"Трудный подросток. Кто он?"
методическая разработка по теме

Жукова Елена Николаевна

Буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnyy_podrostok.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Подростки становятся трудными, потому что:

  1. Воспитывая детей, родители нарушают главные правила и принципы воспитания.
  2. В семье с несколькими детьми родители используют разные принципы в воспитании и отношениях со старшими и младшими.
  3. Родители пренебрегают воспитанием как таковым, и только «содержат» и «кормят» ребёнка, наивно надеясь, что его воспитает «школа», «улица», «жизнь», «государство»…

Подростки становятся «трудными», после того как:

  1. Родители разводятся, и сохраняют плохие отношения друг с другом; ребёнка настраивают против одного из родителей, или он после развода не имеет с ним нормального общения.
  2. Ребёнок растёт в «одинокой» семье: «только с мамой», «только с папой», «только с бабушкой», и не видит полноценного и счастливого взаимодействия полов, мужчин и женщин.

«Не существует проблем ребёнка отдельно от проблем семьи, дети – не автономны, их девиантное поведение – всегда следствие ошибок в воспитании, помочь трудному подростку без активного включения в эту помощь самих родителей невозможно» остаются по большей части без внимания. Работать над собой – всегда трудно. И родители трудных подростков это понимают. И чаще они хотят не меняя себя, не исправляя ошибок воспитания и общения, чтобы их ребёнок сделал всё сам… Наивная и эгоистичная надежда, вызванная всеобщим психологическим бескультурием.

Напротив, если родители понимают, что в перевоспитании проблемного чада должна быть и их обязательная часть работы, и активно в неё включаются – результат не заставляет себя ждать.

Да, меняться трудно, проблематично, но меняться необходимо. И ребёнку, и родителям. Совместные усилия при активном содействии психолога приводят к быстрому изменению ситуации, разрешению проблем, налаживанию живого, душевного и искреннего общения внутри семьи.

Можем ли мы, психологи, помочь в решении проблем трудного подростка?

Можем. Но только при активном участии в решении проблемы его родителей.

Наш адрес: г. Красноармейск,

Ул. Б. Хмельницкого, д 2 «Д»

Телефон: 8 (845-50) 2-45-86

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Красноармейский центр социальной помощи семье и детям «Семья»

«Трудный подросток. Кто он?»

Разработано педагогом-психологом

Жуковой Е.Н.

2012

…Они вызывающе одеваются и грубят, слушают ужасную музыку и не знают, кто такой Ленин, они требуют денег на дискотеки и игнорируют чувства близких, у них проблемы с учёбой и алкоголем, сексом и наркотиками; они могут довести папу до бешенства, маму до слёз, а бабушку до инфаркта, они не собираются прислушиваться к вашему мнению, и что самое главное – они не собираются раскаиваться! Это – трудные подростки.

Трудный подросток – это в недавнем прошлом милый ребёнок, родители которого, не подозревая об этом, допустили множество стратегических и тактических ошибок в его воспитании.

Подростки становятся «трудными», когда:

1. Требования родителей не соответствуют их возрасту:

  1. Родители слишком многое позволяют, слишком мало требуют.
  2. Родители слишком мало позволяют, слишком много требуют.

2. Отношение родителей к детям неадекватны их возрасту:

  1. Родители мнят ребёнка младше, чем он есть на самом деле, и общаются с ним как с маленьким.
  2. Родители рассматривают ребёнка как взрослого и общаются с ним с детства как со взрослым человеком, уже имеющим жизненный опыт.

3. Родители часто заявляют ребёнку, что всё, что они из себя представляют, и что имеют – принадлежит на самом деле им, родителям; психологически как бы лишая тем самым ребенка право на собственную жизнь, личность, чувства и достижения.

4. Родители занимаются «обеспечением» материальных потребностей ребенка, не устанавливая с ним душевный контакт и теплые, дружеские отношения, наполненные взаимным интересом.

5. Родители стремятся вырастить из ребёнка «идеального себя», чтобы он стал таким, какими «они сами хотели, не смогли стать»; подменяют любовь к реальному ребёнку любовью к его идеальному «образу» в их сознании. Для ребёнка нет ничего трагичнее такой подмены.

6. Родители непоследовательны в воспитании:

  1. В семье вообще нет чётких правил – за что ребёнка накажут, а за что поощрят; всё определяется «свободной прихотью» родителя.
  2. В семье существует 2 противоречивых набора правил воспитания – один мамин, другой папин, и они не согласованы друг с другом.
  3. Правила в семье есть, но родители непоследовательны в их применении: то применяют, то нет; накажут за проступок, а потом просят прощения, ласкают и дарят подарки.

Подростки становятся трудными, чтобы:

1.Получить недостающее им внимание родителей – неважно, положительное или отрицательное

  1. В случае, если в детстве они не получили достаточно этого внимания.
  2. В случае, если в детстве приучили их к избыточным дозам этого внимания, и у ребенка в силу инфантилизма возникла так называемая «бесконечная» (невротическая) потребность в любви.

2.Отстоять своё право быть самостоятельной, отдельной от родителей личностью; самоутвердиться и уважать себя.

Подростки становятся трудными, в результате того, что:

  1. Родители всё свободное время и силы посвящают ребёнку, он является «краеугольным камнем» для семьи, смыслом существования и единственным «светом в окошке».
  2. Родители не уделяют достаточно времени ребёнку, общению с ним, беседам и воспитанию. Они «содержат» и «питают» его; в семье царят холодновато-​вежливые отношения, чувства и эмоции не принято проявлять открыто.
  3. Родители не живут в согласии и любви друг с другом, в семье преобладают явные или скрытые непонимание, конфликты, взаимное неудовольствие.
  4. Родители противоречивы или непоследовательны в принципах воспитания ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил.Начало анатомо-физиологической перестройки организма младшего подростка. Первые признаки возникновения чувства взросл...

Классный час "Подросток и закон"

Данное занятие посвящено правовой культуре старшеклассников.Учащиеся закрепляли понятия: шалость,преступление,злонамеренный проступок проступок, преступление.Знакомились с правилами поведения подростк...

Индивидуальная коррекционная программа социально- педагогической реабилитации подростка к обучению в школе "Подросток"

Разработка данной программы продиктована возникшей проблемной ситуацией в школе, связанной с правонарушениями подростка, отбывавшего наказание в ЦВИЦикл коррекционных занятий, направлен на реабилитаци...

Закон и подросток. Выступление на родительском собрании

В выступлении раскрыты следующие вопросы: что такое преступление и проступок, виды правонарушений, ответственность подростка за правонарушения.К выступлению прилагается презентация....