Закаливание младших школьников (родительское собрание - 2класс)
методическая разработка (2 класс) по теме

Русакова Светлана Юрьевна

Материал об укреплении здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie_2klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

Закаливание (2класс)

Разработала

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ№2 ст. Преградная»,

1 категории –

Русакова Светлана Юрьевна

Цели собрания:

1. Способствовать осмыслению родителями ответственности за здоровье своих детей, формированию гигиенических навыков.

2. Дать советы и рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребенка и формирования привычки и необходимости в здоровом образе жизни.

Форма проведения: диспут.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Подготовка сценария классного родительского собрания;
  2. Подготовка пригласительных билетов;
  3. Учащиеся заранее готовят рисунки на тему «Закаливание и здоровье»;  
  4. Оформление выставки рисунков учащихся на тему «Закаливание и здоровье!»
  5. Оформление классной комнаты;
  6. Подготовка рекомендаций, памяток для родителей.

План собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя

(введение, актуальность темы собрания)

  1. Рассказ учителя:
  1. Закаливание, его необходимость.
  2. Что происходит с ребенком при закаливании? (физиологические особенности детского организма)
  3. Когда можно приступать к закаливанию? (особенности проведения прогулки, необходимость правильно подбирать одежду, особенности сна)
  4. Основные закаливающие процедуры

 (обтирание, обливание, купание, солнечные ванны)

  1. Выступления родителей по теме собрания.
  2. Обсуждение выставки рисунков учащихся.
  3. Знакомство с рекомендациями, памяткой для родителей
  4. Индивидуальные беседы с родителями

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

- Здравствуйте, уважаемые родители!

С незапамятных времен люди мечтали о крепком здоровье и долголетии. Они нашли множество средств, предупреждающих и излечивающих недуги, отодвигающих границы старости, продлевающих жизнь. Это много замечательных средств — физическая культура и спорт, закаливание и правильное питание и многие другие факторы, являющиеся могучим оружием в борьбе за здоровье и долголетие.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. К сожалению, это не всегда выполняется. Многие из нас сокращают свою жизнь беззаботным обращением с собственным организмом. Доказано, например, что ничто так не разрушает человека, как продолжительная физическая бездеятельность. И, наоборот, ничто не придает ему столько силы, энергии, жизнерадостности, как творческий труд и активный отдых, под которым подразумеваются в первую очередь занятия двигательную активность.

Я хочу, чтобы мы сегодня поговорили о закаливании в вашей семье, обсудили, как оно планируется и проводится, поделились опытом  и дали рекомендации друг другу. А для начала давайте вспомним немного, что такое закаливание.

  1. Закаливание, его необходимость.

Как известно,   закаливание — это последовательное   повышение сопротивляемости организма вредным влияниям окружающей   среды.   Основные     средства     закаливания — планомерно используемые естественные факторы природы: воздух, вода и солнечные лучи. Насколько благотворным будет их влияние на малыша, зависит от вас, родители.

Ребенок получает из внешнего мира очень много раздражений, под влиянием которых в его организме вырабатывается способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни без вреда для здоровья. Закаленный организм лучше переносит колебания внешней температуры, ветер, дождь, а также различную степень физической нагрузки.

Закаленные дети отличаются здоровым, цветущим видом и высокой сопротивляемостью различным заболеваниям. У них обычно хороший аппетит, спокойный сон, веселое настроение. Такие дети могут долго находиться у открытого окна или форточки, хорошо переносят обтирание и обливание прохладной водой. Они редко болеют катаром верхних дыхательных путей, гриппом, воспалением легких и ревматизмом. Кроме того, они реже, чем незакаленные дети, заражаются инфекционными болезнями (корью, скарлатиной, коклюшем, дифтерией и др.), а если болеют, то значительно легче и, как правило, без осложнений.

  1. Что происходит с ребенком при закаливании.

Очень сильным раздражителем является изменение температуры. Систематическое длительное его применение ведет к образованию соответствующих условных рефлексов, при   помощи которых  организм приспосабливается   к   воздействиям внешней среды.

Как же это происходит?

Кора головного мозга, особенно в раннем детском возрасте, обладает высокой пластичностью, то есть способностью приспосабливаться к раздражениям, поступающим из внешнего   мира.    Каждое    раздражение, попадая      через     воспринимающие нервные окончания в кору мозга, вызывает   возбуждение   определенного участка и оставляет в нем след. При дальнейших повторных раздражениях, например   холодным   воздухом, водой, происходит как бы наслаивание следов и образование временных связей, то есть условных рефлексов. При этом работа всех систем организма перестраивается.

Например: при раздевании ребенка и подготовке к обтиранию или обливанию прохладной водой у него нужным образом изменяется дыхание, кровообращение, состояние кожного покрова, повышается обмен веществ и резко увеличивается выработка тепла в организме. Образно говоря, все внутренние ресурсы самозащиты быстро мобилизуются для предохранения организма от переохлаждения.

Если родители постепенно не приучат ребенка к воздействию различных температур, то его нервная система не получит соответствующей тренировки, не сможет обеспечить необходимую регуляцию тепла в организме при резких колебаниях температуры. Поэтому и возникает переохлаждение     или     перегревание организма, ведущее к различным заболеваниям.

Обязательное условие при проведении закаливания — постепенность и систематичность.

Большой ошибкой будет, если вы прервете мероприятия по закаливанию, например, в связи с изменением погоды. Тогда полезный рефлекс в отношении колебаний температуры не закрепится и все надо будет начинать сначала.

Колебания температуры могут переноситься малышами по-разному, поэтому здесь нужен строго индивидуальный подход.

  1. Когда можно приступать к закаливанию?

Приступать к закаливанию рекомендуется с первых недель жизни ребенка, используя прогулки, воздушные ванны (в комнате или на улице) и сон на открытом воздухе. Начинать применение водных процедур и солнечных ванн можно только с разрешения врача.

  1. Прогулка, одежда,

Прогулки   начинают со здоровыми детьми при температуре воздуха не ниже  10—12°. При более низкой температуре   или    ветре    разрешается гулять лишь после того, как вы приучите малыша к холодному воздуху в  комнате. Для этого открывайте в комнате периодически форточки, окна, проветривайте помещение. Если прогулки начинаются зимой, то надо выбирать ясные, тихие дни. Через некоторое время  можно   будет   гулять   в любую погоду. Продолжительность первых прогулок — 15-20 минут, затем они постепенно  удлиняются.                                 

Очень полезен дневной сон на воздухе, в этом случае дети обычно и. быстрее засыпают и крепче спят.

Не забывайте одевать ребенка соответственно погоде. Важно, чтобы тело его не перегревалось и не охлаждалось. Лицо оставляйте открытым. Правильно одетый малыш может находиться на открытом воздухе и в пасмурную, и в холодную, и даже в морозную погоду, но при температуре воздуха не ниже 20— 22°. Летом лучше гулять с ребенком в тени.

Гуляя с детьми, постепенно увеличивайте расстояние, однако считайтесь с их силами и развитием. Сначала уходите недалеко от дома. В начале время непрерывной ходьба — 5—10 минут, постепенно увеличивайте его до 15 минут (в один конец), но с обязательным отдыхом (не менее 10 минут) перед возвращением. Попозже уже прогулки с 10— 15 минут в один конец доводят до 20 минут с обязательным отдыхом сидя.

Не забудьте, что важнейшее значение во время прогулки имеет одежда детей. Часто малыши устают не от ходьбы, а оттого, что они одеты несоответственно погоде. Особенно утомляет тяжелая, слишком теплая одежда, а также неряшливость в обуви: скомканная стелька, незашнурованный ботинок, оторвавшаяся пряжка и др.

  1. Сон

Для детей также очень полезен сон на свежем воздухе. Чем дольше, тем лучше. Место для сна выбирайте в зависимости от температуры воздуха и погоды. Оно должно быть защищено от ветра. Одежда должна соответствовать времени года. Летом укрывайте малыша тканевым одеялом, весной и осенью — байковым. Лицо оставляйте открытым.

  1. Основные закаливающие процедуры

  1. Обтирание, обливание, купание.

При закаливании водными процедурами применяют обтирание, обливание и купание.

Обтирание нужно начинать постепенно. Тело малыша обтирают мягкой варежкой или губкой, имеющей температуру 36—37°  Делают это последовательно в течение 1—2 минут: сначала обтирают руки и тут же вытирают их насухо, затем ноги, грудь, живот и спину. Постепенно к концу года температуру воды снижают до комнатной (22°).

Летом проводят обливания тепловатой водой из кувшина или лейки. Ребенка можно обливать всего сразу. Продолжительность этой процедуры — 20—30 секунд, после чего следует вытирание.

Очень полезны обливания ног водой при постепенно снижающейся температуре (с 37 до 26—22°). Дети любят «топать» ногами в тазу с водой. Разрешайте им делать это в течение 2—3 минут.

Купание – очень полезная для детей закаливающая и эмоционально-окрашенная процедура. Лучше всего делать это вечером, перед ночным сном. Температура воды должна быть 35—37°; продолжительность купания — от 3— 4 до 8—10 минут.

Купайте ребенка не спеша, все время разговаривая с ним. Дайте ему возможность поплескаться в воде. Обливание после купания проводите очень осторожно, направляя струю воды на плечи и тело, но ни в коем случае не на голову. Вытирайте малыша мягкой простыней, тщательно осушая все кожные складки.

Все водные процедуры должны вызывать у ребенка благоприятные эмоции. Если он заплачет или вы заметите у него посинение, дрожь, надо немедленно прекратить купание. Важно выяснить причину такой реакции и устранить ее.

  1. Солнечные ванны.

Солнечные ванны при правильном пользовании ими очень благотворно действуют на организм. Под их влиянием погибает огромное количество болезнетворных микробов. Солнце оказывает не только тепловое, но и очень сильное химическое воздействие. Его ультрафиолетовые лучи улучшают качественный состав крови, общий обмен веществ, повышают усвояемость питательных веществ тканями тела. В результате облучения солнцем резко повышается способность организма противостоять различным заболеваниям, в особенности рахиту.

Почему же солнечные ванны допустимы только с особого разрешения врача, наблюдающего ребенка?

 Да потому, что воздействие их очень сильно. При  неумелом пользовании можно нанести ребенку большой вред. Имейте в виду, что солнечные ванны разрешаются не всем. Лучшее время для приема солнечных ванн в средней полосе страны — с 9 до 11 часов утра, когда тепловое действие солнца еще невелико, а количество ультрафиолетовых лучей максимально.

  1. Выступления родителей по теме собрания.

  1. Обсуждение выставки рисунков учащихся.

  1. Рекомендации для родителей.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что совершенно необходим постоянный контроль врача за здоровьем детей при воздействии на них воздуха, солнца, воды.

Только врач при систематических медицинских осмотрах может определить характерные особенности организма ребенка, установить для него дозировку всех видов закаливания.

Для того чтобы вам было легче ориентироваться в подборе закаливающих мероприятий для своих детей рекомендуется еще раз проконсультироваться с врачом.

  1. Памятка для родителей.

   Помните, что совместные занятия родителей с детьми приносят огромные положительные результаты:

  1. способствуют осознанию ответственности за здоровье;
  2. служат формированию гигиенических навыков;
  3. пробуждают у вас интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у них двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  4. углубляют вашу с ними взаимосвязь;
  5. предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и вам: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
  6. позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка;
  7. способствуют укреплению здоровья вашего ребенка;
  8. способствуют формированию привычки и необходимости в здоровом образе жизни.
  1. Индивидуальные беседы с родителями.

Литература для подготовки собрания:

  1. "Закаливайтесь на здоровье", А.П. Лаптев, Москва, "Медицина", 1991г.
  2. Родительские собрания: 2 класс/ Авт.-сост. О.П.Варенька.- М.: ВАКО, 2008.- 240с.
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1- 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 336с.
  4.  Я. Бердыхова. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт, 1990.
  5. Е.Н. Вавилова. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986.
  6. Н.Ф. Виноградова. Воспитателю о работе с семьей. Москва. Просвещение 1989.
  7. И.И. Гребешкова. М: Медицина 1990 г. Ваш ребенок.
  8. В. Михайлов, А. Палько. Выбираем здоровье! Москва, Молодая гвардия 1985.
  9. Ю.Ф. Зиановский. К здоровью без лекарств. Москва, Советский спорт 1990.
  10. А.Ф. Островская. Педагогические ситуации в семейном воспитании. Москва, Просвещение, 1998.
  11. В.И. Теленчи. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение. 1987.
  12. Ф. В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. Ради здоровья детей. М; Просвещение, 1985.
  13.  Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика Ф.В. и спорта. Москва, 2000.
  14.  А.Г. Хриповская. Мир детства. Москва, Педагогика, 1988.
  15.  «Физическая культура в семье» Изд. «Физкультура и спорт».- 1969.- 336с.
  16. Внеклассные мероприятия: 3 класс./ Авт.-сост. О. Е. Жиренко, Л.Н.Яровая, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова, Л. И. Гайдина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 256с.
  17. Настольная книга для учителей начальных классов./ Авторы-составители Л.С.Бескоровайная, О. В. Перекатьева – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2001. – 352с.
  18. Физическая культура 8/2004, 4/2006, 8/2006, 3/2005, 1/2006, 4/2003,7/2006,
  19. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. – Ростов – на-Дону: Феникс, 2001 – 256с.
  20. Веселые старты. Державец М.А. – Ставрополь, 1975г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание младших школьников (родительское собрание - 1класс)

Родительское собрание о закаливании рассказывает об истории возникновения закаливания, особенностями закаливающих процедур, позволяет убедить родителей в необходимости закаливания.Работа по закаливани...

научно -методическое пособие "Закаливание младших школьников"

Значение закаливания для укрепления здоровья школьников, виды  и как проводить закаливающие процедуры...

"Воспитание культуры поведения у младших школьников" Родительское собрание

Личный пример - это основное условие воспитания культуры у детей....

"Внимание младшего школьника". Родительское собрание.

Цели разработки:1)  дать представление  о внимании и его  основных свойствах;2)  ознакомить с играми и упражнениями на развитие внимания;3) дать примерное представление о способах ...

Культура поведения младших школьников. Родительское собрание.

В воспитании навыков и привычек культурного поведения большая роль отводится учителю начальных классов, так как психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчи...

Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников (родительское собрание)

Родительское собрание.В помощь родителям по осознанию ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьников и вовлечению родителей в решение проблемы....

Воспитание культуры поведения у младших школьников (родительское собрание)

Родительское собрание - основной прием общения учителя и родителей. Но как вызвать взрослых на открытый разговор? Как помочь им увидеть недостатки в воспитании ребенка и направить каждого взрослого в ...