Тематическое родительское собрание "Повседневные дела и порядок"
методическая разработка (2 класс) по теме
Тематическое родительское собрание с психологом "Повседневные дела и порядок" имеет своей целью познакомить родителей с основными методами и закономерностями воспитания организованности и дисциплины у детей младшего школьного возраста. Как приучать ребенка к порядку и дисциплине? Эта проблема знакома многим родителям. Используя метод анализа конкретных ситуаций, психолог ставит своей задачей помочь родителям осознать основные закономерности и приемы воспитания организованности и дисциплины у ребенка, основываясь на принципы гуманной педагогики и психологии. Данная методическая разработка заинтересует и педагогов-психологов и классных руководителей. Ведь педагогическое и психологическое просвещение родителей - наша общая и важная задача.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое родительское собрание с психологом "Повседневные дела и порядок" | 134.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое родительское собрание с психологом
на тему: «Повседневные дела и порядок»
(начальная школа)
Автор-составитель: Нерославская Е.И., педагог-психолог МОУ СОШ №134 «Дарование»
Проблема, рассматриваемая на родительском собрании: как приучить ребенка к порядку и дисциплине.
Цель: познакомить родителей с основными методами и закономерностями воспитания организованности и дисциплины у ребенка младшего и среднего школьного возраста.
Задача: используя метод анализа конкретной ситуации, помочь родителям осознать закономерности и приемы воспитания организованности и дисциплины у ребенка и свою роль в это процессе.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Психолог: - Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада приветствовать самых заботливых, самых любящих, самых внимательных родителей на свете! Почему так пафосно? Потому, что это действительно так и есть. Ведь, несмотря на свою занятость и проблемы, вы – здесь. Вы оставили все дела и пришли, чтобы узнать что-то новое, то, что поможет вам и вашим детям стать счастливее и радостней! Это ли не здорово!?
У вас на столах лежат листочки в форме яблочек. На этом листочке отразите то, что ожидаете вы узнать, понять, осознать сегодня, в результате нашей работы. Ваши ожидания. В конце собрания мы вернемся к нашим яблочкам, и, если ожидания сбудутся, то дерево оживет и принесет свои плоды. (Мы сможем прикрепить свои яблочки на дерево).
2. Основная часть.
Психолог: - Как приучить ребенка к порядку и дисциплине? Думаю, что эта проблема рано или поздно беспокоит нас и, к сожалению, очень часто решается через конфликты, взаимные недовольства, обиды, наказания. Эти методы не приносят желаемого результата, и мы унываем и сокрушаемся: «Ну и дети пошли!»
- Сегодня мы с вами постараемся обобщить методы и закономерности воспитания организованности и дисциплины у ребенка, а также осознать свою роль в этом процессе. Очень важно понять, что я, как родитель должен делать или не делать, чтобы у ребенка воспитать нужный навык или правильную привычку.
- В каждой семье существуют определенные правила, гласные или негласные. Они касаются домашнего распорядка, режима, норм поведения и много другого. Приучение к ним ребенка – важная часть, если не сказать основа, его воспитания. Вы согласны со мной? (ответы родителей)
- Почему это так важно? (ответы родителей)
- Конечно, правила дают ребенку ощущение не только порядка, но и уверенности в жизни. Неприученный к порядку и правилам, ребенок оказывается во власти минутных желаний, неуправляемых эмоций, случайных влияний. Мы говорим, что он разболтан, неорганизован, не воспитан. Во многих ситуациях он оказывается без ориентиров, не знает как себя вести, как организовать свои дела и время.
Как же его приучать?
- Ну вы наверняка со мной согласитесь, что приучение к порядку и правилам – это работа. Причем работа длительная, ежедневная и ежечасная. Она частенько проходит трудно, с обидами, конфликтами.
- Назовите наиболее распространенные «поля сражений», на почве чего они возникают? Поделитесь своими трудностями.
(еда, приготовление уроков, помощь по дому, укладывание спать, выключение компьютера, телевизора и т.п.)
(Родители рассказывают свои трудные ситуации, психолог комментирует)
- К сожалению, эти проблемы портят нам настроение, лишают радости, провоцируют обиды и конфликты. Как же его приучать? Одного рецепта, конечно, нет, так как причины непослушания или неорганизованности ребенка могут быть самые разные. Однако, будет очень хорошо, если мы будем помнить о некоторых общих методах и закономерностях, которые направлены на воспитание у ребенка организованности и дисциплины.
- Обсудим наиболее важные.
- - Предлагаю вашему вниманию ситуацию. (чтение ситуации) с.97
Вопросы для обсуждения:
- В чем мудрость поведения матери в данной ситуации?
(Она четко и в то же время мягко сообщала ребенку решительный запрет на недружелюбное действие по отношению к себе)
- Какой урок получил ребенок?
(беспрекословность родительского «НЕТ»)
- С самого раннего возраста, четко и мягко, твердо и беспрекословно, «НЕТ» значит «НЕТ», без вариантов. Наша твердость и уверенность в данном случае – это залог того, что у ребенка будет формироваться опыт послушания и правильного поведения, он будет четко знать что ему позволено, а что нет.
- Итак, первая важная закономерность (обратить внимание на слайд) «Начинать как можно раньше», с самого нежного возраста, родители четко и уверенно дают понять что можно, а что нельзя. К сожалению, мы часто не придерживаемся этого и позволяем ребенку пока он маленький очень многое, а когда он подрастает и продолжает вести себя также, нас это возмущает и обижает. «Ты же уже большой, должен понимать!»,- говорим ему мы. Очень огорчают агрессивные выпады наших подростков в адрес родителей, однако, мы сами когда-то позволили им больше чем можно! Чтобы вести себя правильно ребенок должен нажить этот опыт, позвольте ему это сделать. Будьте постоянны , уверенны и последовательны в своих требованиях!
- – Организованность ребенка зависит не только от постоянства требований родителей, но также от порядка вокруг него. Очень важно, чтобы вещи, посуда, игрушки имели свои места и возвращались на место. Чтобы ребенок, как и остальные члены семьи, спал в своей кровати, сидел за столом на своем месте, ел из своей тарелки. Хорошо, когда в семье соблюдаются некоторые постоянные ритуалы – укладывание спать, прогулки, прием гостей и т.д.
Важно, чтобы то, что вы ждете от ребенка, регулярно вами отслеживалось, внимательно и настойчиво.
К сожалению, постоянные нарушения могут закрепляться и превращаться в «правила». Возьмем, например проблему, связанную с едой. Очень важны правила, связанные с едой: что, как и когда ребенок есть, как он себя ведет при этом. Проблема с едой – это обычно испытание не только для ребенка, но и для родителей. И, к сожалению, родители не всегда выдерживают эти ипытания.
Обратимся к ситуации: с. 101.
- Что для родителей стало главным в этих ситуациях: соблюсти правила или наполнить желудок?
(ответы родителей)
- На разных чашах весов оказались забота о желудке и о нормах поведения. И первое очень часто перевешивает, и действуют родители «из лучших побуждений». Кто согласен, что это правильно?
- Вот для таких тревожных мам и пап позвольте мне познакомить вас с результатами одного важного эксперимента с. 102
- Мы видим, что вполне можем доверять ребенку, его саморегуляции и интуиции.
Второй важный принцип: необходимость организовать среду и быт. Систематически участвуя в семейных ритуалах и выполняя установленные правила ребенок наживает опыт послушания и привыкает к организованности. (на слайд)
- – Вернемся к моментам, когда ситуация еще не так запущена. Заметим, что просто отслеживать выполнение правил недостаточно. Очень важно, чтобы родитель был включен в общение с ребенком по поводу разных дел, тогда его помощь оказывается гораздо более эффективной.
Обратимся ситуации: с. 103
- Что особенного делал мать, почему ребенок слушался и делал то, что нужно?
(ответы родителей)
Во-первых, она говорила очень доброжелательно (моя хорошая, как хорошо ты мне помогаешь), поддерживая приятный тон общения.
Во-вторых, подстраивалась под темп девочки, которой надо было оторваться от игры и начать собираться – что всегда не просто дается ребенку ( говорила потихоньку собираться, и сама действовала не спеша)
В-третьих, озвучивала и организовывала действия ребенка, помогая ему и в то же время сохраняя его инициативу – предлагала встряхнуть руки, сложить игрушки, не забыть другие.
В-четвертых, она планировала следующие важные ближайшие шаги, при этом делая их привлекательными (вкусный супчик)
В результате следовало естественное послушание ребенка, а вместе с ним – приучение его к порядку и дисциплине.
- Многие родители интуитивно ведут себя так же. Когда ребенок маленький мать проговаривает все, что она делает, если ребенок постарше она обсуждает с ним все его занятия и дела. Родителям приходится приучать детей к очень важным вещам: например, держать свое слово, выполнять взятые на себя обязательства. Часто дети просят завести животное и уверяют, что будут заботиться о нем как положено. Однако проходит день –два и начинаются испытания… Знакома вам эта ситуация?
- Очень важно, чтобы мечта ребенка – это животное – не превратилась в причину конфликта и обид. Чтобы избежать неприятных моментов от родителей требуется терпение, деликатность, а иногда и изобретательность.
- Позвольте познакомить вас с интересным случаем из воспоминаний замечательного психотерапевта Мильтона Эриксона: с. 105
- Обратили внимание, в каком тоне проводил свою воспитательную операцию отец? Это крайне важно! Поэтому и нужный результат. Мы тоже можем взять это себе на заметку. Итак, следующий важный признак (слайд) Помочь ребенку организовать себя, бесконфликтно, без выговоров и морализирования, без обвинения и наказаний!
- – Организовать себя дошкольникам и младшим школьникам помогают так же и внешние средства. Что это такое? Это наглядный материал в виде картинок, списков, напоминалок, инструкций, расписаний, которые напоминают ребенку что и когда он должен сделать. Они замещают руководящие указания взрослых и помогают самостоятельно справляться с делами. В чем польза этих внешних средств?
- Снимают нагрузку с родителя
- Передают ответственность ребенку
- Было бы все очень здорово, если бы мы – родители, особенно мамы, так легко умели отдавать свою роль такому неодушевленному «заместителю»!
Послушайте ситуацию: с. 107
- Чья забота не проспать лекцию? (сына)
- Почему он до сих пор не может пользоваться будильником?
(мать продолжает оставлять эту заботу себе, мешая сыну взять на себя ответственность за свои учебные дела, а заодно научиться пользоваться вспомогательным средством –будильником)
-Таким образом очень важна следующая закономерность: Родитель должен помочь ребенку с помощью внешних средств научиться ответственному отношению к своим делам (слайд)
- - Ну и в заключении необходимо упомянуть о наказаниях. Естественным следствием неорганизованности или непослушания, как правило, являются наказания. И это не только те наказания, которые поступают от родителей. Часто они исходят от самой жизни, являясь следствием безответственности или несознательности. Специалисты заметили, что ребенок приобретает ценный жизненный опыт только тогда, когда в ситуации ему некого винить, кроме себя. Поэтому и советуют родителям, в тех случаях, когда ребенку не хватает «сознательности», не мешать ему столкнуться с негативным результатом своего действия.
Посмотрим на ситуацию: с.109
- Какой урок получил школьник? Какова роль матери? (ответы родителей)
- Мать не стала напоминать о несобранном портфеле. Когда неприятность случилась, она сочувственно отнеслась к его переживаниям. Ее активное слушание позволило сохранить дружескую атмосферу и помочь мальчику извлечь полезный урок.
(слайд)
- Жизнь порой учит нас лучше, чем родитель. И когда за неправильные действия ребенок наказывается самой жизнью, то не стоит добавлять еще родительского назидания. Часто мы поступаем так же, как поступали с нами в свое время, пускаемся причитать и сокрушаться (Я же говорила, что ты несобранный, вот я не проконтролировала, и ты забыл и т.д. Пусть тебе это будет уроком, будешь знать! …) Не сочувствие и понимание, а упреки, обвинения, угрозы. Не удивительно, что дети часто не хотят делиться своими делами с нами и не получают нужных уроков от жизни, а копят негатив на эту жизнь.
3. Заключение
- Мы обсудили с вами несколько методов и закономерностей, учет которых помогает родителю и ребенку в нелегкой задаче приучения к дисциплине и порядку.
- Проговорим их кратко: (слайды)
- 1. Приучение начинать как можно раньше и делать это систематически. Важно помнить о естественных законах организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку.
- 2. Вначале следует помогать ребенку в сложных для него задачах(напоминать, подстраховывать делать вместе), затем постепенно отпускать его на самостоятельность. В переходный период стоит помнить о «внешних средствах»
- 3. Исключительно важно следить за доброжелательным тоном общения, особенно если приучение идет трудно
- 4. Полезно помнить правило: «На ошибках учатся» Не следует «стелить соломку» везде, где ребенок может «упасть».Важно оставлять ему возможность встретиться с неприятными последствиями своих действий.
- Уважаемые родители, вернемся к нашим яблочкам. Если ваше ожидание сбылось – приклейте его на дерево, и мы увидим, какую пользу принесло нам сегодняшнее мероприятие. Ну что ж, я рада за вас. Вы уходите не с пустыми руками. Сегодня мы с вами перелистали главу из книги Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком КАК?». Вы можете найти эту книгу сами и продолжить ее изучение. А все это нам нужно для того, чтобы в жизни нашей было больше побед и меньше поражений! Чего я вам и желаю! До свидания!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое родительское собрание «Домашние задания обучающихся в начальной школе. Отношения семьи и школы».
Домашняя учебная работа– это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Пригото...
Тематические родительские собрания
1.Тема собрания: «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день»....
Тематическое родительское собрание
Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем....
тематическое родительское собрание
Родительское собрание "Отметка. Оценка. Как к ней относиться"...
Тематические родительские собрания
Тема: "Поощрение и наказание детей в семье"...
Тематические родительские собрания
Предлагаю вашему вниманию планирование тематических родительских собраний в 1-4 классах, а также конспекты некоторых собраний с приложениями (анкетами и памятками для родителей, которые я поместила на...
Сценарий тематического утренника "Было дело под Полтавой"
В июле этого года мы отмечаем дату 309-летие со дня победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении. Молодая регулярная армия России, разгромив шведское войско, ...