родительское собрание
материал (1 класс) по теме

Костригина Светлана Викторовна

родительское собрание о адаптации первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_rod_sobr.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №9

Трудности

адаптационного

периода

первоклассников

(родительское собрание)

Подготовила и провела

Шишкина Светлана Викторовна

                                                                   учитель начальных классов

                                               

Ангарск 2011

Задачи собрания:

  1. Познакомиться с психофизиологическими особенностями развития детей 6-7 летнего возраста.
  2. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптационного периода.
  3. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма работы: круглый стол

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации.

Ход собрания:

Родители делятся трудностями первых дней школьной жизни.

1.Уточняем критерии готовности детей к школе:

  1. Физические
  2. Психические
  3. Социально-личностные

Известно, что половина «неготовых» к школе детей имеют низкую успеваемость. Однако тревогу врачей вызывают не только «неуспевающие» дети («неготовые»), но и хорошо успевающие: хорошая успеваемость при недостаточной физической зрелости организма достигается очень дорогой

физиологической ценой, вызывая чрезмерное напряжение систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате – к расстройству психического здоровья.

  1. Что же происходит в организме ребенка в этом возрасте?

(физиологические особенности развития)

  1. Изменение пропорции тела. Большеголовый и относительно коротконогий человек с большим туловищем превращается  к 6-7 годам в пропорционально сложенного мальчика или девочку.
  2. Увеличивается длина рук и ног.
  3. Соотношение головы к туловищу становится почти таким же, как у взрослого человека.
  4. В то же время интенсивное развитие опорно-двигательной системы (скелет, мускулатура). Каждая из 206 костей скелета изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.
  5. Не закончен еще рост, окостенение и формирование грудной клетки.
  6. К 6-7 годам хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках, ходьба на лыжах. Но совсем не готов выполнять точные и тонко координируемые движения пальцев рук т.к.
  7. Слабо развиты мелкие мышцы рук, незакончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому часто звучит фраза «рука устала».
  8. Этот возраст является периодом качественного скачка совершенствования регуляции кровообращения, а значит и эта система является более уязвимой.

А теперь, представьте себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка, особенно, когда приходится длительное время находиться в статической позе! Как трудно ребенку осваивать навыки письма!

     

 3.  Еще одна проблема:

Новые требования школы фактически создали целую систему дошкольного систематического обучения, которая начинается с 3-5 летнего возраста. К сожалению, при обучении в дошкольных учреждениях используются методики 6-7 летних детей. Это создает новые проблемы:

  1. Раннее форсирование обучение курсивному письму и беглому чтению ведет к нарушению механизмов формирования этих базовых навыков. У значительной части детей это вызывает развитие эволюционной дислексии (комплексных трудностей письма и чтения) даже в тех случаях, когда функциональное развитие ребенка соответствует возрасту.

    Поэтому:

  1. Обратить внимание на посадку ребенка. Пишем только за столом. Спина прямая.
  2. Не наваливаться грудной клеткой на стол.
  3. Глаза не ниже 20 см от стола.
  4. Письмо  и чтение не более 5 минут

В течение всего учебного года, особенно трудным периодом является  с декабря по февраль, у первоклассников отмечается повышенный уровень утомляемости, которая выражается в нервно-психическом расстройстве:

  1. Головная боль
  2. Вялость
  3. Раздражительность
  4. Чрезмерное двигательное беспокойство
  5. Нарушение сна
  6. Ночное недержание мочи
  7. Заикание
  8. Непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи и т.д., ухудшение успеваемости
  9. Нежелание ходить в школу
  10. Плаксивость

(именно поэтому в 1 классе добавлены дополнительные каникулы)

4. Профилактика:

  1. Если есть возможность, забирать ребенка с ГПД для дневного сна, отдыха.
  2. Больше гулять на свежем воздухе.
  3. Свести до минимума д/з.

5. Психологическое развитие

Особое значение в психологической готовности к школе имеют «вводные навыки». Именно поэтому важнее не учить ребенка читать. Развивать речь, способности различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно для движения рук и пальцев.

Необходимо развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление, важен не объем знаний, а качество мышления,

Развивать все психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, эмоциональность, самооценку…

     Дошкольное образование должно быть направлено в первую очередь на развитие этих психических процессов и, используя их особенности, строить подготовку детей к школе.

     У ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности.

  6.  До школы психическое развитие ребенка совершается в игре. По мнению психологов именно игра создает благоприятные условия для развития интеллекта ребенка:

  1. Воображение
  2. Копирование взрослой жизни
  3. Импровизация
  4. Собственное отношение к происходящему

В игре ребенок оценивает человеческие отношения, обнаруживает, что они имеют определенную иерархию подчинения, управления и исполнения. Играя, малыш учится осмысленно ориентироваться в переживаниях, оценивать их и, благодаря этому у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка.

Всем понятно, насколько важно, чтобы требования соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения.

   Для успешной учебы в школе ребенку необходимо умение слушать и выполнять инструкцию.

Способность понимать и устойчиво удерживать особую роль ученика и является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности – учебу и подчиниться ее требованиям, необходимым условиям. Для успешной учебы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации и требования учителя, наконец, чтобы отличить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать.

Ребенок должен понять и принять правила и нормы поведения. Малышу необходимо будет включиться  в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе.

Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников, ему необходима их оценка и их поддержка. Каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие сверстников, во многом формирует его поведение, облегчает адаптацию к школе.

6-7 лет – это возраст формирования психологических механизмов личности ребенка. Начало систематического обучения в школе связано с изменением социальной ситуации, соцстатуса - его не удовлетворяет обычный статус ребенка, он хочет учиться, особенно тогда, когда это желание поддерживается. Психологическое развитие и становление личности тесно связаны с самосознанием, а наиболее явно самосознание проявляется в том, как малыш оценивает свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи, поступки.

Не все дети обладают такой возможностью.

7. Когда ребенку уделяют мало внимания (а это бывает не только в неблагополучных семьях, но и вполне благополучных), он тоже оказывается не готов к школе.

Как правило, эти дети не могут найти контактов с одноклассниками, конфликтует с учителем (мечтает вести урок), моторная неловкость и связанные с ней трудности письма, создают ситуацию, в которой ребенок совершенно теряет интерес к школе, учебе, становится плаксивым, агрессивным. Эти трудности появляются от того, что допущены ошибки в воспитании ребенка:

  1. Не имеют самых элементарных навыков общения со сверстниками и с взрослыми.
  2. Не научили его работать, а только потреблять.
  3. Воспитали в нем неуважение и пренебрежение к людям.
  4. Таким детям желательно 2-ую половину дня проводить не в школе в ГПД, что позволит снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходим дневной сон (3 часа ежедневно), прогулка, продолжительный ночной сон, полноценное питание.

Не стесняйтесь обращаться к психологам и психиатрам!

Помните: равнодушие и вседозволенность – развращает детей.

8. Физиологические условия адаптации ребенка

  1. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличивает физические нагрузки.
  2. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних заданий, соблюдения правил освещения рабочего места.
  3. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  4. Организация правильного питания ребенка.
  5. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка. Приобретение спортивного инвентаря: скалки, гантели…
  6. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения здоровья.

9. Психологические условия адаптации ребенка к школе

  1. Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
  2. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
  3. Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей.
  4. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
  5. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей. Исключение таких мер, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  6. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
  7. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптации:

  1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  2. Попросили - дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявлять внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10. Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели

обратить внимание ребенка на то, какие правила у него, получается, выполнять, а какие – нет и почему.

             

 

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...