родительское собрание
материал (1 класс) по теме
родительское собрание о адаптации первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_rod_sobr.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №9
Трудности
адаптационного
периода
первоклассников
(родительское собрание)
Подготовила и провела
Шишкина Светлана Викторовна
учитель начальных классов
Ангарск 2011
Задачи собрания:
- Познакомиться с психофизиологическими особенностями развития детей 6-7 летнего возраста.
- Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптационного периода.
- Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма работы: круглый стол
Основные вопросы для обсуждения:
- Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
- Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
- Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации.
Ход собрания:
Родители делятся трудностями первых дней школьной жизни.
1.Уточняем критерии готовности детей к школе:
- Физические
- Психические
- Социально-личностные
Известно, что половина «неготовых» к школе детей имеют низкую успеваемость. Однако тревогу врачей вызывают не только «неуспевающие» дети («неготовые»), но и хорошо успевающие: хорошая успеваемость при недостаточной физической зрелости организма достигается очень дорогой
физиологической ценой, вызывая чрезмерное напряжение систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате – к расстройству психического здоровья.
- Что же происходит в организме ребенка в этом возрасте?
(физиологические особенности развития)
- Изменение пропорции тела. Большеголовый и относительно коротконогий человек с большим туловищем превращается к 6-7 годам в пропорционально сложенного мальчика или девочку.
- Увеличивается длина рук и ног.
- Соотношение головы к туловищу становится почти таким же, как у взрослого человека.
- В то же время интенсивное развитие опорно-двигательной системы (скелет, мускулатура). Каждая из 206 костей скелета изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.
- Не закончен еще рост, окостенение и формирование грудной клетки.
- К 6-7 годам хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках, ходьба на лыжах. Но совсем не готов выполнять точные и тонко координируемые движения пальцев рук т.к.
- Слабо развиты мелкие мышцы рук, незакончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому часто звучит фраза «рука устала».
- Этот возраст является периодом качественного скачка совершенствования регуляции кровообращения, а значит и эта система является более уязвимой.
А теперь, представьте себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка, особенно, когда приходится длительное время находиться в статической позе! Как трудно ребенку осваивать навыки письма!
3. Еще одна проблема:
Новые требования школы фактически создали целую систему дошкольного систематического обучения, которая начинается с 3-5 летнего возраста. К сожалению, при обучении в дошкольных учреждениях используются методики 6-7 летних детей. Это создает новые проблемы:
- Раннее форсирование обучение курсивному письму и беглому чтению ведет к нарушению механизмов формирования этих базовых навыков. У значительной части детей это вызывает развитие эволюционной дислексии (комплексных трудностей письма и чтения) даже в тех случаях, когда функциональное развитие ребенка соответствует возрасту.
Поэтому:
- Обратить внимание на посадку ребенка. Пишем только за столом. Спина прямая.
- Не наваливаться грудной клеткой на стол.
- Глаза не ниже 20 см от стола.
- Письмо и чтение не более 5 минут
В течение всего учебного года, особенно трудным периодом является с декабря по февраль, у первоклассников отмечается повышенный уровень утомляемости, которая выражается в нервно-психическом расстройстве:
- Головная боль
- Вялость
- Раздражительность
- Чрезмерное двигательное беспокойство
- Нарушение сна
- Ночное недержание мочи
- Заикание
- Непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи и т.д., ухудшение успеваемости
- Нежелание ходить в школу
- Плаксивость
(именно поэтому в 1 классе добавлены дополнительные каникулы)
4. Профилактика:
- Если есть возможность, забирать ребенка с ГПД для дневного сна, отдыха.
- Больше гулять на свежем воздухе.
- Свести до минимума д/з.
5. Психологическое развитие
Особое значение в психологической готовности к школе имеют «вводные навыки». Именно поэтому важнее не учить ребенка читать. Развивать речь, способности различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно для движения рук и пальцев.
Необходимо развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление, важен не объем знаний, а качество мышления,
Развивать все психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, эмоциональность, самооценку…
Дошкольное образование должно быть направлено в первую очередь на развитие этих психических процессов и, используя их особенности, строить подготовку детей к школе.
У ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности.
6. До школы психическое развитие ребенка совершается в игре. По мнению психологов именно игра создает благоприятные условия для развития интеллекта ребенка:
- Воображение
- Копирование взрослой жизни
- Импровизация
- Собственное отношение к происходящему
В игре ребенок оценивает человеческие отношения, обнаруживает, что они имеют определенную иерархию подчинения, управления и исполнения. Играя, малыш учится осмысленно ориентироваться в переживаниях, оценивать их и, благодаря этому у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка.
Всем понятно, насколько важно, чтобы требования соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения.
Для успешной учебы в школе ребенку необходимо умение слушать и выполнять инструкцию.
Способность понимать и устойчиво удерживать особую роль ученика и является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности – учебу и подчиниться ее требованиям, необходимым условиям. Для успешной учебы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации и требования учителя, наконец, чтобы отличить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать.
Ребенок должен понять и принять правила и нормы поведения. Малышу необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе.
Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников, ему необходима их оценка и их поддержка. Каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие сверстников, во многом формирует его поведение, облегчает адаптацию к школе.
6-7 лет – это возраст формирования психологических механизмов личности ребенка. Начало систематического обучения в школе связано с изменением социальной ситуации, соцстатуса - его не удовлетворяет обычный статус ребенка, он хочет учиться, особенно тогда, когда это желание поддерживается. Психологическое развитие и становление личности тесно связаны с самосознанием, а наиболее явно самосознание проявляется в том, как малыш оценивает свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи, поступки.
Не все дети обладают такой возможностью.
7. Когда ребенку уделяют мало внимания (а это бывает не только в неблагополучных семьях, но и вполне благополучных), он тоже оказывается не готов к школе.
Как правило, эти дети не могут найти контактов с одноклассниками, конфликтует с учителем (мечтает вести урок), моторная неловкость и связанные с ней трудности письма, создают ситуацию, в которой ребенок совершенно теряет интерес к школе, учебе, становится плаксивым, агрессивным. Эти трудности появляются от того, что допущены ошибки в воспитании ребенка:
- Не имеют самых элементарных навыков общения со сверстниками и с взрослыми.
- Не научили его работать, а только потреблять.
- Воспитали в нем неуважение и пренебрежение к людям.
- Таким детям желательно 2-ую половину дня проводить не в школе в ГПД, что позволит снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходим дневной сон (3 часа ежедневно), прогулка, продолжительный ночной сон, полноценное питание.
Не стесняйтесь обращаться к психологам и психиатрам!
Помните: равнодушие и вседозволенность – развращает детей.
8. Физиологические условия адаптации ребенка
- Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличивает физические нагрузки.
- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних заданий, соблюдения правил освещения рабочего места.
- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
- Организация правильного питания ребенка.
- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка. Приобретение спортивного инвентаря: скалки, гантели…
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения здоровья.
9. Психологические условия адаптации ребенка к школе
- Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
- Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
- Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей. Исключение таких мер, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
- Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптации:
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили - дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявлять внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели
обратить внимание ребенка на то, какие правила у него, получается, выполнять, а какие – нет и почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...