний логопед. Готовим ребенка к школе. Как заниматься дома?

В данной статье приведена подборка простых, но важных и действенных упражнений для улучшения  фонематического восприятия, анализа, синтеза. Своевременная и полная сформированность фонематических ...

Статья: "Индивидуальный план развития и жизнеустройства, как средство организации психолого - педагогического сопровождения ребенка в условиях детского дома".

В статье представлен один из вариантов организации психолого – педагогического сопровождения детей проживающих в условиях детского дома.Ключевые слова: индивидуальные потребности, комплекс...

Как помочь ребенку с нарушением сенсорной интеграции в школе и дома.

Материал будет интересен для родителей и специалистов работающих с детьми имеющими нарушения сенсорной интеграции. В статье представлены оборудование и виды упражнений для коррекции нарушения сенсорно...

Рекомендации для родителей "Как и чем занять ребенка 6-7 лет дома"

Занятия ребенка в этом возрасте должны быть разнообразны и каждое «дело» не должно длиться более 10-15 минут....