Нестандартные формы работы с родителями по адаптации первоклассников
статья (1 класс) по теме

Колесниченко Ирина Николаевна

статья о различных формах работы классного руководителя с родителями первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я работаю в школе учителем начальных классов и работе с родителями уделяю особое внимание. В этом году выпускаю 4 класс и задумываюсь уже о том, каким же будет новый первоклассник, как организовать работу с родителями, чтобы взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе было наиболее эффективным.

Взаимодействие педагога и родителей — сложная проблема. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями. Иногда родители просто бояться вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной другим учителям и администрации школы, не хотят делиться своими переживаниями, а порой даже и не могут определить, что же они хотят от школы и своего ребенка. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме «семья – школа». Вы видите по каким направлениям может осуществляется взаимодействие семьи и школы:

И в рамках данных направлений я предлагаю рассмотреть некоторые формы взаимодействия.

Что же относится к нетрадиционным формам работы с родителями?

 Родительские чтения- Очень полезная и необходимая форма работы с семьей, которая дает  возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.

Родительские вечера являются достаточно новой формой работы с родителями. Их уместно проводить в период адаптации, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса.

Это форма, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив, это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Интересные и хорошо организованные тренинги порой могут сделать невозможное там, где уже все общественные институты отказались что-либо делать.

Родительские ринги

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, интересной формой просвещения родителей является родительский ринг. Это - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Родительское собрание-студия.

Его суть заключается в обучении родителей одновременно на трех уровнях: теоретическом, практическом, технологическом. Во время такого собрания педагог создает условия для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению педагогической проблемы, связанной с особенностями развития и воспитания детей, в форме групповой дискуссии, круглого стола, имитационно-ролевой игры с обязательным использованием рефлексивных приемов, особенно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности.

Консультация. Беседа

Более подробно мне хотелось бы остановиться на одной из важнейших форм взаимодействия в период адаптации это индивидуальной консультации.         Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Классный руководитель предоставляет родителям возможность рассказать о тех проблемах, с которыми они хотели бы познакомить его в неформальной обстановке.

На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе изучив результаты обучения учащегося, или по рекомендации учителей-предметников. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком и классом в целом.

Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть устными и письменными. Их можно вручить в ходе первой индивидуальной консультации и предложить обдумать, а свое мнение высказать на первом родительском собрании в классе или на следующей консультации, если родители считают, что последующая консультация им необходима.

В индивидуальных консультациях могут участвовать не только педагоги. Если в этом есть необходимость, то в них участвуют психолог, социальный педагог, представитель школьной администрации. Однако надо помнить, что консультация полезна лишь в том случае если она помогает разрешить проблему, является своеобразным моментом истины в жизни семьи и ребенка.

Если в детском коллективе есть проблемы, которые касаются нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию.

Инициатива организации такой консультации может исходить как от учителя, так и от самих родителей. Тематическая консультация требует серьезной подготовки со стороны классного руководителя и тех специалистов, которые будут в ней участвовать. Если родители согласились принять участие в консультации, классный руководитель должен побеседовать со специалистами, приглашенными на нее, познакомить их с теми проблемами, которые вызывают необходимость проведения такой встречи.

Использовать консультацию в работе с родителями необходимо для того, чтобы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из ее участников этого не хочет, В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания.

Залогом успешной работы педагога и родителей является и многообразие применяемых форм и методов психолого-педагогического сопровождения. Для того чтобы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, их надо проводить системно.

Результатом использования учителем нетрадиционных форм работы с родителями по вопросам адаптации первоклассников можно считать то, что возникает контакт. Учитель с родителями говорят друг  на одном языке понятий и находятся на одном уровне позиций, происходит формирование нового классно – родительского коллектива, как правило, родители активно принимают участие в школьной жизни своего ребенка. Они становятся достаточно информированы в психолого-педагогических аспектах воспитания своего ребенка, а это помогает избежать многих ошибок и разочарований, создаются условия для нормальной жизни ребенка. Процесс адаптации проходит в более короткие сроки и менее болезненно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Материал использовался на семинаре по теме "Нетрадиционные уроки в современной школе"...

Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" по теме : «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

В данном материале отражены: тема, актуальность , цели и задачи  .  Также положительные и отрицательные стороны данной формы работы.Показаны наиболее используемые формы урока в начальной шко...

презентация к методическому семинару по теме "«Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

Данная презентация отражает опыт работы по данной теме. Материал был представлен на "Учитель года 2015"....

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Материал моего выступления по данному вопросу на педагогическом совете...

Нестандартные формы работы

Одним из эффективных методов формирования УУД, является использование нестандартных форм работы  на уроке.     ...

Нестандартные формы работы с детской книгой

Нестандортные формы работы с детской книгой....

Нестандартные формы работы с родителями.

Взаимодействие педагога и родителей — сложная проблема. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями. Иногда родители просто бояться вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она ста...