Воспитание достойного гражданина
материал по теме
Предварительный просмотр:
Родителькое собрание на тему: «Воспитание достойного гражданина».
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности.
В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:
- воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;
- формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
- воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
- формировать уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
- формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин»
- развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов
Основной целью гражданского и правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.
Воспитание – процесс формирования духовных, нравственных, культурных ценностей общества у человека, группы лиц.
Воспитанность – качества человека, отличающегося хорошим воспитанием, умеющего себя хорошо вести.
Гражданин (словарь С.И. Ожегов) – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
Гражданин (учебник «Граждановедение») – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Вопрос о гражданском воспитании учащихся в современном обществе актуален всегда. Однако направления решения данной проблемы государство обозначило лишь в 2001 году (Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы»).
Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль гражданско-правового образования граждан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу.
Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:
- чувство собственного достоинства, уважение к себе;
- требовательность к себе, ответственность;
- отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
- протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
- жизнестойкость, уверенность в себе;
- самообладание при промахе, ошибке;
- умение не падать духом при неудачах;
- умение радоваться жизни;
- вера в добро, в справедливость.
На классом часе «Права и обязанности маленького гражданина» через различные виды работ детям были разъяснены понятия «права», «обязанности». Ученики, как граждане России имеют право на образование. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников – старательно учиться. Решая проблемные ситуации, школьники уяснили, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе.
Отличительной чертой системы работы является её гуманистическая направленность. Она позитивно влияет на работу учащихся, на их поведение, стиль общения со сверстниками и взрослыми, на знания и общий кругозор.
И самое важное, что нельзя забывать , нам – взрослым, дети берут пример с родителей. Берегите своих детей.
Литература
- Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Начальная школа» № 3, 2002 год
- Гражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002 год
- «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999 год
- «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007год
- «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание законопослушного гражданина страны.
Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для фор...
Образовательный проект по патриотическому воспитанию "Я гражданин России"
Образовательный проект "Я гражданин России" содержит в себе описание разделов реализации патриотического воспитания во внеурочной деятельности учащихся....
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Проект концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания "Я - Гражданин России"
Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Я-Гражданин России» МКОУ «Присадская средняя общеобразовательная школа» администрации муниципального образования Киреевский рай...
Организация открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Внеурочная деятельность по теме «Краеведение. Тула музейная»
Презентация к выступлению на педагогическом совете...
Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...