Как сложно быть первоклашкой...или мамины фокусы.
занимательные факты (1 класс) по теме

Мертенс Ирина Юрьевна

Статья может оказаться полезной тем родителям, чьи дети испытывают сложности в первые дни пребывания ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_dlya_zhurnala.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Как сложно быть первоклашкой…или мамины фокусы.

Эта статья может оказаться полезной для тех родителей, чьи дети испытывают сложности В ПЕРВЫЕ ДНИ ПРЕБЫВАНИЯ В ШКОЛЕ. Только представьте: первый учитель, ребята-одноклассники, девочки, мальчики да еще так много всего. Такой большой пёстрый хоровод, с кем пойти танцевать, глаза разбегаются? Но стоп, это школа- здесь надо учиться т.е. работать, а танцевать так ещё хочется. Как это совместить, не потерять ощущение праздника, каждый день приходя в школу, настраивая себя на работу?

Я сама- обыкновенный школьный психолог, мама самого обыкновенного мальчика, который 2 года назад был первоклассником.  Так случилось, что я работаю в той школе, где  УЧИТСЯ мой сын. Не могу сказать, что процесс адаптации моего ребенка проходил так, как я этого хотела, но тем не менее, я вдруг обнаружила  (  а вернее, вспомнила!) такие полезные приемы, которые помогли моему сыну побыстрее адаптироваться и влиться в школьную жизнь.  

Когда я шла по коридору мимо его 1 класса ( это был сентябрь-месяц)- моё сокровище выбегало из класса  с полными глазами слёз и  цеплялось за одежду : «Мам, зачем  мне нужна эта дурацкая школа? Когда ты меня заберешь?»   Моё сердце обливалось кровью, но холодный разум говорил: « Это такая  особенность нервной системы моего ребенка, называется лабильность.» Улыбнувшись ему, говорила: «Потерпи, скоро тебя заберу и мы вместе пойдём домой. Это будет в пять вечера».  Я  понимала, что новая обстановка, новые ребята, учитель, новые правила и требования школьной жизни  могут  и должны  вызывать мини- (а может и макси!) стресс. У всех детей это проходит по-разному!  У моего ребенка это был макси-стресс!

И я задумалась: а можно ли сделать так, чтоб  мой собственный ребенок  чувствовал себя комфортно в школе?  Наверное, да…

Каждый вечер перед сном я «чесала» ему спинку с рассказами о том, как мы с папой  ждали Его,  как  мы  представляли, какими  будут Его глазки, ручки, цвет волос, как Он пойдет в школу, будет помогать мне , как будет дружить с ребятами. В свой рассказ я методично вплетала школьные темы ( дружба с ребятами- необходима,  учитель  всегда   рад, когда ты слушаешь  на уроке его объяснения,  о том, что я  никогда не оставлю своего  сына в школе  поздно вечером (кстати, страхи подобного рода в изобилии присутствуют в период адаптации у многих первоклассников- спасибо увещеваниям  недалеких воспитателей и бабушек, которые даже не подозревают о том, что запуганный ребенок- это неуспешный ребенок).  

Как-то раз (это была вторая неделя сентября) я предложила поиграть в излюбленную игру моего сына- « в машинки», только условие этой игры было такое: одна машинка- это твоя учительница (с которой благодаря моему воображению, происходят разные интересные ситуации), вторая машинка- это ты сам, и третья машинка- это твой друг, которого ты сам придумаешь (почему-то это был вымышленный озорник Витя!).  Мы катали их по полу, врезались друг в дружку, мчались наперегонки по проложенным лабиринтам из  деревянного конструктора… и учились проживать школьные ( и не школьные тоже!!!) ситуации.  «Ай, спасите меня, кто-нибудь, эй, Андрюша, Витя, киньте мне спасательный круг!»- так кричала «машинка-учительница», когда сама же (!!!) спрыгнула с края дивана в придуманное озеро и беспомощно там барахталась.  Естественно, оба друга мчались на помощь своей учительнице, которую, благополучно спасли,  потом  везли домой под  руки (у машин открываются двери, поэтому везли « под руки»). Или ситуация «в магазине», когда та же самая «машинка-учительница» ни с того ни с сего накупила неподъёмную кучу продуктов и ей непременно требовалась помощь в доставке  всей этой провизии до дома!... Конечно, «машинка –учительница»  сердечно благодарила  спасителя-Андрюшу и его друга и …лицо моего сына светилось от радости, что  он сумел помочь Миру .  (а также побывать в «ситуации успеха»-прим. мамы) Ситуаций с машинками было много: это и поведение в школе, когда хулиганам делали замечание, а в пример ставили    примерное поведение одного из друзей ( поровну- Андрюшу  и- Витю!), и ситуации с ответом  у доски и с места, и ситуации, где поощряется дружба, и даже ситуации, где  друзья должны выбрать  честность , несмотря на  страх и на то, что  «злыми» силами поощряется ябедничество («злыми силами» у нас была Баба-Яга  и  мафия,  ха-ха!!).

Через месяц таких игр мой сын уже спокойно встречал меня в коридоре школы и с улыбкой на лице рассказывал: «Мам,  а у нас сегодня было то-то и то-то» и как бы между прочим спрашивал: «А ты не забыла, что мы уйдём из школы в пять?» (Почему-то он не был уверен до конца, что я не забуду забрать  его  из школы, ха-ха!)

Вся прелесть  таких игр заключается в том, что ребенок проживает «некомфортные» ситуации из  жизни в игре, происходит катарсис, высвобождение  негативных , неотработанных  эмоций. Получает необходимый опыт, пример, как надлежит выходить из каких-либо ситуаций, ну, и конечно, ПРИНЯТИЕ, которое так необходимо всем людям без исключения.  

Также я попробовала игру, которую я назвала «Мышки». На палец надевала какую-либо игрушку (можно Мышку из пальчикового театра) и  ТОЛЬКО интонацией и СЛОГОМ  я разговаривала со своим сыном. «Как думаешь, что сейчас мышка говорит своему сыну (сыну- потому что должно быть отождествление ребенка  с детенышем  персонажа, который подходит по полу и возрасту): «пи-пи-пи…(интонация ласковая, игривая), а теперь? «пи-пи-пи…(интонация такая, словно  даю наказ) и т.д.  Все подобные игры моментально увлекают ребенка,  контекстно происходит  воспитание через игру. Да, и родителям безусловно идет на пользу такое общение с детьми, ведь, не забывайте, что в основном, родители передают информацию о способах коммуникации в жизни.

Не могу не упомянуть про совместный просмотр телевизора или DVD- фильма. Парочка занимательных мультиков с обязательным комментарием  (о доброте, о взаимовыручке, о необходимости  прощать, о трудолюбии и помощи людям)-  непременное условие  правильного взросления ребенка.  

Если я видела, что что-то не так с настроением сына, я  брала свое «волшебное зеркальце» и просила у него: « Расскажи мне, зеркальце, почему у моего Андрюшки такое настроение? Что?..Так-так…а потом?...Да ты что….и прямо на ногу?... а он его? М-м-м….» (делала вид, что ухом слышу неуловимое повествование)   Мой сын сидел ошеломленный от того, что я все «знаю» про  происшествия  в школе, потому что хотя бы одно слово из моего монолога было «в точку» и вот тут процесс начинался.  «А ты знаешь, что он меня первым толкнул? А потом еще по макушке дал? Знаешь, как обидно было?…» «Да, сын, знаю, когда  не можешь  ему ответить тем же-  это  очень  обидно! А что было дальше?..»(Озвучить в этот момент чувства ребенка-это бесценно!- прим. мамы) Конечно, я не упускала возможность объяснять, что люди бывают разными, и нам придется жить в таком  «разном» обществе. Но если мы вместе- то любая ситуация разрешима.  

И еще один прием, который очень помог моему сыну в первый  месяц в школе.  Я предложила своему ребенку выбрать  мою маленькую фотографию, которую он мог бы достать из портфеля, когда ему захочется меня увидеть. Момент выбора  фотографии  я  снабдила  рассказом о том, что ,когда он будет смотреть на неё - я это  буду  чувствовать   и мысленно давать ему свое тепло.  Как потом рассказывала учительница- ему это заметно помогало справиться со своим настроением  («Смотрю, сник Андрюха, полез в портфель, достал фотографию, поставил на подставку, посмотрел-посмотрел, погладил, убрал и  снова включился в урок…» )

Многие родители спрашивают, можно ли давать ребенку в школу сотовый телефон? – Лучше с собой не давать. Ребенок хуже привыкает к новой жизненной ситуации и новым взрослым, если у него есть возможность постоянного контакта с родителями (подмечено  воспитателями группы продленного дня!)

Вот в общем-то все нехитрые приёмы, которые помогли нам справится с таким простым и сложным одновременно периодом- адаптацией. Удачи вам, и знайте, что тот, кто готов искать, как помочь своему ребенку, тот уже стоит на пути под названием «Родительская мудрость».

                                                                      Педагог-психолог   Ирина Мертенс  ГБОУ СОШ № 935


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Первоклашка скоро в школу"

Статья предназначена для родителей будущих первоклассников....

Легко ли быть первоклашкой

Данная статья о первых трудностях ,возникающих у детей в первом классе в адаптационный период....

Классный час для класса со сложной структурой дефекта "Если хочешь быть здоров"

Красочная презентация поможет Вам привить навыки личной гигиены у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью....

Тема: Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Урок литературного чтения, 4 класс

Урок литературного чтения, по теме Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» .Цель урока : способствовать формированию представлений учащихся о доброте к...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

«Мне нравится быть…Мне НЕ нравится быть…Мне советуют быть…Мне не советуют быть…»

4 тема из рабочей программы курса внеурочной деятельности «Проектируем будущее»...