Подготовка к школе
материал (1 класс) по теме

Криган Галина Борисовна

Рекомендации родителям для работы с детьми младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к школе

Кончается дошкольное детство вашего ребёнка. Чаще вы задумываетесь о том, что пройдёт немного времени, и ему пора будет идти в школу. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьёзному событию. Не секрет, многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить его читать и знать порядок в счёте. Готовить ребёнка к школе - это значит не только обеспечить количество определённых представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нём психологическую готовность к обучению - интерес и потребность в познании нового трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям, то достигается не только путём специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками. Необходимо приучать ребёнка к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках, готовить к выполнению тех требований, которые предъявляет школьная учёба. В частности умению, сосредоточенно, не отвлекаясь, работать сначала 11-15 минут, затем 15 -20 минут. Не забывайте хвалить за успехи и не ругать за ошибки.  Что ещё входит в понятие о готовности к школьному обучению - это развитие крупной и мелкой моторики.

Под крупной моторикой подразумевается умение ребёнка прямо ходить, бегать, прыгать, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.

Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые, А не дрожащие неровные. Все дети младшего возраста любят рисовать. Правда, не у всех получается красиво, но у каждого ребенка можно найти изюминку и похвалить ребенка. Очень полезны все виды рукоделия: вышивание, вязание крючком, пришивание пуговиц, конструирование из мелких деталей (мозаика, паззлы), занимаясь лепкой, рисуя, ребенок не научиться писать. Но рука у него разовьется, станет умело справляться с карандашом, ручкой.

Важное место в работе с детьми занимает развитие речи. Необходимо: научить детей осмыслено говорить, обогатить их речь, привить любовь к чтению книг. Читайте с детьми книги каждый день, беседуйте о прочитанном, пусть ребенок высказывает свои мысли. Если ребенка с детства приучить к поэзии, к интересной книжке, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи. В.Г.Белинский писал: "Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного; пусть поэзия действует на них, как музыка - прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед" Учите детей составлять предложения по картинкам, поощряйте любой успех. Не сердитесь на него, если у него что-то не получается. У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения. Необходимо поощрять все усилия ребенка и само стремление узнать новое. Не торопите его, все придет со временем. Ж.Ж.Руссо писал: "Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро". 

Полезные занятия для ребенка в период его подготовки к школе

  1. Развитие мелких мышц руки.
  2. Работа с конструктором разного типа.
  3. Работа с ножницами, пластилином.
  4. Рисование в альбоме (карандашами, красками).

Игры по развитию внимания и мышления

  1. Расставить по образцу что изменилось?
    Лошадка, кукла, мяч, машинка, кубик.
    Треугольник, квадрат, треугольник, круг, овал. (Убирают или переставляют предметы)
  2. Что здесь лишнее?
    Машина, парус, автобус,
    лыжи.
    Ручка, карандаш, линейка,
    вилка, краски.
    Круг, квадрат большой и маленький, прямоугольник, трапеция.
    Вишня, листик,
    бабочка, арбуз, виноград.
  3. Как назвать это одним словом?
    Тарелка, кастрюля, чашка, кружка... (Посуда.)
    Балалайка, пианино, гитара, барабан, дудочка, бубен... (Музыкальные инструменты)
    Береза, ольха, тополь, дуб, ель, пихта... (Деревья)
    Помидор, огурец, картофель, баклажан... (Овощи)
    Яблоко, груша, абрикос, банан...(Фрукты)
    Собака, утка, кошка, корова, свинья. (Домашние животные)
    Белка, крот, лиса, волк, медведь, барсук, олень. (Дикие животные)
    Воробей, ворона, ласточка, стриж, орел, грач, страус, пингвин. (Птицы) и т.д. Можно дополнить эту игру: называть еще предметы каждой группы.
  4. Подбери по примеру (огурец - овощ; мак- ...сорняк, роса, садик, земля, цветок) Очень много в магазине продается раскрасок, прописей, книг по подготовке ребенка к школе.

Массаж рук. 

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

Родитель вместе с ребенком читает потешку:

Сел сверчок на шесток,

Таракан в уголок. ( Хлопают большие пальцы)

Сели – посидели,

Песенку запели. ( Хлопают указательные пальцы.)

Услыхали ложки –

Вытянули ножки .( Хлопают средние пальцы.)

Услыхали калачи-

Попрыгали с печи. (Хлопают безымянные пальцы.)

Да давай подпевать,

Подпевать да танцевать! (хлопают мизинцы.)

Какую ручку и карандаш купить ребенку?

 Вашего  ребенка  скорее  всего  привлекут  яркие  ручки,  с  большим  количеством разноцветных  стержней.  Но  писать  ими  ребенку  сложно:  пальцы  не  удерживают.  Использование  крупных  ручек  ведет  к  закреплению  неправильного  навыка  письма  и  в результате  —  плохому  почерку,  усталости,  неправильной  осанке  (ребенок  начинает писать как бы «всем телом»). Лучше всего первокласснику подойдет обычная шариковая ручка. Из карандашей наиболее удобен твердо-мягкий — ТМ, который легко стирается, не пачкает руки. Ручек и карандашей в пенале должно быть как минимум по паре, так как они почему-то постоянно ломаются и самым загадочным образом теряются.

Рекомендации для родителей, у которых ребенок стал первоклассником

  1. Ваш ребенок пошел в школу. Но считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
  2. Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
  3. Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
  4. Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.
  5. Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
  6. Старайтесь не заходить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
  7. На первых порах просите ребенка «подсказать» вам, как дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
  8. Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
  9. И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
  10. И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
  11. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.

ОЦЕНКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПО ТЕСТОВОЙ БЕСЕДЕ

Задайте вопросы своему ребенку и узнайте что не знает ваш ребенок:

1.     Назови свою фамилию, имя, отчество
2.       Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы
3.       Кем работает твоя мама (твой папа)?
4.       Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
5.       Где ты живешь, назови свой домашний адрес
6.       У тебя есть брат (сестра), кто старше?
7.       Сколько тебе лет? А сколько будет через год?
8.       Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9.       Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
10.    Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему так считаешь?
11.    Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
12.    Почему снег бывает зимой, а не летом?
13.    Что делают почтальон, врач, учитель?
14.    Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
15.    Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
16.    Ты любишь рисовать? Какого цвета карандаш, ленточка, платье и т.д.
17.    Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18.    Назови растения (овощи, фрукты, цветы, деревья)
19.    Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
20.    Каких домашних животных ты знаешь?
21.    Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
22.    Что больше: 8 или 5, 5 или 3
23.    Счет прямой. Посчитай от 6 до 10
24.    Счет обратный. Посчитай от 7 до 4
25.    Знаешь ли ты буквы? Какие?
26.    Классификация, обобщение
27.    Какие это (геометрические) фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник
28.    Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Советы психолога родителям первоклассника

Совет первый:  самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание. 

Совет второй: ваше положительное и спокойное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации. 

Совет третий: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.  Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей. 

Совет четвертый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время утром. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше. 

Совет пятый: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка. Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Это не имеет никакого отношения к личности ребенка. Хвалите ребенка!

И помните: никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка. 


Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! 



Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к школе

Готовность ре6енка к обучению в школе определяется самыми разными показателями физического, интеллектуального и личностного развития. Родители должны заблаговременно позаботиться о развитии мышления и речи ребенка, приучать его к четкости и логичности мысли, к точности действий.

Ребенок, поступающий в школу должен знать:

  1. свое имя, отчество и фамилию;
  2. свой возраст (желательно дату рождения);
  3. домашний адрес, телефон;
  4. свой город (село) и его главные достопримечательности;
  5. страну, в которой живет;
  6. имя, отчество и фамилию родителей, их профессии;
  7. состав семьи.

Элементарные математические представления:

  1. состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
  2. как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  3. цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9;
  4. знаки «+», «-», «=»;
  5. названия месяцев;
  6. последовательность дней недели;
  7. уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  8. соотносить цифру и число предметов;
  9. составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  10. пользоваться арифметическими знаками действий;
  11. измерять длину предметов с помощью условной меры;
  12. знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
  13. делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
  14. ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

В области развития речи дети должны уметь: 

  1. строить сложные предложения разных видов;
  2. составлять рассказы по картине;
  3. серии картинок, небольшие сказки;
  4. находить слова с определенным звуком;
  5. определять место звука в слове;
  6. составлять предложения из 3-4 слов;
  7. членить простые предложения на слова;
  8. членить слова на слоги;
  9.  различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
  10. самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

В области представлений об окружающем мире: 

  1. уметь различать по внешнему виду растения, животных;
  2. иметь представления о сезонных явлениях природы, т.е.
  1. времена года, последовательность, основные приметы, месяцы, загадки и стихи о временах года;
  2. домашних животных и их детенышей;
  3. диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей;
  4. транспорт наземный, водный, воздушный.


Предварительный просмотр:

Для родителей «Как развивать память»

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что–либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Но легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно (непроизвольно). Поэтому так важно развивать именно произвольную память. Ее развитие предполагает следующие этапы:

  1. Обучение детей умению осознавать цель запоминания и воспроизведения. Это значит:
  1. - уметь внимательно слушать задание до конца;
  2. - стремиться активно запомнить необходимую информацию;
  1. - Пытаться самостоятельно вспомнить в процессе воспроизведения забытую информацию.
  2. Овладение приемами, направленными на запоминание и воспроизведение необходимого материала.
  3. Умение осуществлять самопроверку (умение соотнести, сличить полученный результат с заданным образцом).



Предварительный просмотр:

Правила безопасности для ребенка

  1. Не уходи далеко от своего дома, двора.
  2. Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.
  3. Не гуляй до темноты.
  4. Обходи компании незнакомых подростков.
  5. Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
  6. Не отправляйся один в дальние поездки.
  7. Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт.
  8. Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
  9. Договорись заранее с соседями о сигналах опасности.
  10. Не садись в чужую машину.
  11. На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.
  12. Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.
  13. В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.



Предварительный просмотр:

Ребенок, поступающий в школу должен уметь:

  1. четко произносить все звуки; 
  2. различать одежду, обувь и головные уборы, зимующих и перелетных птиц, овощи, фрукты и ягоды;
  3. уметь рассказывать русские народные сказки;
  4. различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  5. свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.);
  6. внимательно, не отвлекаясь слушать взрослого 30-35 минут;
  7. полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок;
  8. запомнить и назвать 6-8 предметов, слов;
  9. различать гласные и согласные звуки;
  10. разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;
  11. определять количество и последовательность звуков в словах типа: «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»;
  12. хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы);
  13. владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов);
  14. свободно считать до 20, обратно от 10; выполнять счетные операции в пределах десяти;
  1. подготовка ребенка к школе – сложный и трудный процесс. Поэтому чем раньше Ваш ребенок научится читать, считать, размышлять, сравнивать и логически мыслить, тем проще ему будет учиться в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...

Методические рекомендации " Подготовка к школе" по письму и развитию речи

Материал предназначен для учителей начальных классов, занимающихся подготовкой к школе...

Подготовка к школе

Несколько советов родителям о подготовке будущего первоклассника....

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе"

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе". Материал для педагогов и родителей  будущих первоклассников....

Родительское собрание в начальной школе "Подготовка к школе"

(Собрание проводится в форме игры, в ходе которой надо показать родителям важность развития мышления, памяти, внимания для успешногообучения ребёнка в школе)эВ представлении многих взрослых подготовка...

Презентация к занятиям по подготовке к школе по тетради О. Холодовой "За три месяца до школы"

Предлагаемая презентация поможет организовать подготовку дошкольников к обучению в 1 классе. Составлена в соответствии с первыми десятью занятиями рабочей тетради О. Холодовой "За три месяца до ш...

Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу" (84 часа)

Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу"...