Как помочь ребенку с нарушением сенсорной интеграции в школе и дома.
статья
Материал будет интересен для родителей и специалистов работающих с детьми имеющими нарушения сенсорной интеграции. В статье представлены оборудование и виды упражнений для коррекции нарушения сенсорной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_rebenku_s_narusheniem_sensornoy_integratsii_v_shkole_i_doma_natasha.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку с нарушением сенсорной интеграции в школе и дома.
По статистике детей с нарушениями сенсорной интеграции становится всё больше, но часто педагогам не хватает практических знаний и умений, чтобы грамотно выстроить работу.
Что же такое сенсорная интеграция? Прежде всего сенсорная интеграция — это неврологический процесс, который организует ощущения от тела человека и окружающей среды и дает возможность эффективно функционировать в окружающей среде, то есть дает возможность получения информации из окружающей среды, помогает ее понять и использовать ее в целенаправленной деятельности.
У большинства людей с правильным сенсорным развитием процесс сенсорной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции в соответствии с требованиями окружения. Если обработка сенсорных сигналов нарушается, будут появляться и нарушения и в познавательном . моторном развитии, что может привести к нарушению поведения.
Симптомы нарушений сенсорной интеграции.
Можно выделить несколько нарушений сенсорной интеграции, но у каждого человека будет свой «набор» и проявляться он будет индивидуально. Некоторые симптомы, которые сигнализируют о нарушении:
- недостаточная или чрезмерная чувствительность к зрительным, тактильным, вкусовым, слуховым стимулам;
- нарушение моторного планирования;
- дисфункция проприоцептивной системы
- нарушение двигательной активности;
- расстройства мышечного тонуса;
- трудности в концентрации;
- трудности в игре и навыках самообслуживания;
- отказ от социального контакта;
- нарушение саморегуляции
Проявляться сенсорные дефициты могут по-разному.
Например,
- нарушения чувствительности : избегание прикосновений, новой одежды, еды, воды, повышенная чувствительность к звукам и свету;
- нарушения движения : гипоактивность или излишняя двигательная активность , неловкие движения, нарушения походки ;
- дисфункция саморегуляции: раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн и т.д
Нарушения сенсорной интеграции могут серьезным образом влиять на повседневную жизнь ребенка и в целом на его поведение, обучение, качество жизни его самого и семьи.
Изучение сенсорных особенностей крайне важно для программы помощи и начинаться оно должно как можно раньше.
В чем состоит терапия?
Впервые о помощи детям с нарушениями сенсорной интеграции впервые заговорил калифорнийский эрготерапевт Э. Д. Айрес. Она создала собственный метод помощи больным детям и взрослым. Ее метод основывался на использовании метода игровой терапии с применением специального оборудования, в процессе которого люди с нарушениями получали опыт воздействия на кинестетическую, аудиальную, визуальную, вестибулярную сферы. Адаптировались к сигналам, происходил процесс упорядочивания ощущений.
Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия.
Сенсорной интеграцией занимается специалист, который получил необходимый запас знаний и соответствующий опыт в этой области. Он проведет диагностику ребенка, составит сенсорную диету, даст соответствующие рекомендации педагогам и родителям.
Занятия по сенсорной интеграции можно проводить не только в школе, специализированных центрах, но и дома. При этом родителям особенных детей лучше пройти обучающий курс в специализированном центре, постоянно поддерживать связь со специалистами в этой области.
Работа всех специалистов, участвующих в реализации плана вмешательства основывается на определенных принципах.
Основные принципы
- все занятия необходимо проводить в игровой форме;
- обучение идет по принципу от знакомого к незнакомому: сначала ребенок учится правильно реагировать на почти привычные раздражители, затем знакомится с самыми неприятными для него;
- для эффективного преодоления сенсорных дефицитов очень важно как можно чаще мотивировать ребенка;
- нельзя ставить непосильные задачи;
Важно, чтобы сенсорные стратегии не использовались изолированно от других программ помощи. Например, поведенческой программы и программы коммуникации.
Терапия считается эффективной, если после курса лечения ребенок положительно реагирует на задачи, которые были непосильны прежде.
Сенсорные стратегии и активности для дома.
В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные пространства, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в сенсорном уголке? Во многом это зависит от того, для кого вы это делаете, и каким пространством для этого располагаете.
Для лечения дисфункции сенсорной интеграции используется оборудование, способствующее решению когнитивных, поведенческих, нейрофизиологических проблем. Проводить занятия по развитию сенсорной интеграции без оборудования малоэффективно. В процессе занятия дети получают практический опыт взаимодействия с различными раздражителями, учатся анализировать происходящее, выстраивают систему правильной реакции на внешний мир
Вот несколько идей.
Оборудование.
если ваш ребенок не переносит прикосновений, очень сердится, когда у него намокают какие -то части тела, т.е нарушены тактильные ощущения, то для него прекрасно подойдут : сухой бассейн, душ, пена для бритья, емкости с песком, фасолью, крупами;
- гамаки, качалки в виде бревна, платформы: необходимы для нормализации работы проприоцептивной, вестибулярной систем;
- для развития координации движений и тактильных ощущений подойдут дорожки;
- развить моторику и зрительное восприятие помогут зеркала и бизиборды;
- утяжеленные одеяла, подушки: создают ощущение безопасности, комфорта, помогают быстрее уснуть.
Комплекс игр и упражнений для дома:
- балансирование на гимнастических мячах;
- раскачивание на качелях или в гамаке;
- перекатывание со спины на живот;
- заворачивание в ковер, одеяло, тяжёлые ткани, рулон бумаги;
- пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий;
- толкание тяжёлых предметов;
- вращение по кругу;
- растягивание эластичных лент;
- перенос тяжестей в рюкзаке;
- игры с мыльными пузырями;
- игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне;
- игры с надувными и плавающими предметами ;
- движения под музыку, пение песен с движениями;
- прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку;
- имитация движений животных ;
- броски в цель и т.д
Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку адекватно взаимодействовать с окружающим миром. Её нарушения приводит к неправильному порведению в окружающей среде. Метод сенсорной интеграции оказывает помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с аутичными детьми в контексте сенсорной интеграции (презентация)
что такое сенсорная интеграция и какие бывают стереотипии....
Сенсорная интеграция детей с РАС в учебном процессе
В данном материале представлен опыт работы по сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра. Разработки упражнений для развития сенсорных эталонов....
Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения
Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения...
Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития
В этом пособии содержатся рекомендации по коррекции сенсорных нарушений у детей с ОВЗ...
Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (выступление на Форуме "Осенние встречи")
Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...
Сенсорная интеграция обучающихся с ОВЗ в начальной школе
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ в начальной школе, имеющими нарушения сенсорной интеграции. Представлены рекомендации по организации коррекционно-развивающей, помогающие повысить ...
Сенсорная интеграция как метод работы с детьми с ЗПР через игры и упражнения в начальной школе
Сенсорная интеграция как метод работы с детьми ЗПР через игры и упражнения...