Классный час "Подросток и закон"
классный час на тему
Данное занятие посвящено правовой культуре старшеклассников.
Учащиеся закрепляли понятия: шалость,преступление,злонамеренный проступок проступок, преступление.Знакомились с правилами поведения подростков в случае задержания их работниками полиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_podrostok_i_zakon_tsel.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Подросток и закон»
Цель: воспитание правовой культуры школьников.
Задачи:
1. Научить учащихся различать понятия шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.
2. Закрепить знания о правах и ответственности подростка.
3. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом знаний об ответственности подростка за те или иные поступки.
Оборудование: карточки с заданием для работы в мини - группах «Какие права имеет ребенок по мере его взросления?»
Тематический план
№ п/п | Содержание | Форма реализации содержания | Время |
I. Вступительная часть | |||
1. | Представление темы классного часа | Вступительное слово ведущего | 2 мин. |
II. Основная часть | |||
2. 3. 4. | Определение различий в понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление. Изучение прав несовершеннолетнего в случае привода его в полицию. Закрепление знаний о правах и ответственности учащихся. | Дискуссия со всем классом. Обсуждение ситуаций.
Сообщение ведущего. Пригласить Тамилину А.Я. или Шибанову О.Л. Работа в парах с таблицей «Какие права и ответственность имеет ребенок по мере взросления?» Шуточная «Блиц-викторина» | 10 мин. 5 мин. 3 мин. 10 мин. 5 мин. |
III. Заключительная часть | |||
5. | Получение обратной связи | Упражнение «Продолжи фразу». | 5 мин. |
Содержание классного часа
Учитель: В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет нам сегодняшнее занятие.
1 слайд Что такое закон.
2 слайд Виды ответственности.
Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним определения шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. Воспитанники сначала высказывают свои мнения, затем зачитывают определения со слайда. А сейчас прочитайте определение этого понятия, как оно формулируется в толковом словаре.
Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.
Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.
Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.
Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние) - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
Учитель: Предлагаю вам описание различных правонарушений (зачитываются учителем). Необходимо определить, о чем идет речь: о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.
1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).
2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).
3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).\
4. Девочки спрятали ручку соседа по парте (шалость).
5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление)
6. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).
7. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал зуб. (преступление).
8. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).
9. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).
10.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок)
2. Выступление социального педагога (или инспектора ПДН Тамилиной Александры Яковлевны) по теме «Права и ответственность обучающихся, права несовершеннолетних в случае его задержания сотрудниками полиции».
Учитель: Ребята, а можно ли за злонамеренный поступок привлечь человека к административной или уголовной ответственности?
Рассмотрим еще одну ситуацию. Ребята из десятого класса гуляли поздно вечером в парке. У одного из них с собой был баллончик с краской. Он предложил одноклассникам пойти в свой двор и украсить входные двери. Было уже темно. Ребята подошли к входной двери и стали на дверях и стенах дома писать нецензурные слова. Прохожие увидев это, позвонили в полицию. Приехал наряд полиции и забрал подростков в отделение.
- Как можно расценить действия подростков?
- Какие нарушения прослеживаются в описании приведенного случая?
Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции.
Вопросы:
1. Кому обязаны немедленно сообщить работники полиции при задержании несовершеннолетнего ребенка? (родителям или лицам, их заменяющим).
2. В чьём присутствии при задержании проводится личный досмотр, и что оформляется? (понятые и протокол).
3. В какое время суток закон запрещает допрашивать несовершеннолетних?(ночное)
4. Какое право на защиту имеет любой гражданин с момента его задержания?(адвокат).
Учитель: Нужно знать свои права не только в случае, когда совершается правонарушение. Необходимо хорошо знать права и ответственность, которые у вас есть, как у любого гражданина России. Сейчас мы посмотрим, насколько вы знаете свои права и ответственность. Предлагаю каждому заполнить таблицу. Справа в колонке перечислены права и ответственность ребенка. Слева вам нужно записать с какого возраста они вступают в силу.
Какие права имеет ребенок по мере взросления? | |
вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки. | |
дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии. | |
выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода. | |
на имя ребенка может быть открыт счет в банке. | |
имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора. | |
гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности. | |
может вступать в детские общественные объединения. | |
ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. | |
допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей. | |
имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин. | |
несет уголовную ответственность за любые преступления. | |
вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. | |
несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке. | |
избирать и голосовать. | |
подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.). |
(Таблицы заполняются индивидуально, затем проверяется правильность
ответов). Самопроверку по слайдам.
Учитель: Сейчас мы проведем шуточную «Блиц – викторину».
4 слайд
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
- В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествие.(Лягушка путешественница)
- В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
Учитель: Вы, должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают вас нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.
В жизни - по разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
И вовремя делать гадости.
А можно и так:
на рассвете встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям!
5слайд
Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз
- Я сделал вывод, что...
Я сегодня узнал, что…
- Новым для меня было...
Список использованной литературы.
- Безрукова Г.А. «Дэтективлэнд»: правовой турнир // Дайджест методических материалов. – 2003. – стр. 34.
- Гривапш И.О. «Право и закон» // Читаем, учимся, играем. – 2006. – 9 выпуск. – стр. 84-85.
- Капецкая Г.А. «Эрудит-лото «Закон о правах ребенка»»: классный час для учащихся средних и старших классов// Последний звонок. – 2010. – № 6. – стр.30-31.
- Лазеева Л. «Знать закон, ответствовать пред законом: деловая игра» // Библиотека. – 2005. – № 10. – стр. 66-67 (Правовое воспитание).
- Леонова Л. «Чтоб жизнь была, как ровная дорожка, учи закон, знай закон»// Библиотека. – 2006. – № 1. – стр. 28-30 (СТАТУС: НАУЧНАЯ. Правовое просвещение).
Полезная информация на сайтах:
http: 1september.ru - Классный час "Каждый правый имеет право"
http: uroki.net/docklruk/docklruk117.htm - Классный час "Твои права, подросток"
http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений
http: samgd.ru - Юным гражданам губернии
Приложение
Правильные ответы к таблице
Какие права и ответственность имеет ребенок по мере взросления? | |
14 лет | вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки. |
10 лет | дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии. |
10 лет | выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода. |
С рождения | на имя ребенка может быть открыт счет в банке. |
16 лет | имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора. |
18 лет | гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности. |
10 лет | может вступать в детские общественные объединения. |
С рождения | ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. |
14 лет | допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей. |
16 лет | имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин. |
16 лет | несет уголовную ответственность за любые преступления. |
14 лет | вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. |
14 лет | несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке. |
18 лет | избирать и голосовать. |
14 лет | подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Путешествие в страну Законию"
Формирование представления о важнейших законах нашей страны,о правах и обязанностях гражданина России....
Классный час. Тема: «Путешествие в страну Законию».
Классный час. Тема: «Путешествие в страну Законию». Цель: формирование основ нравственно-правового поведения.Задача: побудить детей к сознательному соблюдению правил поведения в обществе....
Классный час "Нарушение закона. Что к этому приводит?"
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна. К структурным элементам правовой культуры личност...
На классном часе Вы можете с детьми выработать законы классного коллектива.Главное не навязывать их ребятам, а создавать всем вместе!
На классном часе Вы можете с детьми выработать законы классного коллектива.Главное не навязывать их ребятам, а создавать всем вместе!...
Классный час "Главный закон нашей жизни"
Разработка классного часа...
Классный час: «Соблюдай закон дорог - будешь счастлив и здоров»!
Классный час: «Соблюдай закон дорог - будешь счастлив и здоров»!Девиз: «Знай правила движения, как таблицу умножения!» Цель: выявить и обобщить знания обучающихся по прави...
Классный час "Главный закон моей страны"
Цель: познакомить учащихся 3 класса в доступной форме с Конституцией, с основными правами и обязанностями граждан и символами Российской Федерации....